Волжские студенты помогли встретиться членам экипажа канонерской лодки «Усыскин» впервые после войны

реклама

В 60-70-е годы прошлого века в большинстве школ, училищ и техникумов нашей страны активно шла поисковая работа. Старшеклассники и студенты разыскивали участников Великой Отечественной войны, которые были связаны с тем или иным сражением, вели с ними переписку и приглашали к себе на праздники военной тематики.

Они хотели увидеть тех, кто ковал Победу, и услышать из первых уст о скорбной странице в истории нашей страны. Таким же делом были заняты и учащиеся бывшего медучилища Волжского. Одной из групп, в которой учился наш земляк Валерий Пименов, было дано задание разыскать «усыскинцев», воевавших во время Сталинградской битвы в составе Волжской военной флотилии.

Настоящий флаг и компас

В 70-е годы в медучилище располагался один из лучших музеев в системе образования города. Для него, вспоминает друг «Волжской правды» Валерий Пименов, выделили просторное помещение. Здесь разместили около 300 памятных экспонатов, связанных с Великой Отечественной войной. Это были присланные бывшими фронтовиками фотографии, ордена, линейка, с помощью которой проводилась корректировка выстрелов с боевых плавсредств, компас корабля, шинель, фуражка, бескозырка и другие личные вещи солдат и матросов.

Стенд в музее медучилища. В центре — флаг усыскинцев

Одну стену комнаты памяти полностью посвятили канонерской лодке «Усыскин». Там разместили карту, где обозначили места пребывания судна во время Сталинградской битвы. Центральное место среди экспонатов занимал настоящий флаг усыскинцев, с которым была связана своя интересная история, но об этом – чуть позже.

В музей медучилища приезжали экскурсии из других городов и приходили ребята со всего Волжского.В 1971 году, когда вся страна начала готовиться к празднованию 30-летия Великой Победы, горком КПСС предложил этому учебному заведению найти сведения об участниках битвы на Волге. И будущие медики активно включились в работу.

В училище образовалось три поисковые группы, у каждой из которых было своё задание. Одна из них, например, занималась поиском родственников тех солдат, чьи имена высечены на памятнике у Картинной галереи. Вторую интересовала информация, связанная с канонерской лодкой «Чапаев», входящей в состав Волжской военной флотилии.

Группе, в которой учился Валерий Пименов, была поставлена задача разыскать членов экипажа лодки «Усыскин». Когда ребята вместе со своим классным руководителем Александрой Михайловной Юрловой только приступали к поиску, об этом военном судне им было известно немного.

Александра Михайловна Юрлова

Достучались до Москвы и Ленинграда

Валерий Пименов

– Мы знали, что была такая канонерская лодка «Усыскин» в составе Волжской военной флотилии, что она базировалась на Ахтубе в районе острова Зелёного, – рассказывает Валерий Николаевич. – Сначала выяснили, что экипаж состоял из 28 человек, и стали делать по ним запросы. Прежде отправили их в военкомат и музей Волгограда. И к нашей радости получили сведения о командире лодки капитане-лейтенанте Иване Александровиче Кузнецове. Потом писали письма в военно-морской архив Ленинграда, архив военно-морского госпиталя, который находился там же, а также в Москву, в Министерство обороны.

Ребята узнали, что «Усыскин» превратился в канонерскую лодку из пароходного буксира. Его одели в броню, установили необходимое оружие, и во время битвы на Волге он помогал сдерживать натиск врага.

В ходе самого кровопролитного сражения в истории человечества эта лодка провела более 200 стрельб, уничтожив более 650 фашистов, около 20 танков, 50 автомобилей, пять артиллерийских и девять миномётных батарей, а также четыре самолёта и другую вражескую технику.

Получив адреса членов экипажа, молодёжь рассылала письма и с нетерпением ждала ответов. Весточки приходили. Кто-то из моряков писал, что жив-здоров, а за кого-то отвечали родственники, потому что адресата уже не было в живых.

В итоге по приглашению на празднование 30-летия Победы в Великой Отечественной войне в Волжский приехали 13 моряков. Они прибыли из разных уголков нашей страны – Киева, Крыма, Днепропетровской, Винницкой, Одесской областей, а также Ивановской, Ленинградской и Краснодарского края.

Финансовую сторону вопроса пребывания бывших фронтовиков в нашем городе взяла на себя компартия, а педагоги и ребята отвечали за культурную программу.

Она включала в себя экскурсии по Волжскому и Волгограду. 9 мая 1975 года дорогие гости побывали на открытии памятника воинам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. И конечно же, состоялось торжественное мероприятие в стенах медучреждения.

Обстрел по методу Шичко

После войны судьбы моряков Волжской военной флотилии сложились по-разному. Большинство вернулись к мирным профессиям, стали работать в колхозах и на различных предприятиях.

В этом плане из них выделялся Геннадий Шичко, который был на канлодке «Усыскин» корректировщиком. В 1942-м он максимально близко подбирался к врагу, чтобы сообщать своему экипажу, находящемуся за 20 км, на Ахтубе, координаты для запуска очередного снаряда. Геннадий Андреевич стал кандидатом биологических наук. Он занимался разработками в области физиологии. И его метод – метод Шичко – помог избавиться от алкогольной зависимости многим людям.

Корректировщик Геннадий Шичко

Убелённые сединами в пиджаках с ровными полосками медалей, они вновь стали на Волгоградской земле теми молодыми мальчишками, которые в 1942-м были готовы жертвовать своими жизнями, чтобы не дать врагу осуществить свой захватнический план. Все эти 30 послевоенных лет у них не было никакой информации друг о друге. Но благодаря волжанам они снова встретились, и чувства их переполняли.

Выступает командир канонерской лодки «Усыскин»

– Они выступали перед нами, рассказывая о том, что им пришлось пережить, и я смотрел на них, затаив дыхание, а по моей коже бежали мурашки, – признаётся волжанин. – Перед нами стояли живые легенды. Смерть ходила рядом с ними, они теряли боевых товарищей, но им удалось выжить в той кровавой бойне. На их груди, когда они жестикулировали, звенели медали… А ещё они плакали. И я тогда первый раз увидел, как взрослые мужчины не могли сдержать своих слёз.

Письмо – настоящий праздник

Что ещё осталось в памяти тогдашнего студента медучилища Валерия Пименова? Рассказ о том, как командующий Волжской военной флотилии приехал на остров Зелёный, где должна была базироваться канлодка, и стал интересоваться, где же она находится. А «Усыскина» настолько хорошо замаскировали, что он был незаметен, хотя стоял буквально в нескольких шагах.

Воспоминание о первом залпе, который был дан 23 августа по скоплению фашистских танков на берегу Волги в районе сёл Рынок и Латошинка. И как потом в течение 67 суток днём и ночью моряки вели огонь по противнику.

О том, как канонерская лодка получила серьёзное повреждение. Отказало рулевое управление, а в машинном отделении заклинило все паровые краны. Под огромным давлением пара судно вот-вот должно было взорваться. Но командир отдал приказ сбить эти краны. Кочегары, не дрогнув, взяли ломы и выполнили задание. «Усыскин» был спасён.

И то, что экипажу порой приходилось голодать, потому что не хватало каши, да и вообще всегда чего-то недоставало, включая боеприпасы. Нельзя было организовать баню, потому что дым был слишком заметен, и фашисты могли запросто совершить авианалёт, чтобы уничтожить его источник.

И то, что моряки всё время находились в напряжении – команда ударить по противнику могла поступить в любую минуту, и к этому нужно было быть готовыми. А ещё всегда ждали писем из дома. И когда весточка приходила, то это становилось праздником. Казалось настоящим счастьем узнать о том, что все твои домашние живы и здоровы.

Командир усыскинцев Иван Кузнецов (слева)

– Бывшие фронтовики благодарили нас за устроенную встречу, – продолжает Валерий Пименов. – Им очень понравилась наша комната памяти, и они пообещали пополнять её новыми экспонатами. Командир усыскинцев Иван Кузнецов вскоре подарил медучилищу настоящий боевой флаг. Вообще-то по правилам это знамя должно было сдаваться в военно-морской музей, но Иван Александрович сообщил, что его каким-то образом удалось утаить, и теперь ему самое место в Волжском.

Пожелтевшие страницы истории

Те ребята, которые стояли у истоков поискового движения, после учёбы покинули родные пенаты, патриотическую эстафету перехватили вновь поступившие в училище мальчишки и девчонки. Они продолжали переписку с бывшими фронтовиками – поздравляли с праздниками и вновь приглашали на встречи. И после 1975-го их тоже устраивали, но они уже не были такими массовыми. Моряки всё больше благодарили в письмах за проявляемое к ним внимание. Одна из последних весточек датируется серединой 80-х. В нём супруга Геннадия Шичко сообщала, что он умер. А вскоре перестал существовать и музей училища. Помещение, где оно находилось, потребовалось переоборудовать в учебную аудиторию.

Какие-то экспонаты, включая тот самый флаг канонерской лодки «Усыскин», удалось пристроить в ранее существовавший в стенах ДК «Октябрь» музей боевой славы.

После закрытия памятной комнаты в медучилище оставшиеся экспонаты бережно хранила у себя Александра Юрлова, а когда умерла, то завещала передать этот собранный по крупицам мемориальный скарб, уместившийся в пять коробок, Валерию Пименову. Он отвез этот материализованный привет из прошлого в свой загородный дом, где иногда перебирал содержимое картонных ящиков, вспоминая былое.

Часть этой истории ещё хранится. На пожелтевших тетрадных листах, аккуратно исписанных каллиграфическим почерком, информация о моряках, которых удалось разыскать в ходе поисков. Здесь же протоколы мероприятий, напечатанные на печатной машинке, письма ветеранов и их снимки, где они в военной форме ещё совсем молодые… 

Чтобы подарить нам жизнь, этим ребятам пришлось пройти настоящий ад. Вечная им память и вечный покой!

Фото из архива Валерия Пименова

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru