25 января в России отмечают Татьянин день — праздник, объединяющий всех, кто познал радость студенческой жизни, и, конечно же, обладательниц этого прекрасного имени. Первая любовь, экзаменационный стресс, веселые вечеринки и бессонные ночи за конспектами – по этой волшебной поре скучают многие, в том числе и сами Татьяны.
«Волжская правда» решила узнать, какие теплые воспоминания о студенческих годах хранят известные Татьяны нашего города.
«Свободу попугаям»
Татьяна Воронина, председатель Волжского детского фонда:
– Мы с подружкой Ириной, подрабатывали на кафедре сопротивления материалов в Волгоградском политехническом институте. Работали в лаборатории, которая, к слову, располагалась в подвальном помещении. Платили, пусть и «немножечко», зато это были честно заработанные.
И вот, накануне 25 января, картина маслом: мы с Ириной, как образцовые студентки, склонились над своими графиками и приборами. Закончив опыты, довольные собой, мы собрались восвояси, но с ужасом осознали, что дверь заперта. Нас просто закрыли. На часах – семь вечера, вокруг ни души, только сумки, тетрадки и безмолвные приборы. Ни еды, ни воды и, простите, даже туалета.
Сначала – паника, слезы, потом – смех. Дошли до того, что песни пели, на столы ложились от безысходности. «Утром выпустят» – успокаивала я себя и Иринку. «А пока – давай исследования проводить, время-то убивать надо». Сотовых тогда еще не изобрели, связаться с внешним миром – никак. Представила мамину реакцию: «Последний 114-й автобус прошёл, где дитя?!» – и снова чуть не разревелась.
Спасение пришло в девять вечера. Внезапно послышался звук ключа в затворе. Дверь медленно открылась, а за ней аспирант, вернувшийся завершить какие-то дела по работе. «Свободу попугаям!» – вскликнули мы от внезапно нагрянувшего счастья и чуть не задушили его в объятиях. Но радовались мы рано: верхняя одежда и обувь остались в кабинете зав. кафедрой, а на улице – трескучий мороз, в сменке далеко не уйдешь. Наш профессор не имел привычки брать трубки вечером. Пришлось аспиранту, бедняге, топать к нему домой (благо, руководитель жил рядом) и вести его лично.
В Волжский я в тот день так и не попала, заночевала у Ирины на Тракторном. Зато история получилась – на всю жизнь запомнишь.
«Армия в меру упитанных»
Татьяна Глухова, депутат Волжской городской Думы, председатель постоянной депутатской комиссии по местному самоуправлению:
– Конечно, знания и навыки, полученные в вузе – это очень важно, но всё же куда более важно научиться в студенческие годы коммуницировать, общаться, дружить и любить. Я, например, обожала устраивать тематические вечеринки, куда стекалась наша молодёжь. Сейчас это кажется обыденностью, а тогда, в лихие 90-е, было настоящей диковинкой. Выбирали сказку, например «Буратино», и каждый наряжался кем хотел, создавая образ из подручных средств. Результат – два Карабаса-Барабаса и куча Мальвин в одной комнате. А карнавал на тему «Карлсона» превратил наши худеньких студентов в целую армию «в меру упитанных». Смех стоял невероятный.
А наши вылазки с одногруппниками волжского филиал Волгоградского Государственного университета на природу. Палатки, костер на берегу Волги, огни Волгограда мерцают на противоположном берегу… Ночи напролет просиживали у огня, болтали, смеялись, мечтали о будущем.
Но самая невероятная история – это наша дружба с Алексеем Колябиным. Пять лет за одной партой, от конспектов до защиты диплома. А теперь мы оба – преподаватели, кандидаты наук. Он читает трудовое право, я – гражданское. И вот, в 2025-м, мы члены государственной экзаменационной комиссии, принимаем экзамены у нового поколения юристов. Смотрю на них и вспоминаю себя, нашу студенческую жизнь, полную смеха, дружбы, и немного сумасшедших идей. И понимаю: дипломы – дипломами, а вот настоящее богатство – это люди, которые были рядом в те бесценные годы и остаются рядом спустя столько лет.
«Рискованный план»
Татьяна Орлова, доцент Волжского политехнического института, исполнительный директор Волжского общественного благотворительного фонда «Дети в беде»:
– Свердловск, середина 70-х, второй курс Уральского политеха. Про легендарный предмет сопротивление материалов у нас говорили так: «Сдал сопромат – можно жениться». Мол, все, пик жизненных трудностей пройден. А все потому, что преподаватель у нас был… ну, очень строгий. На контрольных списать было нереально – все конспекты изъяты, бдительность на максимуме. На химфаке, где я училась, девчонки, понятное дело, с сопроматом боролись изо всех сил. Стипендия – святое, а тут такое испытание.
Преподаватель наш был человек прямолинейный: «На «пять» знаю только я, отличники вытянут на «четыре», а остальным, и «тройка» – подарок судьбы». Но была у него одна особенность: если списывал – признайся и получишь хорошую оценку. И вот, перед экзаменом мы с девчонками разработали целую стратегию отвлечения педагога. У нас был секретный агент – девушка из деревни, активистка и душа компании. Училась она средне, зато была коммунисткой, руководила стройотрядом и деньги зарабатывала неплохие, так что стипендия ей была не критична. Она и согласилась на наш рискованный план.
На экзамене мы устроили целое представление: то одна отвлекала, то другой «плохо» становилось. В общем, создали все условия, и наша героиня умудрилась списать. Затем честно в этом призналась и как результат – заветная «пятерка». Отмечали это дело в общежитии, девушка расплатилась с нами со своей стипендии килограммом конфет «Мишка на севере» – настоящий дефицит в 76-м, а достать их тогда – целая история. Сидели, довольные, объедались этим лакомством.
Я же сдала на тройку, но ничуть не расстроилась. Жизнь, как говорится, все расставила по местам: я сама стала кандидатом технических наук, преподаю строительную механику и теплотехнику – предметы, не проще сопромата. Правда, сама к студентам отношусь с пониманием, иногда даже разрешаю списать.
«От пурги до застрявшего кота»
Татьяна Сержантова, режиссёр детского художественного музыкального театра «Гном»:
– В Институте культуры режиссура вечно стояла первой парой. А я, как назло, имела талант к опозданиям именно на неё. Молодая, энергичная. в училище культуры моталась каждый день. Шел 1987-й. Борис Павлович Естрин, наш преподаватель, человек строгий, встречал меня неизменным отчитыванием. Чтобы хоть как-то смягчить его гнев, я стала выдумывать причины опозданий. Это превратилось в своего рода студенческий фольклор.
Однокурсники потом рассказывали, как Борис Павлович, поглядывая на часы, говорил: «Ну, сейчас появится Таня Сержантова со своей очередной душераздирающей историей». Стоило мне зайти в аудиторию, как все начинали смеяться: «Ну, что на этот раз?».
А я, надо сказать, фантазерка та еще. То автобус сломался, то сквозь пургу пробиралась, то в ванной застряла – воду отключили, пену с головы смыть не могла. Ну, и классика жанра – старушка через дорогу. Но однажды опоздание было действительно уважительным. Кот залез под машину соседа и наотрез отказался выходить. Завели мотор – бедняга забился еще глубже, трясется от ужаса. Я, увидев это, закричала: «Там кот!». В итоге, час проворачивались с этим спасением. Вытащили, конечно, перепуганного, но целого и невредимого. А в училище я в тот день, естественно, опоздала. Зато история была – железная.
«Уникальные люди»
Татьяна Рогозина, журналист:
– Как говорится, бывших студентов не бывает. Поэтому все, кто носил это почетное звание, всю жизнь почитают святую Татиану как покровительницу студенчества.
Студенческие годы в Волгоградском государственном университете подарили мне встречи с уникальными людьми, которые сыграли огромную роль в моей жизни.
Это прежде всего Марина Павловна Чередникова, она читала лекции по русскому народному творчеству и древнерусской литературе. Причем, так вдохновенно, что мы, помимо обязательной программы, переворошили все библиотеки в описке сказок в пересказе фольклориста Александра Афанасьева, читали произведения протопопа Аввакума, Нестора и митрополита Иллариона.
Многие из сокурсников до сих пор остаются моими друзьями, которыми не перестаю восхищаться. Это, прежде всего, Эльвира Алексеевна Фурсова, она поступила в университет в 43 (!) года. Уже одно — это достойно уважения. После того, как вышла на пенсию, создала, а потом долгие годы руководила школой искусств «Воскресение» в городе Волгограде, которая славится своими успехами не только в области, но и за рубежом.
Интересно, что идея создать школу искусств пришла в голову Эльвире Алексеевне как раз во время празднования Татьяниного дня. Мы тогда всем курсом отправились на волгоградскую набережную и, надо признаться, легкомысленно отнеслись к задумке Эльвиры Алексеевны. Не поверили, одним словом. А зря!
Еще был смешной случай. Хотя для кого как! Первая лекция во время сессии начиналась рано – в восемь утра. Из Волжского добираться приходилось на перекладных, так что путь был нелегкий. Морозы в одну из зим стояли крепкие. И брести надо было вверх, на гору, к университету по колено в снегу. Смеялись, мол, мы первопроходцы! Но один раз моя приятельница нос отморозила. Вначале дружно перепугались, а потом, когда все обошлось, договорились, что первую лекцию будем пропускать. Однако уже на следующий день, как и положено, в университет приехали к восьми утра…
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru