Все мы знаем, что даже для правильной и своевременной социализации ребенка необходимо приложить немало усилий. Даже когда речь идет о здоровых детях. А как быть родителям юных волжан, имеющих проблемы со зрением?
Вот уже более 40 лет им приходит на помощь детский сад «Черёмушка», что находится в 22 микрорайоне. Сегодня в нём работают 11 групп, которые посещают порядка 100 малышей в возрасте от двух до семи лет. Как проходит социализация, узнал наш корреспондент.
«Доступная среда» расширяет проёмы
Открытый в декабре 1982 года детский сад № 92 имел тогда одну группу для малышей с нарушением зрения, все остальные были общеразвивающими. Сегодня же картина выглядит с точностью до наоборот. Здесь работает лишь одна группа общеразвивающей направленности, девять рассчитаны на юных волжан, имеющих проблемы со зрением, и ещё одна – для ребят с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Зрение у детей падает, чему способствуют компьютеры и телефоны родителей. Впрочем, встречаются и врождённые патологии.
– Наша задача – научить ребят пользоваться сохранным зрением, то есть тем, что было дано при рождении, поддерживать его и взаимодействовать друг с другом, – рассказывает старший воспитатель детсада № 92 Елена Торрес Лабрада. – В общении важно видеть эмоции собеседника, а когда с глазами проблемы, то тяжело «читать» лица людей.
В адаптации мальчишкам и девчонкам помогает команда профессионалов, в числе которых не только воспитатели, но и учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Здесь есть офтальмологический и физио-кабинеты со специальным современным оборудованием, сенсорная комната и много других специальных возможностей.
Ребятам, которые имеют проблемы со здоровьем, необходимо уделять больше внимания, чем здоровым. Здесь к каждому индивидуальный подход, поэтому в группах всего по 10 малышей.
Для группы особых детей, имеющих интеллектуальные нарушения, особые условия. Сегодня их в «Черёмушке» пять. В 2017-м, когда эта группа только открывалась, здесь был произведен ремонт с полным учетом специфики работы. Сделать это помогло участие в федеральной программе «Доступная среда». В частности, строители расширили дверные проёмы для проезда колясок, в санитарно-гигиенической комнате предусмотрели специальные поручни. Заменили напольное покрытие, позаботились о звуковых и световых сигналах. Жёлтой краской обозначили ступени и углы. А снаружи обустроили пандус и положили тактильную плитку, обозначающую направления движения либо его запрет.
Сенсорный парк и автогородок
Благодаря федеральным и региональным грантам на территории «Черёмушки» появился сенсорный парк и автогородок, призванный лучше ориентироваться на общественных пространствах. Его оснастили всем, что имеется в Волжском для безопасного пересечения проезжих частей. Дорожные знаки и разметка, импровизированные пешеходные переходы и остановки с тактильной контрастной плиткой, светофоры со световыми и звуковыми сигналами.
Сенсорный парк «Черёмушки» помогает малышам учиться познавать окружающий мир с помощью звуков, запахов, форм, тактильных и пространственных ощущений, поэтому он и разделён на пять зон. В песочнице, например, здесь есть не только песок, но и камни, кора, шишки, чтобы, трогая их, ребята получали тактильные навыки. А знакомиться с запахами им помогают грядки с ароматными растениями. Много здесь и других моментов, способствующих полисенсорному развитию ребёнка.
Эти две площадки отдыхают только в зимний период, а с апреля по октябрь на них еженедельно проходят занятия.
– Наши малыши уже стали разбираться в растениях и спокойно отличают розмарин от лаванды – и по виду, и по запаху, легче ориентируются на площадках, где нет гладкого покрытия, – говорит Елена Владимировна. – Ребята посещают эти занятия с большим удовольствием, а когда вечером их забирают родители, они ведут их в наш парк и рассказывают о том, что им удалось узнать. Проведённая диагностика показала, что у малышей улучшилось зрительное и слуховое восприятие, они стали лучше ориентироваться в пространстве.
Ребята выходят из «Черёмушки» подготовленными для следующей образовательной ступени. А дальше в зависимости от тяжести недуга идут учиться в обычные учреждения или попадают в коррекционный класс школы № 17, которая находится в этом же микрорайоне.
Материал подготовлен в рамках гранта «Общество равных возможностей»
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru