Вспомнить хорошо забытое старое: Волжскому необходим ресурсный центр для школьников — аналог советских УПК

88
Махсуд Султанов, директор волжского филиала МЭИ, председатель комиссии по науке Волжской общественной палаты
реклама

В советской системе среднего образования существовало такое понятие, как учебно-производственный комплекс. Старшеклассники могли получить в УПК если не полные навыки, то азы выбранной «взрослой» профессии. Сегодня, когда Россия испытывает недостаток квалифицированных кадров, этот опыт пытаются переосмыслить и заново применить.

С идеей создания такой городской структуры выступил председатель комиссии по науке, образованию, культуре, спорту, и молодежной политике Волжской общественной палаты, директор местного филиала МЭИ Махсуд Султанов. Вот, что он рассказал корреспонденту «Волжской правды».

И – червонец маме…

– Махсуд Мансурович, почему вы обратили внимание на эту проблему?

– В начале 70-х прошлого столетия была эпоха хиппи и эти веяния повлияли на желание советских детей трудиться. В 1974 в СССР была ровно такая же ситуация, как и сейчас. Много было вакансий в рабочих профессиях, и уже в 75 году была утверждена концепция УПК. Они были созданы в каждом городе. Дети сначала изучали теоретическую часть, охрану труда, получали допуски, потом шли на предприятия и получали профессию.

При развитии системы образования в РФ был упущен этот положительный опыт и как следствие, сейчас мы имеем отсутствие уроков труда в большинстве школ. Дети не заняты трудом. Только в сентябре прошлого года Министерство просвещения разрешило участие детей в уборке своего класса! Классные дежурства были запрещены до этого времени! Мы превращали наших школьников в людей, не умеющих работать руками.  И сейчас стал вопрос, как нам их научить труду, при этом нацелив на будущую профессию.

А лично вы прошли через УПК?

— Конечно. В советское время я учился в разных школах и кроме обычного образования получил 3 рабочих профессии! Штукатур-маляр, сборщик-разборщик холодильников, сборщик -разборщик ящиков электроплит. Мы получали такого качества навыки, которые нам позволяли после школы сразу устроиться на работу. Нас в профцентре приучили к дисциплине, и неплохо платили, в среднем в месяц мы до 15 рублей могли заработать. А штукатуром мне как-то посчастливилось получить аж 25 рублей! А это возможность пригласить девушку в самый крутой кинотеатр, мороженое и прочие радости. Ну, и, конечно, червонец маме.

То есть, вы хотите, чтобы мы вернулись к советскому опыту?

– Да, но, приспособленному к новым реалиям. Можно взять за основу концепцию УПК, назвать его ресурсным центром, подключить туда всех работодателей и попросить их сформировать у себя производственно-учебный центр. Они сделали бы там школу наставников, выделили бы часть площадей для обучения и потом, после аттестации, заводили бы ребят на рабочие места, чтобы они работали рядом с опытными сотрудниками. У школ сейчас комплекс ограничений -необходимо согласие родителей, учитывать состояние здоровья детей. Эту тему они должны передать ресурсному центру, который должен всё это централизовать в интересах города. Эта структура будет распределять детей по производственным предприятиям.

— Серьёзная реформа…

— Конечно, это приведёт к изменению расписания. И со временем мы воспитаем детей, которые могут трудиться. Раньше нам очень нравилось бывать на заводе — нас впечатлял запах стружки, металла, огромные масштабы всего! У меня масса одноклассников, которые после УПК пошли в техникумы после 8 класса. И такое право выбора должно быть и у нынешних ребят — стать классным мастером или пойти в 10 класс, а потом учиться на «белого воротничка».

– Каковы обозримые сроки создания такого ресурсного центра в Волжском?

– Президент в послании федеральному собранию обозначил — Россия в ближайшие 10 лет столкнётся с кадровым голодом, и нам надо решать эту задачу. Мы предлагаем пока только идею, чтобы предупредить эту проблему в масштабах города.

Эту мысль мы только озвучили, это выражено в виде протокола комиссии общественной палаты, утверждённого председателем и переданное исполнительным органам в феврале этого года. Местные власти уже увидели, что мы обеспокоены вопросом нехватки людей рабочих профессий и трудовым воспитанием детей в школах.

Почему в энергетике – пенсионеры?

– Есть ли у нас в городе «ростки» подобного явления?

– Сейчас похожие центры уже существуют при каждом вузе и техникуме. Каждый из них решает свою проблему самостоятельно. Но необходимо задействовать в этом процессе и школы. На сегодняшний день, по информации центра занятости, потребность города — 2500 рабочих профессий. В энергетике, например, большая часть этих мест заполнена пенсионерами, и не потому, что там мало платят, просто у молодёжи другие приоритеты. И надо этот вектор менять.

— Но большинство родителей хотят, чтобы из ребенок получил высшее образование. Нет ли здесь противоречия?

— Тут не преследуется цель, чтобы ребёнок обязательно стал рабочим. Главная задача – воспитать у него трудолюбие и привить навыки первой рабочей профессии.

Например, в нашем предуниверситарии МЭИ мы реализуем эту деятельность по компетенциям -электромонтажные работы, лаборант химанализа, системный администратор, гидроэнергетика, робототехника. К слову, сейчас электромонтаж в сфере ремонта — самая дорогая по расценкам работа, а мы этому учим школьников из двух школ № 14 и 19. Кстати, пока это реализуется в дополнительное время, это личная заинтересованность ребят.

А если мы создадим городской ресурсный центр, и он будет располагать бюджетом для сопровождения этих процессов, для создания лабораторной базы на предприятиях, для компенсации затрат наставникам, то в эту орбиту мы на постоянной основе вовлечём всех волжских школьников.

Я думаю, эта структура должна будет подчиняться заму мэра, курирующего вопросы образования и социальной политики, он может влиять на школы. Сейчас директора этих учреждений ограничены в полномочиях. Чтобы это изменить, нужен административный ресурс.

– Как скоро можно внедрить ваше предложение?

— Я бы хотел, чтобы эта идея была реализована в рамках 70-летия Волжского. Можно обкатать это в формате верификации до нового учебного года. Мы могли бы выбрать 5-6 школ, и на следующий год запустить в качестве пилотного проекта по заинтересованным учреждениям. То есть, там, где хотят увидеть в своих детях, образованных по рабочим профессиям, трудолюбивых людей. Поэтому я призываю директоров школ подключиться к этому процессу. А с предприятиями мы уже запланировали встречу по этой теме в службе занятости, на которой мы поднимем вопросы о создании инструментальной базы и об оплате наставникам.

Нам надо создать преемственность, чтобы молодёжь любила труд, как наши первостроители, которые построили ГЭС, Химкомплекс, всю систему металлургии, машиностроения. Да и весь Волжский в целом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь