Все дороги ведут в Москву: кому принадлежат промышленные гиганты Волжского

6207
реклама

Город Волжский — один из крупнейших промышленных городов Нижнего Поволжья. Кто является владельцем заводов?

АО «ВАТИ»

Единственное в регионе предприятие по выпуску асбестовой и безасбестовой технической продукции. Продукция, выпускаемая заводом, обеспечивает потребности: автомобилестроительных и машиностроительных производств и вторичного рынка России и стран СНГ в автокомпонентах, а также производителей оборудования для предприятий атомной, энергетической, машиностроительной, судостроительной, металлургической, химической, нефтехимической, пищевой, фармацевтической и других отраслей промышленности. Находится на стадии ликвидации. Зарегистрировано в Волжском.

Подробно:

В 1958 году начато строительство завода АТИ в составе Волжского химкомбината. В 1962 году государственная комиссия приняла первые производственные мощности по выпуску асбестовой нити, шнура и асбестовых тканей. В 1995 году предприятие было акционировано и переименовано в ОАО «ВАТИ». С 2003 по 2011 год было создано 5 дочерних компаний, специализирующихся на производстве различной продукции.

В 2017 году Уральский завод автотекстильных изделий (УралАТИ, Свердловская область) приобрёл контрольные пакеты акций АО «Волжский завод асбестовых технических изделий» и двух его дочерних предприятий в Волгоградской области. УралАТИ купил 76,11% акций АО «Волжский завод асбестовых технических изделий», 83,33% акций ЗАО «ВАТИ-Пром» и 83,326% акций ЗАО «ВАТИ-Авто».

Собственник:

По последним данным сервиса раскрытия корпоративной информации «Интерфакса», сегодня завод УралАТИ подконтролен кипрской компании TEMAС LIMITED. А до передачи пакета акций УралАТИ в офшор предприятие находилось под контролем родственников бывшего министра транспорта и связи Украины Константина Ефименко (работал при президенте Викторе Януковиче).

АО «Завод «Метеор»

Ведущее предприятие российской радиоэлектронной промышленности. Специализируется на разработке и производстве кварцевых резонаторов, генераторов и фильтров. Продукция «Метеора» используется производителями современных российских систем радиосвязи, навигации, авионики и радиолокации, входит в состав ракет, спутников и космических станций, пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, систем ПВО, навигационной аппаратуры ГЛОНАСС, аппаратуры, обеспечивающей безопасность воздушного, железнодорожного и водного транспорта, всех типов и видов связи, геодезического оборудования.

Подробно: «Метеор» был основан в 1959 году для обеспечения потребности всех отраслей промышленности пьезоэлектрическими кварцевыми приборами. Волжский завод был первым в стране крупносерийным производителем этой продукции.

В 1994 году «Метеор» акционировали, и 51% акций получило государство. В 2009 году предприятие вошло в состав государственной корпорации «Ростехнологии».

К 1990 году завод имел численность работающих 4 500 человек и достиг максимального годового объёма выпуска продукции, однако за стремительным ростом последовал резкий спад производства. Но предприятие смогло сохранить свою специализацию и материальную базу и приступило к разработке новых современных пьезоэлектрических приборов.

Собственник: Сегодня 42,9% акций АО «Завод «Метеор» принадлежит госкорпорации «Ростех» и 38,8% – АО «Российская электроника», обе организации зарегистрированы в Москве.

Первые лица: Юрий Витальевич Валов – генеральный директор АО «Завод «Метеор», член Совета директоров.

ОАО «ЕПК Волжский»

Производит конические цилиндрические роликовые подшипники не только для автомобильной промышленности, но и для других направлений машиностроения.

Подробно: Был образован в 1961 году. Еще на этапе проектирования АВТОВАЗа, Волжский подшипниковый завод был включен в глобальную производственную цепочку сборки автомобилей в Тольятти: ОАО «ЕПК Волжский» переориентировался на своего ключевого потребителя.

Собственник: «Европейская подшипниковая корпорация» (ЕПК), которая объединяет несколько предприятий и контролирует половину российского рынка подшипников.

Первые лица: Принадлежит «ЕПК» предпринимателю с богатой биографией Олегу Савченко. Прежде чем создать компанию, промышленник профессионально играл в гандбол, торговал компьютерами, добывал золото, занимался «северным завозом» и деревообработкой. Кроме того, Олег Савченко хорошо известен тем, что поднимался на высочайшие вершины мира – Эверест, Калиманджаро, Мак-Кинли и Денали, а сейчас покоряет Сахару.

Завод «Волгабас»

Холдинг «БМГ» (бренд «Volgabus») входит в ТОП-3 производителей автобусной техники в России. Компания выпускает дизельные и газомоторные автобусы различного класса и назначения, а также электробусы, машины для перевозки детей, автобусы специального назначения.

Подробно: ООО «Волгабас» создан на базе Волжского автобусного предприятия «Волжанин», которым руководил нынешний депутат Волгоградской облдумы Анатолий Бакулин. А учредителем созданного ООО «Волгабас» стал тогда его сын Алексей Бакулин.

Сегодня ООО «Волгабас Волжский» управляет Анатолий Бакулин, а во главе «отпочковавшегося» ООО «Бакулин Моторс Групп», зарегистрированного во Владимирской области, стоит Алексей Бакулин.

Первые лица: Анатолий Васильевич Бакулин – депутат Волгоградской областной Думы. В 1987 году был избран на должность генерального директора МУП «Волжская автомобильная колонна № 1732», в 1993 году под его руководством начато строительство завода по производству автобусов «Волжанин». Четырежды избирался депутатом Волгоградской областной Думы, был советником министра транспорта РФ.

Сын Анатолия Васильевича Алексей Бакулин, будучи студентом 2-го курса, организовал рекламное агентство «Волжский Сервис», которому за рекордно короткий срок удалось заключить контракты с крупными заказчиками и выйти в лидеры отрасли. Среди его клиентов значились крупнейшие игроки на международном рынке. В 1996 году Алексей Бакулин занял пост директора по маркетингу и финансам завода «Волжанин». Основным достижением за шесть лет его работы стала радикальная модернизация всех процессов производства, а также значительное увеличение объёмов выпускаемой техники. Под его руководством была созданановая система продаж: организована дилерская сеть, началось продвижение бренда в регионах и на федеральном уровне. В 2002 году возглавил совет директоров упомянутого завода «Волжанин». Алексей Бакулин был депутатом Волжской гордумы с 2009 по 2013 годы.

АО «ТЕКСКОР»

Это предприятие – одно из крупнейших высокотехнологичных заводов России по выпуску кордных и технических тканей.

Подробно: История предприятия началась в 1966 году, когда был построен Волжский завод синтетического волокна. Были запущены в эксплуатацию мощности по производству капронового корда. В 2000 году предприятие было преобразовано в ОАО «Сибур-Волжский», а в 2006-м вошло в состав крупнейшего в Восточной Европе шинного холдинга «СИБУР-Русские шины». В 2012 году акционером ОАО «Сибур-Волжский» становится «Газпром СтройТЭК Салават», а предприятие получает новое название – «Газпром химволокно». В настоящее время оно является единственным производителем полиэфирных нитей в России. С ноября 2018 года предприятие называется АО «ТЕКСКОР».

Собственник: «Газпром Строй ТЭК Салават» (зарегистрирован в Москве).

Первые лица: Генеральный директор «Газпром СтройТЭК Салават» – Сергей Вячеславович Штепа.

АО «Азотно-кислородный завод»

Предприятие было создано в 1965 году путем объединения всех вспомогательных производств химкомплекса в Волжском. Длительное время АО «ВАКЗ» входило в группу «СИБУР», а с 2011 года находится в составе группы компаний «Эктос».

Подробно: ОАО «Волтайр-Пром», ОАО «СИБУР-Волжский» и ОАО «Волжский азотно-кислородный завод» в свое время объединил российский нефтехимический холдинг «СИБУР».

Исторически сложилось, что «Волтайр-Пром», «СИБУР-Волжский» и ВАКЗ связывали не только добрососедские отношения – шинный был одним из основных потребителей продукции завода химического волокна, а азотно-кислородный снабжал практически все предприятия химкомплекса Волжского необходимыми ресурсами. Стоит вспомнить и еще одно примечательное событие в истории завода: в 2002 году в больнице скончался генеральный директор АО «Волжский азотно-кислородный завод» Александр Пархоменко. По информации УВД Волгоградской области, машину предпринимателя обстреляли из автомата Калашникова. Пархоменко с четырьмя пулевыми ранениями в область брюшной полости и грудной клетки был госпитализирован, всю ночь медики боролись за его жизнь, но оказались бессильны. Сразу после нападения в городе был объявлен план «Перехват», но преступникам удалось скрыться. Это было уже второе ЧП на азотно-кислородном заводе. Летом предыдущего года в нескольких метрах от заводоуправления прогремел взрыв: самодельное взрывное устройство было заложено в электрощитке административного здания ВАКЗ. Пострадавших тогда не оказалось, только стекла вылетели.

Собственник: АО «Эктос». Этому же акционерному обществу сегодня принадлежит и еще один волжский завод, который носит название «Эктос-Волга» (бывший завод синтетического каучука).

Первые лица: Вадим Владимирович Батрак, Александр Григорьевич Лучаковский, Лев Вячеславович Третьяков – входят в состав группы лиц, которой принадлежит акционерное общество.