Жителям нашего города имя Виктора Фенина хорошо известно. В сфере его художественных интересов – живопись, графика, монотипия. Картины мастера регулярно экспонируются в муниципальном выставочном зале. Но мало кто знает, что на счету художника — несколько изобретений, связанных с техникой. Последний патент в области сельского хозяйства он получил этим летом. О своих рацпредложениях Виктор Фенин рассказал в эксклюзивном интервью «Волжской правде».
20 лет на оформление документов
— Виктор Дмитриевич, искусство и сельское хозяйство – всё-таки очень разные сферы деятельности. Как случилось, что вы стали автором рацпредложения для фермеров?
— Моя трудовая деятельность все время была связана с шинным заводом. Я устроился на него в 1975 году: после армии решил поработать пару месяцев. Но нет ничего постояннее, чем временное, и моя заводская карьера растянулась на 34 года.
Вначале я работал просто художником-оформителем, потом получил руководящую должность — начальника отдела рекламы и информации. Много продукции шло за рубеж, и нужно было придумать бренд, который узнавали бы во всём мире.
Предложений было много, но коллегиально остановились на моей идее. Это ёмкое слово, в переводе с английского означающее «волжская шина», используется и в настоящее время, как и фирменный стиль, который также придумал я.
А в 2000 году на заводе встал вопрос: что лучше делать — сдвоенные или одинарные шины для тракторов «К-700». Вместе с гендиректором и главным конструктором мы поехали по колхозам и фермерским хозяйствам. И ни один механизатор не сказал ничего в пользу сдвоенных. Наоборот, все были за то, чтобы делать широкую шину.
Для удобства их эксплуатации должны быть разборные диски. И я придумал такой механизм. Чтобы поменять огромную, с человеческий рост, шину в полевых условиях на неразборных дисках, требуется специальный станок. Он стоит немалых денег. А моё рацпредложение позволяет минимизировать денежные затраты и трудовые ресурсы. С заменой такого колеса на разборном диске любой механизатор справится в одиночку.
— Почему на оформление патента потребовалось 20 лет? И что дальше, какие перспективы у вашего изобретения?
— Теперь надо двигаться дальше. Я дал слово фермеру, что моя разработка обязательно будет запущена в производство. Хорошо бы, чтобы ключевые предприятия вернулись в государственную собственность, и, как и раньше, во времена Советского Союза, на них внедрялись современные технологические новшества, помогающие нашим селянам выращивать хлеб. Я надеюсь, что когда-нибудь это произойдёт.
Причем детали моего колесного комплекта для трактора можно делать из вторичного сырья — ПЭТ-пластика, которого сейчас очень много. При определенной обработке он ничуть не уступает по прочности металлу. И это огромный плюс.
Эта разработку я осуществил в 2006 году. Патент датирован 26 июня 2024 года. Такой разбег во времени произошел из-за административной волокиты, но всё закончилось благополучно. Аналогов не нашли, и мне всё-таки выдали документ об изобретении.
Оспаривая основные понятия
— У вас уже несколько патентов в сфере машиностроения. Почему такие важные задания поручались именно вам? У вас техническое образование или вы самородок — волжский Кулибин?
— Действительно, на моем счету уже несколько патентов. Например, для одной из моделей шин я придумал рисунок протектора и боковины. В цеху отливали чистое и гладкое колесо, и мы с коллегами с помощью специальной машинки вырезали варианты протекторов. Это очень сложный процесс.
Чтобы поверхность шины получилась рабочей, нужно много что знать. И мне помог альбом фирмы «Бриджстоун», который мне подарили на одной из международных выставок шин. В этом буклете под названием «Оспаривая основные понятия» было детально описано, за что отвечает тот или иной рисунок протектора. Так что ламели — это не только красота, они выполняют важные технические задачи.
Кстати, технического образования у меня нет, только художественно-педагогическое. По специальности я мастер производственного обучения и учитель труда. Но всю свою жизнь я занимался дизайном. Он подразумевает умение делать функциональный анализ, и я советовал бы включить этот предмет в программу всех вузов страны. В жизни это пригодится каждому.
— Что для вас интереснее: искусство или изобретательство?
— Одно другому не мешает. Чтобы тренировать мозги, нужно постоянно чем-то заниматься, учиться новому, совершенствовать уже существующее. У меня много планов, и я горжусь тем, что уже сделал. Мне нравится мой дизайн-проект, который я разработал для музея Памяти солдат войны и правопорядка, проходную, конференц-зал, столовую на шинном заводе.
Я очень люблю Волжский и активно участвую в его жизни. В честь 70-летия сделал подарок детской соматической больнице. Шесть моих картин теперь радуют маленьких пациентов. Дети – наше будущее, будущее Волжского. И я хочу, чтобы они были здоровые, радостные и весёлые. От этого зависит настроение в нашем городе.
Справка «ВП»
Виктор Дмитриевич Фенин родился в 1950 году в Мордовской АССР. В 1974 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. С 1983 года член Союза художников России. Специализация — плакатная графика. Работы Виктора Фенина экспонировались на международных, всесоюзных, зональных, областных и городских выставках.
В 1982 году художник стал серебряным призёром на всемирном конкурсе «Плакат в борьбе за мир». Известный датский карикатурист и общественный деятель Херлуф Бидструп назвал плакат волжанина лучшим. Кстати, этот постер актуален и сегодня. На фоне американского флага мастер изобразил атомную бомбу.
Виктор Фенин — лауреат премии Волгоградского комсомола. В 2004 году занесён в книгу почёта города Волжского.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru