Две недели назад на аппаратном совещании в мэрии глава города Игорь Воронин представил нового директора ДК «Вогоградгидрострой». Впрочем, в городе Руслан Герасимов личность известная. 37-летний управленец пополнил когорту руководителей муниципальных учреждений в пандемию. Вначале была библиотечная система города, а спустя два года, в 2022-м, к ней добавился и музейно-выставочный комплекс. К концу 2024 года рентабельность МИБС возросла в три раза, а доходы ВМВК – в четыре. Помимо Дворца, Руслан Герасимов будет руководить еще и парком «Гидростроитель». Мы поинтересовались его планами по развитию этих знаковых для Волжского объектов.
В музеях будут экскурсии в наушниках
Просторный кабинет, на большом рабочем столе органайзер — четырёхгранная колонна с мозаичным орнаментом, скульптурка суслика с мастерком, ноутбук, компьютер, планинг…
— Руслан, назначение было довольно спонтанным, а переход – быстрым. Что ты оставил после себя в библиотеках?
— Я пришёл в библиотечную систему в 2020-м, и мне сразу пришлось оптимизировать три филиала. Это было очень непросто. Я сократил и трудоустроил в другие места 12 человек. А уже в следующем году мы с командой успешно реализовали два проекта модельных библиотек, которые за период своей работы показали рекордную статистику. В отчёте о реализации нацпроекта «Культура» за 2023-й год Центральный филиал вошёл в тройку российских библиотек по росту посещаемости, а вся МИБС вошла в десятку библиотек страны по росту количества новых читателей. Тогда, в момент закрытия филиалов, мне очень нелегко далась фраза о том, что библиотеки от оптимизации только выиграют. Теперь эти слова выглядят пророческими… Рост доходов за период моего руководства увеличился в три раза.
— То есть нынешняя библиотечная система способна обслужить себя сама?
— Да, сейчас библиотека живёт и сама покрывает свои расходы. Это пока не самоокупаемость, но она может себе позволить всё, что ей нужно для жизни и улучшения. Одним из последних приобретений, к примеру, в библиотеке стали шторы блэкаут для просмотра проектора, стоимостью порядка 40 тысяч рублей. И это помимо обычных расходов. К нам присоединились новые партнёры: школа «Эврика», которая делает лагерь на базе библиотеки, детская школа программирования «Алгоритмика», компания «Мосигра» на регулярной основе со своим ведущим и призами проводит у нас турниры по настольным играм. То есть библиотека постепенно превращается из слабого и постоянно нуждающегося в финансировании игрока в игрока сильного и способного решать свои вопросы самому.
— А как изменилась ситуация с ВМВК?
— Музейный доход за два года вырос в четыре раза. Помогла, конечно, Пушкинская карта. Но ведь программу нужно было подготовить и успешно реализовать, переформатировав работу так, чтобы можно было зарабатывать. Мы реализовали проект по переоснащению краеведческого музея, оборудовав его на 4,3 млн руб., локально и довольно неплохо переоборудовали выставочный зал, оснастили музей памяти солдат войны и правопорядка, где, помимо климатической витрины и новой мебели, приобретена интерактивная аудиосистема. Шесть колонок «Алиса» в едином мультируме, то есть в унисоне, могут воспроизводить звуки и даже экскурсионные рассказы. Со временем будут возможны и экскурсии в наушниках.
Тайный проект, Гранд Макет и живая картина
— Что осталось незавершённым, и продолжишь ли ты курировать эти проекты дальше?
— Безусловно, я их не брошу и продолжу вести. Мы, к слову, уже сделали визуализацию и готовим грант в Фонд Потанина по первому в ЮФО подземному ботаническому музею. Нам нужно от 5 до 7 млн рублей. Если не выиграем, будем реализовывать за свои средства. Написали мы и тайный проект для выставочного зала. Он будет интерактивным, динамическим и направленным на популяризацию местных художников. Начнём, конечно же, с Геннадия Черноскутова. Это будет очень крутая инсталляция: большая конструкция из дерева с картинами в рамках и на мониторах. Мы уже подали документы на областной проект, и, если нам выделят деньги, мы реализуем его уже в следующем году.
— А остались идеи, которые ты не успел даже начать, но очень хотел?
— Есть и такие. Например, идея создать Гранд Макет Волгоградской области на третьем этаже краеведческого музея. Площадь порядка 20 кв. м, стоимость около 15 млн руб. Это конструкция из модулей, работающих от нажатия кнопки: нажал — поехали машины, заработал подъёмный кран, полетел самолёт… Я видел Гранд Макет всей России в Санкт-Петербурге и Царь Макет в Москве, общался с людьми, которые их делали. И они готовы приехать к нам командой и всё сделать. И я уже понимаю, где брать деньги: это будет инвестор. Есть и еще один проект, которым я сейчас занимаюсь: специальное приложение «Живые картины». Наводишь его на картину, и она оживает. Этот очень дорого и трудоёмко, потому что с картиной работает нейросеть. В России такое есть только в Пушкинском музее. Но к концу февраля – началу марта одна такая картина появится в нашей картинной галерее. Её сделает специально под нас наш партнёр Сбербанк. Музею это не будет стоить ни копейки, хотя стоимость работы соизмерима со стоимостью китайского кроссовера. И картина эта будет из постоянной экспозиции.
— А как обстоят дела с реконструкцией картинной галереи?
— Проектно-сметная документация для «картинки» почти готова, и, если всё будет нормально, то в следующем году в январе мы подаём документы, и в 2025-2026 году нам выделяются на капитальную реконструкцию порядка 50 млн руб. Так что музеи сейчас тоже очень сильный игрок. И вполне могут себе позволить нанять для выставки фотографа, закупить хорошие напитки и хорошую еду.
— Признайся честно, твоё назначение — это твоя инициатива?
— Нет. Мне кажется, что результаты моей работы просто не остались незамеченными. Ренат Стаценко, безусловно, четко наладил работу. Дворец полностью закрывает сам себя, и ни о каких убытках здесь речи не идёт. Он – сильный руководитель. Но я помоложе, во мне есть задор и неравнодушие, которые здесь нужны. Меня спросили: потянешь или нет? Я сказал: да. Да и тесновато мне стало в музеях и библиотеках. Здесь новые компетенции, огромный коллектив, другие доходы. Но, главное, у меня есть энергия, чтобы сдвинуть эту махину в нужную сторону. Принимать какие-то быстрые и громкие решения я не буду. Никакой оптимизации и сокращений не последует. Но точечные изменения, безусловно, будут.
— Насколько, на твой взгляд, реален капитальный ремонт Дворца?
— В январе мы подаём документы в область, и при хорошем раскладе в 2025-м нам выделят средства на проектно-сметную документацию. Это и ремонт, и реконструкция, и функциональное зонирование. Около 100 млн рублей и – год-полтора на работу. После этого при самых грубых подсчётах на ремонт Дворца потребуется около миллиарда рублей. И я примерно знаю, как их добиться: через федеральную программу Минстроя. Ведь ДК ВГС – уникален. Это — реплика Большого театра, но, в отличие от него, ДК многофункционален: это и Дворец культуры, и театр, и кинотеатр, и лекторий, и концертный зал. Второго такого в стране нет. И эта уникальность даёт нам основания рассчитывать на поддержку.
Дворцовый брендбук готов
— Планируется ли реконструкция парка?
— Проектно-сметная документация на парк – невеликие деньги. Их сможет себе позволить и город, и Дворец. И у меня уже есть референс: парк им. Горького в Глазове. Там схожий с нами сталинский ампир, скульптуры, аттракционы… Только не 13 га, а семь. В 2019 году они попали в программу и успешно её реализуют. Я не хочу делать из нашего парка Диснейленд. Он уникален, и его аутентичность нужно сохранить, придав всему единый стиль.
-К слову, новые дизайнеры Дворца уже представили мне брендбук. Теперь у нас есть фирменный стиль, логотип, шрифт и фирменные цвета: белый, чёрный и зелёный. Бело-чёрный – это советское чёрно-белое советское прошлое, а зелёный – цвет благоустройства. В этом стиле будет разработано всё, начиная от табличек на аттракционах и заканчивая сайтом и афишей.
- — Без единого стиля мы не сможем сделать внутреннее наполнение. Эскизный проект парка (обсуждаемый) должен быть готов в январе. Естественно, замечания общественности будут учтены. Будут урны в советской стилистике, лавочки, будем популяризировать скульптуры подсветкой. Для этого планирую посетить несколько городов с лучшими практиками в этом направлении: Кисловодск, Ессентуки, Краснодар. Там современная подсветка в парках уже реализована.
— Планируются ли изменения в уже полюбившихся уголках парка: в аттракционах, на катке, в зоодворике, летнем кинотеатре, резиденции Деда Мороза?
— Каток останется там же и при достижении нормального «минуса» будет залит. По аттракционам пока вердикт вынести не могу – тема сложная. Приобретение новых – невероятно дорого: ни у города, ни у Дворца таких денег нет. Но обновлять и менять их нужно. А значит, нужны федеральные средства и полное погружение, чего я пока еще не успел. Зоодворик развивать будем. Создадим животным более комфортные условия, немного расширим площадь. Резиденция Деда Мороза будет на прежнем месте. Варианты применения летнего кинотеатра у меня, безусловно, есть. Но говорить о каких-то готовых кейсах я пока не готов. Это будут летние спектакли, концерты, капустники, лектории: ВДТ, МАТ, «Хоббитон», самодеятельные объединения… И соответствующая инфраструктура. Что-то типа мини-амфитеатра…
— Что планируется на территории у автодрома?
— Парк симметричен, поэтому привлекать посетителей нужно и на эту сторону. И не хотелось бы ставить сюда аттракционы. Это было бы слишком просто. Хотелось бы наполнить эту часть чем-то другим. Возможно, создать дендроландшафт. Ведь озеленением этой территории занимаются очень компетентные специалисты. Там продёрнуто много кустарников, обрезаны деревья, приведены в порядок дорожки…
Словом, работы много, она интересная, и, думаю, через год мне уже будет что рассказать.
— Что ты сказал бы нашим читателям в эпилоге?
— Дворец — это прекрасное, очень тёплое, уютное и уникальное место не только для Волжского, но и, как оказалось после общения со специалистами, для России. Поэтому мы всех приглашаем к нам: в парк, во Дворец, в резиденцию Деда Мороза, на новогодние спектакли, на ёлки, на каток. Нам будет чем вас удивить и порадовать уже в этом году! А через несколько лет, я искренне верю, Дворец и парк заиграют стильными новыми красками!
Комментарий специалиста
Валентина Чурекова, заместитель главы Волжского:
— Решение о назначении Руслана Герасимова на пост директора МБУ ДК «ВГС» не было спонтанным. Руслан продемонстрировал крепкую хватку руководителя и сумел перезагрузить и поставить на устойчивые рельсы музейно-библиотечную систему города за довольно короткий срок. Более того, активно изучая территорию и хозяйство ДК «ВГС» и парка «Гидростроитель», он продолжает курировать все начатые проекты и намерен довести их до реализации. Надеюсь, что и на новом направлении у Руслана всё сложится благополучно. В добрый путь.
Фото из личного архива Руслана Герасимова.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru