За 65 лет сотрудникам волжского УВД довелось ловить самый разный уголовный элемент

реклама

Там, где есть люди, всегда будут и преступления, а значит, должны быть и те, кто следит за порядком. Поэтому понятно, что всего через несколько месяцев после официального рождения города появилось и первое упоминание о людях в погонах.

23 ноября 1954 года приказом начальника УМВД СССР по Сталинградской области генерал-майора Царёва был создан Волжский городской отдел милиции, а 30 ноября объявили штатную расстановку отдела.

Сотрудники ГАИ 60-е гг

43 человека на сотни зэков
О том, что на одну из самых масштабных строек, Волжскую ГЭС, были привлечены не только профессиональные строители, комсомольцы и добровольцы, но и сотни заключенных, известно давно. Одним из главных направлений работы для первых сотрудников милиции стало обеспечение порядка на стройке.

– Мне предложили поехать сюда старшим оперативным уполномоченным БХСС. Тогда не было еще ни города, ни собственного отдела милиции. Вокруг Волжского, куда ни пойдешь – сплошные лагеря с заключенными. Сказать, что обстановка была криминогенной – значит, не сказать ничего. Но мы не искали, где полегче, – вспоминает ветеран органов внутренних дел, подполковник в отставке Николай Федорович Королёв. 

Ветераны говорят, что кроме тех, кто был осужден и официально числился под надзором, в молодой город хлынули сотни граждан, амнистированных в 1953 году. Бывший уголовный элемент устраивать свою новую жизнь в согласии с законом вовсе не собирался. Кражи, грабежи, разбои – основные преступления, которые приходилось раскрывать действующим сотрудникам молодого волжского отдела. Их было всего 43 – четыре опера, восемь участковых, три сотрудника паспортного стола, один следователь и один сотрудник БХСС (остальные милиционеры вошли в состав отдельного взвода и конвойного отделения). Возглавил созданное управление Григорий Михайлович Кривоножкин – кадровый офицер, прошедший Великую Отечественную. Среди военных наград первого начальника  – орден Красного Знамени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».
Стоит сказать и о том, что люди в погонах принимали активное участие и в самой стройке века. Многие из них позже получили награды за это.

Занятие по сборке и разборке пистолета Макарова 1974 г.

60-е, 70-е годы в Волжском – это строительство огромного химкомплекса. Привлечённые специалисты ютились в бараках и общежитиях. Неустроенный быт, практически полное отсутствие досуга, дефицит продуктов и товаров широкого потребления никак не способствовали улучшению обстановки в городе.
Милиционеры признавали, что их слишком мало для того, чтобы полностью избавить город от преступности. Кроме того, на территории Волжского шло активное строительство жилых массивов, и обойти территории пешком было уже не так просто, как раньше.
Понимая всю сложность ситуации, руководство области расширило штат и обеспечило стражей порядка служебными автомобилями.

Начальник паспортного стола В.И. Матвеев с сотрудницами 1979 г.

Про ковры, хрусталь и пирожные
В начале 80-х годов в милиции работало уже более 500 сотрудников. Были созданы отделения уголовного розыска, ГАИ, служба участковых инспекторов, рота патрульно-постовой службы, открыт приёмник-распределитель. А самые первые сотрудники городского отдела, которые когда-то приехали на всесоюзную стройку, уже начали выходить в отставку.
В 80-е  Волжский переживал бум квартирных краж. Хлипкие, а порой и просто смешные дверные замки открывались тонкой поволокой или шпилькой. Выносили то, что считалось показателем наивысшего благосостояния – ковры и хрусталь.
Следователи вспоминают, что порой в кабинетах собиралось столько изъятых однотипных салатниц, конфетниц, рюмок и фужеров из резного стекла, что потерпевшие просто не могли понять, где чьё добро. Но зато у сотрудниц не было проблем с вазами на 8-е марта – в кабинете часто оставалась пара неопознанных.

Члены ДНД с сотрудником милиции на пл.Ленина 1989 г.

Именно в это время на улицах города появляются дружинники. Кстати, многие из них позже аттестовались и надели погоны. Так начала свой путь в органах Надежда Ивановна Марчукова. В 86-м году после внештатной работы она была принята на должность инспектора по делам несовершеннолетних и дослужилась до начальника следственного управления, откуда в 2013 году ушла на пенсию.

– В конце 80-х у нас гремела банда малолетних. Их было почти 20 человек. Тащили всё, что под руку попадется: громили ларьки, которые тогда только начали открываться, били витрины магазинов, а погорели, как дети, на сладком, – вспоминает Надежда Ивановна.
Ночью забрались в павильон на площади у коопторга в 19-м микрорайоне. Вытащили коробку с пирожными. Как назло, мимо шёл патруль ППС. Те, кто были еще внутри, просто не успели вылезти через маленькое окошко, а двое с коробкой выпечки в руках не смогли бросить вкусную добычу и убежать. В результате всю банду задержали на месте.
Было и еще одно распространенное явление в те годы – «Дай закурить». Именно так начиналась любая заваруха на улице, будь то просто драка или «рывок» шапки или цепочки.

Сотрудники волжского отдела охраны 1992 г.

Сентиментальный амбал
На смену «уличной романтике» 80-х пришли жесткие, а иногда даже жестокие 90-е. Главным преступлением начала демократии стал рэкет. Бритоголовые, накаченные ребята собирали дань везде, где могли появиться хоть какие-то деньги, начиная от вещевой барахолки в 7-м микрорайоне и осенних «картошечников» на оптовой базе и заканчивая «крышеванием» ларьков и видеосалонов.
Для милиционеров это время стало одним из самых тяжелых. Большой финансовый кризис в стране отразился на снабжении ведомства современными средствами связи и транспортом, а порой банально не было бензина. Рэкетиры же, не страдая от отсутствия денег, пересели на первые пригнанные из-за границы иномарки, а некоторые даже приобрели сотовые телефоны.
– Несмотря на все ужасы, люди были человечнее, что ли. Не забуду, как ко мне на допрос привели арестованного, а он – амбал под два метра, раскаченный, аж куртка лопается. И представляете, без наручников, – вспоминает Надежда Ивановна, которая в начале 90-х уже служила следователем.
На допросе задержанный признался не только в совершенных преступления, но и в планируемом побеге. Узнав, что следователь – хрупкая девушка, которая не сможет с ним совладать, решил бежать, но увидев её, сказал: «Ну, затаскают же, а у тебя, наверное, дети?». Она лишь улыбнулась в ответ. Но в следующий раз здоровяка привели уже в наручниках.
Конец 90-х ознаменовался ростом благосостояния населения города и очередным бумом квартирных краж. Но главной добычей преступников теперь была современная техника и золотые украшения. Телевизоры, музыкальные центры, видеомагнитофоны и шубы воры сбывали через перекупщиков. Оперативники «разрабатывали» и «накрывали» десятки «блатхат» с добром.

Отдел полиции № 2. 2014 г.

Заказала мужа
В 2000-е преступники стали более изощренными. В это время впервые в Волжском понятие «заказать» вышло за пределы преступного мира.
– Когда поступило это заявление, гудело всё Управление. Представляете, жена заказала мужа. Не бандит бандита, а простая волжанка – одного из самых близких людей, – продолжает Надежда Ивановна.
На допросе женщина рассказала, что супруг был бизнесменом, но обанкротился и стал ей не нужен. Вместо того, чтобы просто развестись, она решила его убить. Исполнителя нашла случайно. Ехала в поезде и посетовала на свою судьбу попутчику. Молодой человек согласился помочь даме за определенную плату. По задумке преступников, мужа он должен был убить, просто проломив голову кирпичом, когда тот спустится в подвал за закрутками. Но мужчина выжил.
– Ребята-опера проделали очень большую работу, чтобы найти исполнителя. Он был военнослужащим, а часть его располагалась на Кавказе. Кроме того, в этой же части служил человек, с которым они были похожи, как две капли воды. Вот так бывает, – продолжает ветеран Управления Надежда Марчукова.

В ногу со временем
2010-е для сотрудников милиции прошли в поисках сотовых телефонов. Именно эту модную тогда игрушку отбирали на улицах, воровали в кафе со столов, вытаскивали из карманов в магазинах и на остановках.

– Сегодня основная часть преступлений – это мошенничества. Технологии шагнули далеко вперед, а вместе с этим появились новые виды обмана. Да, это наиболее сложные в расследовании дела, но сотрудники полиции стараются идти в ногу со временем и порой даже опережают злоумышленников, – рассказала пресс-секретарь Управления МВД России города Анна Максимова.
К 65-летнему юбилею Управление подошло с большим штатом – более 800 сотрудников. За год полицейские раскрывают более 2,5 тысячи уголовных дел. Кроме того, постоянно проводится профилактическая работа с населением. Отдельно стоит сказать, что волжане всё охотнее идут на контакт с сотрудниками и сообщают важную информацию, а это очень важно.

Поздравляю!
Начальник Управления МВД России по г. Волжскому полковник полиции Юрий Хонин:

– Наша работа нередко сопряжена с немалыми трудностями и даже опасностью, посему от каждого сотрудника всегда требуются внутренняя сосредоточенность и максимальная отдача сил. Реализация этих качеств без осознания высокого призвания служить Родине и людям вряд ли была бы возможна. Год от года добросовестный труд каждого сотрудника способствует укреплению доверия волжан к полиции, их уверенности в том, что в нужный момент именно люди в погонах первыми придут на помощь. Искренне и от всего сердца поздравляю всех сотрудников Управления с праздником. Желаю выдержки в благородном деле служения Родине, успехов во всех начинаниях, крепкого здоровья, бодрости духа и оптимизма, счастья и всего самого наилучшего вам и вашим семьям!

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru