Заключенному волжской колонии вручили шахматы от гроссмейстера Анатолия Карпова

1154
реклама

На днях отбывающий наказание в ИК-12 Александр Ильичев получил не совсем обычный приз. Достижение тоже необычное: мужчина завоевал второе место в IV Всероссийском шахматном турнире среди осужденных. По итогу соревнований ему были вручены шахматы от самого Анатолия Карпова и открытка с автографом великого чемпиона. В день колонии, 26 августа, журналистам нашего издания удалось поговорить с Александром Ильичевым.

Вместо кабинета – комната воспитательной работы

После шумных торжественных речей и небольшого концерта осужденные имеют несколько часов, чтобы пообщаться с родными, которые приехали на праздник. Такое «послабление» в виде встречи вне утверждённого распорядка бывает лишь один раз в году. Но к Александру Ильичеву сегодня никто не приехал, далеко.

Сам он из Астраханской области. Еще шесть лет назад этот человек и подумать не мог, что будет разговаривать с журналистами не в собственном уютном кабинете, а в комнате проведения воспитательной работы спецучреждения.

Выправку и аккуратную одежду седого мужчины замечаем еще на празднике. Видно, что срок он отбывает не за разбой, а за что-то более «интеллигентное».

И действительно, в соседнем регионе Александр Ильичев личность известная. Более 30 лет он был бессменным генеральным директором ОАО «Судостроительный завод «Красные баррикады». Бывали времена — он встречал у себя на верфи не только губернаторов, но и руководство страны. Но сам Александр Сергеевич признается, что гордится и своим нынешним достижением.

К слову, Ильичев стал единственным участником Всероссийских соревнований от Волгоградской области. А в колонии мало кто соглашается разыграть партию с бывшим судостроителем, ведь практически всегда исход известен заранее.

— Шахматы в моей жизни были всегда, — говорит Александр Ильичев. – Научил меня играть мой отец. И что-то тогда меня, совсем еще ребенка, зацепило в этой игре. Это же целый мир, стратегия, где ты должен думать не только за себя, но и на ход, а то и на два вперед противника.

Несмотря на успехи шахматы так и остались всего лишь увлечением. Мыслей о том, чтобы играть на серьезном спортивном уровне, не было. Никаких разрядов и наград у Ильичева нет. Тем больше интереса вызывает его персона со стороны сотрудников колонии, которые, кстати, тоже не прочь сыграть партию с седовласым заключенным.

Судьба не легче, чем у Алехина

На свободе Ильичев был завзятым шахматным болельщиком. Еще с юности следил за всеми чемпионатами мира.

— Мне всегда нравился Александр Алехин, тот самый, что уехал из России, – говорит осужденный. – У человека не только невероятная манеры игры, но и очень непростая жизнь. Не каждый сможет перенести все то, что перенес он. И, конечно, я знаю его основные направления в игре, есть комбинации, которые применяю.

Кажется, что и Александр Сергеевич невольно сравнивает свою судьбу с судьбой Алехина. Но если великий шахматист, уехав на границу, тосковал по России, сам он тоскует по судоверфи. За 30 лет в должности гендиректора он не раз применял шахматное умение предугадывать соперника. Шахматная «математичность» и логика то и дело так или иначе но расставляли все на свои места в финансовых вопросах. А иногда игра помогала даже заключать долгосрочные контракты.

— В 90-е завод оказался практически на грани разорения. А это две тысяч рабочих из семи тысяч, которые проживали в поселке, где расположены «Баррикады». Фактически каждая семья оставалась без одной зарплаты, а порой и единственной. Я не понимал, что делать, — продолжает Александр Ильичев. – Поехал на очередную встречу с представителями правления «Газпрома». Переговоры были сложными. В обед решили отдохнуть и сыграть партию. После игры я получил хороший крупный контракт на четыре года. Предприятие было спасено.

Мог бы победить

Всероссийский турнир среди заключенных проводился онлайн. А самым сложным для Ильичева стало «отсутствие» партнера.

— Я первый раз играл вот так, когда видно только поле и не видно человека. Как-то все это неправильно. Более того, партия всего 10 минут. Блиц. Для шахмат – это слишком мало. Посмотрите, как проходят чемпионаты мира. Иногда над одним ходом думают несколько часов, а партию переносят на следующий день, – продолжает наш собеседник.

В колонии шахматисту предстоит отбыть еще 11 месяцев. Говорит, условно-досрочно он выйдет вряд ли, ведь вину свою так и не признал. Считает, что приговор вынесли не тому. И те семь лет, что озвучил суд, – слишком суровое наказание.

Да и вообще о причине попадания в колонию говорить особо не любит. А там, согласно официальным документам, целый набор статей от мошенничества в особо крупном размере до уклонения от уплаты налогов и невыплаты зарплаты.

— Когда я выйду на свободу, первым делом научу внуков играть в шахматы. У меня их уже двое, одного даже не видел, он родился, когда меня арестовали, — говорит Александр Ильичев.

А вот передать свои знания в колонии пока некому. Молодёжь-то шахматы не жалует.

— Есть пара толковых ребят, которые работают в церкви. С ними играю иногда. Но они тоже боятся проиграть. Порой, чтобы найти соперника, обещаю, что не выиграю. Иногда говорю, что неважно себя чувствую или нет настроения, тогда соглашаются, — признается Александр Сергеевич.

Открытку же и шахматы от чемпиона он поставит дома на самом почетном месте, когда вернется. Как символ еще одной выигранной у судьбы партии.