Александр Осипов: «Ширяев — это талант!»

2170
реклама

Главный реформатор областной культуры объяснил «ВП», почему с НЭТом всё будет в порядке.
Десять месяцев назад в Новом Экспериментальном театре был назначен новый художественный руководитель. Никита Андреевич Ширяев обещал, но так и не дал пока интервью журналисту «Волжской правды». Между тем конфликт между руководителем и большей частью труппы продолжается, три спектакля, выпущенные в новом сезоне, оставили публику в недоумении: социальные сети полны критических замечаний и фотографий пустых залов. И так как главное действующее лицо комментариев пока не даёт, мы обратились к человеку, который курирует волгоградскую культуру и которого называют серым кардиналом при Никите Ширяеве — Александру Осипову.

«Я за историческую справедливость»
-Александр Владимирович, как вы относитесь к тому, что вас называют злым гением волгоградской культуры и обвиняют,в частности, в том, что вы затравили главного режиссёра НЭТа Отара Джангишерашвили?

На фото Татьяны Киппари: Александр Владимирович Осипов

-Первый раз слышу об этом. Это ерунда, я не травил тяжело больного человека. Не было этого. Я просто высказываю своё мнение — мнение не чиновника или депутата, а человека, жителя города. И оно таково: в 1988 году в Волгограде был незаконно закрыт драматический театр имени Горького, а на его месте возник некий НЭТ под руководством Отара Джангишерашвили, до того работавшего в Нижнем Новгороде. Его постановки в театрах разных городов России успеха не имели — так кто и зачем пригласил его к нам? При том что наш драмтеатр был востребован публикой. Непонятно, зачем понадобилось его разрушать, кому был нужен эксперимент длиной в 30 лет? Все подобные поиски новых форм в России давно закончились, театр возвращается к традициям Станиславского, Немировича, Мейерхольда… А в Волгограде по-прежнему на сцене шоу с раздеванием.

-Какую же цель вы ставили?

-Всё, что я хочу, — это восстановить историческую справедливость, возродить драматический театр, который ставил бы лучшие образцы русской и зарубежной классики. Но мне почему-то отказывают в праве иметь собственное мнение, на меня пишут кляузы, предлагают вызвать меня на депутатскую комиссию по этике… Но какие же вы тогда поборники свободы слова? Если хотите общаться — давайте будем общаться напрямую. Повторю: как человек, разбирающийся в театре, — а я считаю, что разбираюсь в этом вопросе, потому что смотрю разные спектакли, читаю искусствоведческую литературу — я утверждаю, что НЭТ театром не является. Это коммерческое шоу с элементами раздевания и сценами провокативного характера. Знаете ли вы, например, что в пьесе «Тестостерон» польского драматурга Сарамоновича, за постановку которой так ратовал Отар Иванович, литературные редакторы вычеркнули более 90 нецензурных слов? Какое уж тут высокое искусство?

На фото (интернет): Отар Иванович Джангишерашвили

-Театр имени Горького в 80е годы переживал глубочайший кризис. Утверждаю это как человек, видевший спектакли. И, к слову, как можно восстановить историческую справедливость 30 лет спустя?
-Театр должен оставаться театром. И, возможно, он и был бы таким, если бы Отар Иванович не спекулировал голым телом и спектаклями на эротические темы, ведь в его обойме были такие сильные актёры, как Забелина, Кулакова, Алексеев… Беда в том, что от актёров требовалась не игра, не способность проживать чужую жизнь, чтобы зритель сопереживал персонажам, а умение раздеваться на сцене догола. …Драмтеатр уничтожили в один день без объяснения причин, и новому худруку понадобилось три года, чтобы собрать труппу из молодых талантов. Но давайте посмотрим, сколько из них осталось в НЭТе? Ведь многие уехали, потому что им неинтересны эти рискованные игры. Я не против экспериментов, но зачем отказываться от традиций русского театра? А экспериментировать можно и на малой сцене.

На фото (интернет): Никита Андреевич Ширяев

«Ромео и Джульетта» — беспомощная попытка испортить Шекспира
-Но согласитесь, что у НЭТа много поклонников, мы помним переаншлаги в зале. А 8 и 9 мая после спектакля «Варшавская мелодия» зрители долго не хотели отпускать актёров, аплодировали стоя…
-Не нужно иллюзий, это коммерческая площадка. Мы все понимаем, что спектакль проще продать нетребовательной публике, потому аншлаг в данном случае не аргумент, а показатель хорошей работы менеджера. А вы знаете, кстати, что проверяющие комиссии не могут найти в театре ряд бухгалтерских документов? Знаете, чем закончилась история с продажей поддельных билетов на февральский спектакль в Волжском? Ничем. Сотрудник уволен, но система-то работает. Но давайте лучше поговорим о творчестве.
-Хорошо. Вы говорите о возврате к традициям классического театра — но ведь в НЭТе, кроме «Тестостерона», есть именно такие постановки: «Странная миссис Сэвидж», «Вера. Надежда. Любовь». Чем они плохи?
— «Тестостерон» — последний спектакль, поставленный Джангишерашвили, после, ввиду тяжёлой болезни руководителя, работали его ученики. Но давайте скажем честно, что ни Койфман, ни Мелешниковы, ни Курицын — не режиссёры. И это при том, что каждый из них кричит: «Отар Иванович меня назначил своим преемником! Он передал мне театр! Своё духовное наследие!» Да какое наследие? Театральные критики каждую из гениальных, на ваш взгляд, постановок разнесли бы в пух и прах. Беда в том, что они не видели эти спектакли: театр не ездил на гастроли, и сам не приглашал именитых искусствоведов на показы.

На фото: вечер, посвящённый 30-летию НЭТа

-А разве можно вывезти на гастроли «Ромео и Джульетту»?
-«Ромео» — это беспомощная попытка испортить Шекспира, что невозможно в принципе. И купание в фонтане, чтобы показать выпуклые гениталии Ромео, — это не способ сценического выражения. Не об этом пьеса Шекспира. И Лермонтов «Маскарад» писал не о том, как Арбенин совокупляется с Ниной на белом рояле! Всё это «творчество» давно пора закрыть и забыть, поставить точку в эксперименте.

Ему объявили войну
-Уточню: вы считаете, что нужно изъять из репертуара все спектакли Отара Джангишерашвили?
-В том виде, в котором они существуют сейчас, — да. Театра нет. За 30 лет существования в нём ни разу не был сделан ремонт, он загажен голубями, пристройка изуродовала историческое здание — но на это много лет смотрели сквозь пальцы! А всё почему? Потому что так поставил себя худрук НЭТа! Даже тогдашний руководитель областного комитета по культуре Александр Величкин ничего не мог с ним поделать… НЭТ был закрытой организацией.
Закрытой? Но Отар Иванович никогда не отказывал в интервью журналистам. А вот Никита Ширяев дал всего один комментарий с момента назначения. В котором, замечу, нелицеприятно отозвался о своём предшественнике…
-Никита Андреевич не планирует давать интервью в условиях тотального конфликта, который длится уже 10 месяцев. Ему куда важнее начать решать поставленную перед ним задачу: формировать новый театр, собирать труппу, приглашать талантливых артистов из других городов России… Но худруку не дают работать! И это при том, что пригласили его сами актёры. Вы обратили внимание, что в новых постановках на сцене всего пять человек? Остальные с самого начала говорят языком ультиматумов, занимаются провокациями. Это они врываются в кабинет худрука и заявляют: «Мы не дадим вам работать!» Это они изрисовали афиши его спектакля…

На фото: сцена из спектакля «Стакан воды» (вечер, посвящённый 30-летию НЭТа)

-Не верю, что тот же Виталий Мелешников, взрослый человек, по ночам бегает портить афиши.
-Можете думать, что угодно, но ведь это Мелешников врывался в кабинет худрука! А между тем Никита Ширяев — очень мощный и талантливый режиссёр. 200 постановок в театрах разных городов России говорят сами за себя.
-И, как выясняется, в разных театрах он ставил одни и те же спектакли: и «Горе от ума», и «Ещё не вечер»… И зачем волгоградцам «кальки» со старых постановок?
-А что в этом плохого? Его спектакли — это попытка изменить подход к театру. Пока, к сожалению, нам не удалось достичь желаемого эффекта.
-Я смотрела «День танкиста». Так уже давно никто не ставит. По-вашему, именно такие спектакли, слабые и скучные, нужны зрителю?
-Это пока только зарисовки. Никита Ширяев поставит ещё немало хороших спектаклей, и труппу соберёт, если ему дадут это сделать. Ведь невозможно работать в подобных условиях. Вспомните театр на Таганке, вспомните, как актёры до смерти затравили Эфроса… Как вы не понимаете, что от этих ультиматумов проигрывает, в первую очередь, зритель? Дайте художнику возможность работать, не бейте его по рукам!

На фото: сцена из спектакля «День танкиста с 15-ю кошками над головой»

Ремонт. А что потом?
-А театр продолжит работу? Ходят слухи, что сейчас НЭТ закрывается на ремонт, а потом в здание въедет совсем другая организация, к театру не имеющая никакого отношения…
-Театр работает. Идут репетиции, будут спектакли, в том числе на выездных площадках. А ремонт зданию необходим. На эти цели предусмотрено 200 миллионов рублей. Зрительному залу пора вернуть первоначальный вид: открыть оркестровую яму, обустроить сцену… В прошлый раз реконструкция была проведена варварски: зачем золотую лепнину скрыли под прожекторами? Не нужны никакие прожектора и спецэффекты, если актёр играет по-настоящему, на разрыв. Они нужны для шоу, как было принято раньше, — с роялями, фонтанами и унитазами… Этим мы гордимся? Это показываем детям? Театр — это исследование человеческой души, тонкое и трепетное, а не паразитирование на низменных инстинктах. Я к Ширяеву отношусь тепло именно потому, что он ставит конкретную задачу: возвращение традиций классического театра, воспитание молодёжи на лучших образцах классической драматургии.
-Никите Андреевичу 68 лет. Не поздновато задумываться о создании нового театра?
-Нет. У него очень мощный творческий потенциал. Всё у него получится, я верю. Хотя, конечно, процесс это длительный, потребуется не один год, чтобы переформатировать сознание людей. Но я надеюсь, что в конечном итоге в Волгограде появится очень хороший театр, будет создана актёрская школа… Дайте время.

На фото: финал вечера, посвящённого 30-летию Нового Экспериментального театра

1 КОММЕНТАРИЙ

комментарии закрыты.