Чудо – в перьях: волжские первоклассники пишут чернилами и считают в уме

1860
реклама

Слухи росли и множились: «В Волжском открыли единственный в регионе класс, где дети учатся по старинным учебникам. И пишут перьевыми ручками. И записывают туда исключительно детей священников». Чтобы разобраться, мы позвонили директору школы № 1 имени Ф. Логинова Инне Бабайцевой, которая рассказала, что, действительно, в этом году набран класс, который учится по «классической системе». А заодно пригласила нас поприсутствовать на уроке. Естественно, мы не стали отказываться.

Без калькуляторов

Первое впечатление – ничего особенного. Никаких тебе девочек с косичками и мальчиков с чубчиками в гимназической форме. Единственное отличие — учебники «из прошлой», советской и дореволюционной, жизни (их используют в дополнение к современным).

Русская классическая школа, объясняют мне, это возврат к основам отечественной педагогики. Она опирается на систему Константина Ушинского в области словесности и Александра Пчёлко – в области математики — правда, немного осовремененную. Но главное, уверяет учитель Анна Назарова, удалось сохранить доступность изложения.

– При этой системе, конечно, возросла нагрузка на учителя, зато детям интересно: многое подаётся в игровой форме, и ребёнок откликается на эту подачу.

На уроке математики ребята изучают число «6». Вместе с ними пытаюсь угадать, сколько палочек в каждой руке учителя: «Две в левой да четыре в правой? Три в левой да ещё три в правой? Пять в левой да одна в правой?».

Зачем это нужно? Всё просто: раскладывая число на составные части, ребята учатся устному счёту. Говорят, те, кто обучается по системе русской классической школы, уже через год с лёгкостью складывают, вычитают, делят в уме трёхзначные числа. И никаких калькуляторов!

Также в течение урока ребята успели решить несколько примеров с числом шесть, сделать небольшую разминку, поупражняться с палочками для счёта…

Правда, я так и не увидела, как они пишут перьевыми ручками, но это потому, что в прописях первоклассники пока работают с карандашами.

– Приходите через месяц–два, всё увидите, – приглашает Анна Алексеевна.

Ставка на патриотизм

Русскую классическую школу придумала многодетная мама из Екатеринбурга Татьяна Алтушкина. В первом классе, который открыли Татьяна и её единомышленницы, было всего шесть человек. Через десять лет подобные классы появились в Москве, Омске, Казани, Симферополе.

Здесь всё серьёзно: есть классы раздельного обучения, только для мальчиков и только для девочек. В помещении стоит конторка: устал сидеть — можно постоять. Пишут ребята перьевыми ручками — по словам авторов программы, когда человек использует перо, фазы напряжения и расслабления мышц руки чередуются, почерк становится более чётким.

Открыть класс по программе русской классической школы в Волжском предложили сами родители.

– Было это ещё в 2018 году, – рассказывает Инна Бабайцева. – Но мы целый год изучали программу, двое волжских педагогов посещали обучающий семинар, побывали мы и в Симферополе — и в итоге поняли, что нам эта программа нужна. Её несомненный плюс — в методике: сложность нарастает незаметно, ребёнок сам может выполнять домашнее задание, не дожидаясь, пока придут родители с работы. Кроме того, нас поразил патриотизм программы: все тексты в хрестоматии, так или иначе, говорят о любви к родине, они пробуждают в ребятах желание гордиться Россией.

«По Ушинскому» в России успешно учились и до революции, и в советский период — и неслучайно, говорят педагоги, эта методика возвращается: в ней обобщён лучший педагогический опыт отечественных школ.

– Я уверена, что за этой методикой будущее, – утверждает Инна Бабайцева. – Уже сегодня можно сказать, что ребята, занимающиеся по системе РКШ, лучше усваивают прочитанное, умеют хорошо и логично излагать свои мысли. Конечно, главным показателем станут баллы, полученные ребятами на ЕГЭ. Но я уверена, что оценки будут высокими.

Так ли это? Покажет время.