Какой след оставил Петр I на Ахтубе, рассказали в волжском музее

1265
реклама

В ноябре 1721 года, то есть 301 год назад, Петр I принял императорский титул, и Россия стала империей. В областном краеведческом музее хранится посох и картуз самодержца – считается, что эти вещи он подарил жителям Царицына во время одного из своих визитов.

В наших краях есть и другие следы бурной деятельности царя, об этом мы поговорили с руководителем Музея памяти солдат войны и правопорядка, кандидатом исторических наук Максимом Опалевым. Возможно, на месте Волжского находилась ямская станция, основанная по указу Петра Великого.

Измерить версты реками

К сожалению, на левом берегу Волги Петр I никогда не был. Но он издал один из своих прогрессивных указов, благодаря которому в этой местности должен был пройти ямской тракт от Москвы до Астрахани. Соответственно, должна была появиться и почтовая станция под охраной казаков.

В письме от 18 июля 1722 года царь пишет (орфография и пунктуация сохранены):

«Господа Сенат. По получении сего пошлите с Москвы нарочного до Царицына прямою дорогою и велите ему вымерить версты и поставить столбы с подписьями, так как по новогородской и другим дорогам сделаны, так же пошлите указы, чтобы как реки замерзнут, измерить вёрсты реками, начав от Москвы, Москвою рекою, Окою и Волгою до Астрахани, город от города, и ставить столбы только по городам, кои стоят по берегам помянутых рек, сколько от города до города будет реками верст».

Серебряную медаль «На смерть Петра Великого» нашли на о. Зеленый

Он же повелел, чтобы воеводы и коменданты городов обеспечили сохранность дипломатической переписки. От Царицына до Астрахани следовало поставить три почтовых двора и пять почтовых «подстав». На каждом их них должен быть или офицер, или унтер-офицер, или солдат. Такая застава и почтовая станция могла располагаться и в районе, где значительно позже выросло село Безродное.

— Тракт должен был идти примерно совпадая с современной трассой М-6, и доходить до рукава Ахтубы, а затем предполагалась судоходная переправа до Царицына, — делится гипотезой Максим Опалев. – Причем, охранные посты должны были быть обязательно. В те времена земли Заволжья считались дикими. Это была буферная межгосударственная зона, где могли прятаться беглые крестьяне, разбойники и калмыцкие отряды, тоже не подчинявшиеся Российской империи. Но насколько было исполнено распоряжение императора — документов нет. Также, как и описания дороги.

Икры и груш не есть!

А вот сам Царицын Петр I посетил три раза. И все эти визиты были связаны с военными событиями. Первый раз еще в статусе российского царя будущий император познакомился с волжскими землями во время своего Азовского похода 1695 года.

Схема Царицынской сторожевой линии

— Маршрут движения армии проходил из Москвы по речным артериям, в том числе Оке и Волге, — рассказывает Максим Опалев. — В Царицыне войска вышли на сушу, погрузили на телеги тяжелое снаряжение и пешим маршем пересекли междуречье. В казачьем городке Паньшино (на Дону в 70 километрах на запад от Царицына — прим. ред), войско снова село на лодки, теперь уже казачьи струги. И при помощи донских казаков спустилось вниз под Азов, где удалось разбить осадный лагерь. Несколько дней русский царь был в Царицыне.

Второй раз Петр I, уже провозгласивший себя российским императором, появился в наших краях аж через 26 лет — в 1722 году. Это был знаменитый персидский поход на восточные регионы Османской империи, то есть на будущие земли Азербайджана и Дагестана.

— В материалах походной канцелярии Петра, которые были изданы Российской академией наук спустя сто-сто пятьдесят лет, содержатся любопытные сведения, — комментирует Максим Опалев. — Во время похода 1722 года Петр издавал приказы, чтобы солдаты не пили сырой воды и не ели сырой рыбной икры, не питались виноградом, сливами, грушами и тутовником с веток. Это было первое упоминание тутовника в документах как дикого растения дельты Волги.

Чертеж крепости

Но наиболее знаковым для Царицына стал третий визит Петра Великого. Победив на Каспии и установив там российскую власть над прибрежными территориями, император и его окружение возвращались назад через Астрахань вверх по Волге. В 1722 году наступила достаточно ранняя зима, навигация прекратилась. Не доходя 113 верст до Царицына в районе села Черный Яр царский караван попал в ледовые поля. 

— Шли на веслах, это были гребные галеры. Лед стал настолько плотным, что лодки не могли двигаться вперед, — рассказывает Максим Опалев. — Поэтому все походные воинские порядки сошли на берег. Местные власти – черноярские и царицынские — предоставили подводы. По одним данным, император пробыл в Царицыне 8, по другим 10 дней. Именно в этот момент в знак своей признательности за помощь он преподнес воеводе свой посох и свой картуз, сказав при этом: «Как никто сей картуз не может с головы моей снять, так и тростью, которой я отбиваюсь от врагов и недругов своих, даю их вам».

Три ведра вина для государыни

Возвращаясь из Персидского похода, император смог лично изучить состояние укреплений Царицынской сторожевой линии, которая была возведена несколькими годами ранее. Чуть отдохнув от перехода, царь последовал вдоль ее укреплений к донской переволоке. Вместе с ним выехала и его супруга императрица Екатерина.

Полтину чеканили из серебра

Следуя вдоль линии, она даже посетила крепость в урочище Грачи: «В 7-й день декабря, ее величество изволила путь восприять из Царицына и прибыла в Грачевскую крепость, и по указу куплено для солдат и драгунов у маркитанта вина простого три ведра» (из Сборника выписок из архивных бумаг о Петре Великом, 1872). Ну а сам первый российский император тщательно инспектировал царицынские укрепления.

— От Царицына до излучины Дона была построена мощная государственная граница с десятками артиллерийских орудий, с боевыми гарнизонами в тысячу штыков и с грамотной караульной службой, — объясняет Максим Опалев. — Эти фортификационные сооружения были построены за два года до визита Петра и закрыли путь грабительским нападениям кубанских, нагайских и крымских татар. Они совершали свои набеги, чтобы захватить рабов и отправить их в Крым на невольничьи рынки. Последний такой налет с солидным ущербом для местных поселенцев состоялся в 1717 году – кочевники увели в полон свыше 10 тысяч невольников. Кстати, то, что осталось от исторического вала можно и сегодня увидеть на московской трассе на границе Городищенского и Иловлинского районов.

А вот Петров Вал — это уже другая история. Между речками Камышинка и Иловля, также по указу самодержца, иностранные инженеры пытались сделать шлюзы, чтобы построить судоходный канал от Волги к Дону. Но первый инженер, немец, сбежал из России, боясь, что его накажут за сорванный половодьем шлюз. Второй, англичанин Перри, которого лично завербовал Петр Великий, находясь в лондонском посольстве как бомбардир Петр Михайлов, тоже не довел дело до конца. Началась война со Швецией, все силы государства были брошены на нее и работы по строительству канала свернули в 1700-м году. Сам государь на этой стройке никогда не был, но название, которое носит город в Камышинском районе, сохранилось до наших времен.

Таинственная медаль

В Музее памяти солдат войны и правопорядка есть уникальный экспонат – плотницкий потес. Его обнаружили в ходе земляных работ в селе Царев Ленинского района не так давно — в 2017 году. Случайную находку передали музейно-выставочному комплексу студенты ВПИ. Сначала думали, что это боевой бердыш стрельца. Но потом выяснилось, что этот топор один в один с теми, которыми обрабатывали бревна при строительстве крепостей и военных кораблей конца 17 века.

Ходовая монета елизаветинских времен

— Это не простой топор, — объясняет Максим Опалев. – Его использовали специально для стёсывания граней круглого бревна при строительстве как гражданских сооружений, так и фортификационных укреплений, таким пользовались и при изготовлении судов. Мы знаем Петра I как великолепного корабельного мастера. С помощью такого же потеса государь лично работал в Амстердаме на верфи.

Еще одну потрясающую находку в далеком 1971 году сделал волжанин Обухович. При строительстве дачного домика на острове Зеленый он обнаружил серебряную медаль с изображением Петра Великого – одну из отлитых в 1725 году для участников торжественной церемонии похорон первого российского императора. Кому мог принадлежать этот памятный знак и как он оказался на левобережье?

— Эта медаль могла быть потеряна по двум обстоятельствам, — делится догадками Максим Опалев. — Либо из-за стычки с противниками, либо в результате переправы. Принадлежала она унтер-офицеру или капралу, так как была отчеканена из серебра (золотые вручались более высоким чинам). А ее почетным обладателем мог быть русский телохранитель или советник калмыцкого князя Петра Тайшина. Есть предположения, что он активно пользовался здешней переправой. Также эту медаль мог потерять и Гаврила Семенович Кропотов. Этот генерал-майор русской армии как раз и строил Царицынскую оборонительную линию, которую однажды проинспектировал Петр Великий.

Таким же плотницким потесом работал и Петр I

Вместе с медалью и потесом в волжских музейных фондах хранятся и раритетные монеты. Например, подлинные медные копейки, которые нашли Волго-Ахтубинской пойме, датируются 1745 и 1757 годами. Это время правления дочери императора – Елизаветы Петровны и заселения берегов Ахтубы беглыми крепостными, которым в качестве легализации государство предложило ценный промысел — выращивание шелковичного червя. 

—  Петр лично на Ахтубе не был, но его решением о начале освоения этих земель в будущем был образован шелковый завод, — резюмирует Максим Опалев. — Он великий реформатор, «прорубил окно в Европу». Мы с вами также являемся свидетелями исторических событий. Россия стоит на пороге глобальных перемен. Как говорил Петр Великий, нужно не просто копировать западный опыт и технологии, но и отстаивать собственные интересы, становится сильным и богатым государством и не забывать свои традиции.

Факт

Для того, чтобы бойцы войска различали правую и левую стороны, царь приказал привязывать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг.