Дед Мороз или Санта Клаус? За каким из новогодних персонажей будущее, обсудили в редакции «Волжской правды»

реклама

В ноябре, а точнее 18 числа, в нашей стране отмечается День Деда Мороза. Именно этот сказочный персонаж стал главным героем очередных дебатов в дискуссионном клубе «ВП».

Дело в том, что, по мнению некоторых волжан, слишком много внимания в современной России уделяется Санта-Клаусу. Везде продаётся соответствующая рождественская атрибутика, а вот русский новогодний чудотворец почему-то остаётся в тени. Впрочем, может быть, эти волнения и необоснованны? Для обсуждения темы мы пригласили в наш пресс-центр председателя Клуба первостроителей Николая Репринцева, профессора Волжского политехнического института Виктора Каблова и режиссёра Волжского драмтеатра Евгению Савкину.

«Околпачили всю страну»

Николай Иванович, председатель Клуба первостроителей

Николай Репринцев, председатель Клуба первостроителей:

– Наша страна всегда стояла на традициях, но сейчас основная доктрина Запада и США настроена на то, чтобы развалить Россию. Главный их постулат – нарушить традиции и почитание старших, ликвидировать семью в исторически сложившемся её понимании, дискредитировать власть… Таков смысл письма Аллена Даллеса, датируемого 1947 годом.

С политикой всё понятно, но хотелось бы поговорить о культурных основах на примере Деда Мороза и его зарубежного аналога. Образ Санта-Клауса стал насаждаться нам в 90-е годы прошлого века, когда границы для этого были практически стёрты. В продаже появились красные колпаки, и страну околпачили настолько, что сегодняшние дети не знают, на чём ездит Дед Мороз – то ли на оленях, то ли на мотоблоке…

Шапку Деда Мороза не купить, я пытался. Спрашивал у продавцов, почему её нет? Оказывается, никто об этом не задумывается. Удалось всё-таки отыскать целый костюм, но стоит он очень дорого. Кто его купит? А в колпаках – пожалуйста, не только простые люди на вечеринках появляются, но и ведущие телепередач их надевают.

Очень важно понять, что идеология внедряется постепенно и начинается с пропаганды, с вопроса узнаваемости. Хотите пить? Пейте кока-колу. И кока-кола – это уже образ жизни. Также и с Санта-Клаусом. Санта – это хорошо и весело, красиво, как в рекламе, потому что там фуры с огоньками едут. И эти ролики регулярно транслируются, притом что Деда Мороза на экране совсем нет. Получается отдаление от традиций.

Да, всё начинается с малого, но заканчивается полным отрывом – от семьи, семейных ценностей, а далее ЛГБТ, гендерность и прочее. Благо всё это увидели наши властные структуры и притормозили распространение, потому что это несёт опасность.

Нам необходимо отстаивать свою традицию, которая является коренной и главенствующей. Я не против Санта-Клауса, но мы должны упоминать его в том контексте, что он просто существует. Он есть на Западе, и пусть он там будет.

Не надо тиражировать Санту, но и не надо с ним бороться. А нашим предпринимателям необходимо позаботиться о том, чтобы в магазине была атрибутика, связанная с Дедом Морозом, по доступным ценам. И не забывайте, что Новый год – праздник семейный. И его цель объединять людей и консолидировать общество.

«Это всего лишь вопрос терминологии»

Евгени Савкина, режиссёр ВДТ

Евгения Савкина, режиссёр ВДТ, аспирант ВолГУ:

– Я не выбираю кого-то одного из этих сказочных персонажей. Если смотреть в глобальном философском смысле, то это монополия на чудо. Есть люди, которые говорят, что чудо на Новый год или Рождество (в зависимости от того, чьими представителями они являются – светского общества или религиозного) должно выглядеть таким образом или иным, и каждый из них апеллирует к неким традициям.

Но Дед Мороз – это нетрадиционный персонаж русской культуры. У Одоевского и в народных сказаниях упоминался Мороз – божество, которое покровительствовало холоду, буре, и его нужно было задабривать, чтобы он дал много снега для хорошего урожая в следующем году.

Традиция праздновать Рождество начиналась с Петра I, который повелевал ставить и украшать ёлки. Затем и Александр II хотел ввести дедушку Николая, но в крестьянских массах это не пользовалось популярностью. И только в конце 19 века у нас появился персонаж, похожий на Деда Мороза. Мы все хорошо помним фильм Александра Роу «Морозко», но в первоисточнике дедушка-волшебник убивал главную героиню…

И всё же Дед Мороз прижился в нашей стране, он стал таким адаптированным для нас Санта-Клаусом. Правда, праздничные дни в 1929 году большевики запретили. Лишь в 1937-м был явлен тот самый привычный для нас Дед Мороз. То есть говорить, что это какая-то такая старинная русская традиция, не совсем правильно. Потому что традиционным является Николай Чудотворец, который являл немало чудес и при жизни, и после смерти. Часто упоминают историю, как он помог одной бедной семье, кинув в окно мешочек золота, чтобы у двух дочерей было приданое, и они смогли выйти замуж, иначе их ждала незавидная судьба. А золото это упало в чулок, который сушился над огнём, вот так и получился рождественский подарок. Таким образом, расхождений – кто такой Дед Мороз и Санта-Клаус — нет. Вопрос только в терминологии.

В нашем театре такой проблемы вообще не стоит. Я не знаю ни одной сказки ни в ВДТ, ни в Кремлёвском дворце, ни где-то ещё, чтобы дети звали на празднике Санту. Это всегда Дед Мороз, и он выглядит соответствующим образом. Ребята – это вообще самые объективные зрители, в их представлении легко уживаются все герои. Они понимают саму суть праздника, когда вам приносят дары.

Что касается продаж атрибутики Санты, то выпускает её Китай, который является лидером, в том числе, и лёгкой промышленности. И поскольку в мире приоритет отдаётся Санта-Клаусу, то и Поднебесная ориентирована на него. А наши предприниматели в этом не заинтересованы.

«Фабрику новогодней атрибутики можно создать в Волжском»

Виктор Каблов, профессор Волжского политехнического института

Виктор Каблов, профессор Волжского политехнического института:

– Традиция с Дедом Морозом, может быть, и недавняя, но она традиция. Санта-Клаус – прообраз Святого Николая – какая-то загадка. Чудотворец никогда не был на Руси, но почему-то почитается народом. Видимо, у наших людей есть духовный опыт.

Достоевский как-то сказал о Пушкине: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком…» И мы должны впитывать всемирную культуру и можем вобрать в себя традиции других народов. Как Пушкин. Ведь он написал «Каменного гостя» и «Скупого рыцаря», словно он бывал в Италии и Англии. Он мог воспринять чужую культуру, но не всё, а лучшие черты.

У Евгения Онегина, например, была гордыня отчасти европейская, индивидуализм. Нет бы смириться и начать делать что-то хорошее и важное невзирая ни на что. Вот тогда-то ты русский по-настоящему. Пушкин описал поколение аристократов с «европейской тоской», считавших свою страну неполноценной и вторичной, потому что только на Западе – всё ценное. На самом деле там тоже много жуткого.
Я думаю, что Санта-Клаус не станет «нашим», интерес к нему пойдёт на спад. Согласен с Женей, что наши дети в праздник будут звать только Деда Мороза.

А по поводу реализации новогодней атрибутики, то здесь может всё измениться. Помните, как было в пандемию, — образовался дефицит медицинских масок, но проблему быстро решили. В Китае не стали массово сажать за швейные машинки женщин. Это прошлый век. Специалисты чуть ли не за две недели спроектировали автоматизированную линию, которая стала выдавать сотни тысяч масок в месяц. Это наш путь. Надо думать нашим инженерам в этом направлении.

Вот Николай Иванович предлагает кинуть клич в Волжском, чтобы сделать мировую фабрику шапок Деда Мороза. А хватит ли у нас мозгов? Мы разучились делать эффективно, хотя вспомните, сколько во время Великой Отечественной войны выпустили самолётов – на заводах думали день и ночь, как повысить производительность. Так же и с атрибутами Нового года. Появятся дешёвые и красивые шапки Деда Мороза – будем покупать их и носить. Примером может служить компания «Грасс», выпускающая бытовую и автомобильную химию, которая начинала с нуля. А теперь у неё офисы находятся в разных странах. Так есть ли в Волжском потенциал для создания фабрики по выпуску новогодней атрибутики? Конечно, есть!

Почему Дед Мороз круче Санта-Клауса

Эта тема уже обсуждалась на ряде российских интернет-ресурсов, и читатели трех из них (heaclub.ru, kipmu.ru, wikidedmoroz.ru ) создали своеобразный рейтинг преимуществ нашего Деда перед западным. Вот как он выглядит.

  • Дед Мороз статный красавец. Он высокий, спортивного телосложения, и у него окладистая борода. А Санта-Клаус невысокого роста, с выпирающим животиком.
  • Дед Мороз предпочитает дорогую и благородную одежду. У него красиво расшитая шуба в пол и боярская шапка, украшенная каменьями, а у Санты всего лишь полушубок со штанами, и этот костюм порой напоминает пижаму.
  • Дед Мороз может творить чудеса, а Санта-Клаус — нет. Посох помогает русскому сказочному дедушке сковывать льдом водоёмы и вызывать снегопад.
  • Дед Мороз — любимец женщин. Об этом свидетельствует его внучка Снегурочка. Санта же почему-то одинок. В связях с женщинами замечен не был.
  • Дед Мороз открыт к общению. Он любит беседовать с мальчишками и девчонками, слушать, как они рассказывают стихи и сказки. А Санта-Клаус залезает через дымоход ночью, когда все спят, и оставляет ребятам подарки.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru