Состоялся первый после долгого перерыва концерт духовой группы Волжского концертного оркестра. Место за дирижёрским пультом заняла солистка оркестра, ученица Виктора ДЕВОЧКИНА Татьяна ЛЮБИМОВА.
ДИРИЖЁР С САКСОФОНОМ
В коллектив она пришла четверть века назад – студенткой музыкального колледжа. Основы дирижёрской профессии изучала в вузе, перенимала приёмы у коллег по музыкальному цеху. Гордится тем, что однажды, много лет назад, на своём творческом вечере маэстро Девочкин на время доверил ей дирижёрскую палочку. И всё же назначение стало для Татьяны полной неожиданностью. «В моей жизни было немало форс-мажорных ситуаций. Думаю, это жизнь проверяет меня на прочность. Справлюсь. Я считаю, что одно из важнейших качеств музыканта – умение не терять самообладания. Что бы ни случилось».
Вот какие форс-мажоры случались в жизни Татьяны.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД
– Однажды концертный оркестр выступал на сцене Дворца культуры ВГС. И во время исполнения одного из номеров откуда-то из-под потолка вдруг сорвался тяжеленный кусок декорации и обрушился между дирижёрским пультом и первыми скрипками. Зал дружно ахнул, музыканты побелели, но… продолжали играть. А Виктор Иванович, не переставая дирижировать, подцепил эту конструкцию и отволок за кулисы. Восхищённая публика устроила нам овации, кричала «браво» и «бис», а мы с опаской посматривали наверх. К счастью, это был последний номер программы и последний форс-мажор того вечера.
САМЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ ЗРИТЕЛЬ
– Шёл концерт на пленере – в уютном дворике филармонии. В одном из номеров я солировала, играла заводную мелодию. Зрители, поднявшись из-за столиков, пустились в пляс. И вдруг вижу: один из меломанов, пожилой интеллигентный мужчина, танцует прямо ко мне! Что-то горячо говорит, не прерывая танца. Представляете? А я стараюсь не сбиться с ритма. Отодвигаюсь от мужчины вместе с саксофоном, улыбаюсь в коротеньких паузах – мол, всё хорошо, так и задумано по сценарию. Одним глазом смотрю на дирижёра, вторым – на гиперактивного зрителя: что ещё от него ожидать? Понимаю, что он о чём-то просит, но вот о чём? Хорошо, Виктор Ивановичуслышал: «Товарищ хочет, чтобы ты на бис исполнила его любимую композицию!».
Что делать, сыграли мелодию по просьбе зрителя. Он был счастлив.
…И КЛЮЧ ОТ СЕЙФА,ГДЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЛЕЖАТ
–Эта история случилась, когда я работала в оркестре Волгоградского цирка. Музыкальные инструменты не любят, когда их возят в битком набитом транспорте, носят в мороз или в дождь по улицам. И потому мы с коллегами стали оставлять их в сейфе на работе – до очередной репетиции или выступления.
Но однажды меня попросили принять участие в новогоднем концерте в Волжском. Я не раздумывая согласилась: времена были непростые, и каждой подработке я была рада. О внеплановом концерте узнала утром, в день выступления. А инструмент-то в Волгограде! Поехала в цирк, попросила на вахте ключ от гримёрки и… только тут поняла, что единственный ключ от сейфа – у дирижёра. Дозвониться ему не смогла. Выручил знакомый, сумевший раздобыть саксофон. На концерт прибежала за несколько минут до начала.…
А вы можете представить себе, что это такое – играть на чужом инструменте? Всё равно что сесть за руль не своего автомобиля. Несколько драгоценных минут я потратила на знакомство с саксофоном: постаралась с ним подружиться, узнать все его сильные и слабые стороны. Очень волновалась, но инструмент не подвёл. Коллеги сказали, что играла я очень хорошо. Наверное, от страха.
ЛЬВЫ-ДЖЕНТЛЬМЕНЫ И СТРАУС-БЕГЛЕЦ
– Работа в цирковом оркестре была непростой и довольно специфической, но мне нравилась. Коллектив подобрался дружный, азартный, трудности мы переживали с улыбкой .Помню, в морозы в цирке отключили отопление, публика сидела в шубах, а музыканты натягивали фирменные кители поверх курток и пальто.
Страшно мёрзли, но в первую очередь старались отогреть инструменты.…
В цирке форс-мажоры случаются постоянно: то у жонглёра трюк не получается, то четвероногие артисты выступать отказываются. Цирковые на арене выкручиваются – и мы работаем по ситуации, импровизируем. Зато мы гордились тем, что знакомы со всеми цирковыми звёздами. За пять лет, что трудилась в цирке, я посмотрела выступления самых лучших российских мастеров арены.
Буквально влюбилась в Запашных. И не я одна. Эдгард весь оркестр очаровал: добродушный, открытый, никакой «звёздности» в нём не было. А какие холёные у него хищники! Мы с открытыми ртами смотрели, как на манеж вынесли подносы с мясом, а львы и тигры вместо того, чтобы наброситься на угощение, лениво лизали эти куски… С Запашными работать было интересно, и музыкальный материал у них в аттракционе оригинальный.
А вообще в цирке случалось всякое. Однажды у дрессировщика сбежал страус. Помню вжавшуюся в стену билетёршу, мимо которой пронеслась «птичка» весом в сотню килограммов. Ещё случай: медведь решил «прогуляться», каким-то образом выбрался из клетки, добежал до фойе и, вынеся одно из стеклянных окон, стал бегать по площади перед цирком.. К счастью, далеко не ушёл, поймали, вернули в клетку.
А самое сильное впечатление осталось от аттракциона с участием яков. Это со стороны кажется, что они ленивые и неповоротливые. Когда на арене подрались самцы,, шум стоял жуткий.. Два мощных зверя ревели,, били копытами,, сходились в поединке… Набежали цирковые с брандспойтами и пистолетами – какое там! Яки в ярости никого не слушали и не боялись..
Хоть оркестровая площадка и находится на двухметровой высоте над ареной – но всё равно было тревожно:: если такая махина бросится вверх по ступенькам,, сметёт музыкантов вместе с инструментами. Только когда между яками установили огромные фанерные щиты,, они немного успокоились и позволили увести себя с арены.
Вот такие «зверские» впечатления остались о работе в цирке..
О НОВОМ СЕЗОНЕ
– Все секреты раскрывать не стану. Собираюсь экспериментировать. Волжан ждёт более близкое знакомство с солистами оркестра.
Например, на первом концерте наш ударник Владимир ЕЖОВ не только играл,, но и пел.. Сюрпризов в новом сезоне будет немало..
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru