«Два с половиной» пишем, «ноль» – в уме

500
реклама

Повод вспомнить о нем дала состоявшаяся во вторник расширенная коллегия российского министерства финансов, на которой была озвучена очередная корректировка в прогнозах на рост ВВП. Уже четвертая за прошедшие три с половиной месяца.

А хронология такова. На начало года официальный прогноз увеличения совокупной стоимости товаров и услуг, которое предполагалось произвести на территории России, составлял 2,5 процента. В марте первоначальный плановый показатель был снижен сначала до двух, а затем до одной целой и восьми десятых процента. Это, что всякий раз подчеркивалось, в лучшем варианте. Худший же как раз и огласил позавчера министр финансов Антон Силуанов, заявивший о том, что рост ВВП в 2014 году может оказаться нулевым, если это, конечно, можно назвать ростом.

Главной подоплекой столь пессимистических ожиданий стал, безусловно, рекордный отток капиталов, составивший в первом квартале, по уточненным данным, 63 миллиарда долларов. Из них, по словам министра, двадцать миллиардов пришлись на увеличение объемов наличной иностранной валюты, находящейся на руках у населения, которое ее усиленной закупкой отреагировало на ослабление рубля и стагнацию отечественной экономики.

Понятное дело, что возможность запастись долларами и евро на черный день имеет очень ограниченное число российских граждан. Среднестатистическому жителю страны это явно не по карману. Его ежемесячная зарплата составляет, по данным Росстата, 29 900 рублей, увеличившись за прошедший год на 12,3 процента. Что уж тогда говорить о населении Волгоградской области, реальные среднедушевые доходы которого не дотягивают пока и до двадцати тысяч.

Это если вам не повезло попасть в ряды служащих федеральных государственных органов. У них, как нетрудно догадаться, совсем другой расклад. У данной категории россиян среднемесячная заработная плата, по данным все того же Росстата, выросла за минувший год на 36,5 процента, не дотянув всего-то двух тысяч до стотысячной отметки. Нам бы такие проблемы.

Справедливости ради стоит отметить, что не оттоком единым отмечены сегодня экономические будни России. Наметился и приток капиталов, пионером которого выступил один из богатейших бизнесменов страны Геннадий Тимченко, решивший вкладывать свои финансовые активы исключительно в российские проекты. Объемы инвестиций, по его же словам, процитированным газетой «Ведомости», составят миллиарды долларов.

Остается надеяться, что пример окажется заразительным. Ну а для тугодумов из числа заядлых обитателей офшорных зон министерство финансов уже заготовило пакет законопроектов, призванных свести на нет количество подобных уклонистов, заводящих иностранные компании для аккумулирования доходов за рубежом и ухода от российского налогообложения.

Проект первого документа из программы всероссийской деофшоризации уже обнародован. Когда он вступит в силу, на учет в российские налоговые органы должны будут вставать все организации и граждане страны, владеющие хотя бы одним процентом капитала иностранной компании. Отсутствие доброй воли в этом вопросе обернется жесткими штрафными санкциями – 100 тысяч рублей за каждую незарегистрированную фирму с заграничной пропиской.

Это что касается отчета и надзора. А что касается самих налогов, то платить их в органы отечественной юрисдикции обяжут граждан и организации, владеющие более 10 процентами капитала иностранной компании, в которой при этом будет обнаружена нераспределенная прибыль. Ставки стандартные: 20 процентов для юридических лиц и 13 процентов – для физических. Штраф за неуплату составит 20 процентов от сокрытой прибыли.

Как объявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов, список так называемых низконалоговых юрисдикций, подпадающих под программу добровольно-принудительного самодекларирования, будет шире действующего перечня из 41 офшора. В него как минимум добавятся Кипр, Нидерланды и Швейцария, особо популярные в последние годы у российских бизнесменов.

Эксперты в один голос признают, что предложенные в законопроекте пороги владения (как для отчета, так и для уплаты налога) являются сами жесткими в мировой практике. В США, например, уведомлять национальные налоговые органы о деятельности иностранной компании следует только тогда, когда общая доля американских акционеров в ней превысит 50 процентов. Но когда дело касается более чем пятисот миллиардов ежегодно утаиваемых от налогообложения рублей, львиная доля которых идет на удовлетворение личных потребностей офшорных бенефициаров, ссылки на зарубежные аналоги вряд ли уместны.

Ведь если оставить все как есть, то того и гляди окажется, что даже нулевой прогноз роста ВВП России – еще не предел. А оно нам с вами надо?

Фото gazeta.ru