Россия переживает сегодня настоящий СИМ-бум. Моноколёса, гироскутеры и сегвеи давно стали обыденностью, а электросамокаты – привычным средством передвижения, заполнившим тротуары и автодороги.
Но за популярностью последовал резкий рост ДТП. Пытаясь уберечь пешеходов от нового и довольно опасного соседа по тротуару, в марте Госдума приняла ряд нормативных актов, хоть как-то систематизировав это броуновское движение. Но достаточно ли для наведения порядка законодательных ограничений или нужно что-то ещё? Этот вопрос мы обсудили с экспертами в редакции «Волжской правды».
«Тротуар – территория пешехода, это нужно уважать»
Елена Борзенкова, старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Волжскому:
— С марта законодатель наконец-то определил, что СИМ – это индивидуальное транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс, приводимых в движение двигателем. Поэтому, когда мы видим на электросамокате двоих или троих человек, – это прямое нарушение ПДД. Закон также требует спешиться на пешеходном переходе, чего большинство водителей СИМ не делают. А ведь перемещаются они на приличной скорости, поэтому могут просто снести идущих по ней пешеходов и сами стать жертвой ДТП. И у меня как работника Госавоинспекции это не может не вызывать опасений.
Особенно тревожит разрешение СИМам выезжать на проезжую часть. Закон позволяет это делать начиная с 14 лет с соблюдением целого ряда требований.
При этом электросамокат с мощностью от 250 до 400 Вт расценивается как мопед и требует права категории М, шлем и — никакого выезда на тротуары. А ведь существуют ещё и электросамокаты с мощностью двигателя от 500 Вт. Они сопоставимы с мотоциклами и вполне могут требовать водительского удостоверения категории А и соответствующей экипировки. А у нас на таких по тротуарам разъезжают…
Возникают вопросы и к прокатчикам. Например, почему их электросамокатами пользуются дети младше 18 лет, хотя они сами своими правилами это запрещают?
Вот типичный случай: 1 августа 14-летняя девочка каким-то образом невзирая на возраст получила прокатный СИМ, попала с ним в ДТП и сломала руку. Как-то, значит, дети научились обходить установленные прокатным приложением нормы… Или ещё случай: у ТРК «ВолгаМолл» мальчик на прокатном электросамокате ударяет машину в бок и разбивает её. Потом бросает самокат и удирает, понимая, что его отругают родители, а СИМ остаётся брошенным на месте ДТП. И таких случаев все больше и больше.
А ещё самокаты детям покупают сами родители, зачастую не зная, что до семи лет они обязаны всюду сопровождать своего ребёнка.
Недавно прихожу на мероприятие в КМЦ «Юность Волжского», и заходит мужчина с двумя детьми на вид 10-13 лет. И вижу тот самый электросамокат с сиденьем, мощность которого порядка 500 Вт – смесь электросамоката и электроскутера. Я такие уже встречала. Спрашиваю — куда? Отвечают — в ремонт. Спрашиваю — вы в курсе, что для этого СИМа права нужны? Ответ — да я его отремонтирую и сразу же продаю…
Из всего этого я делаю вывод об очень низкой образованности. Правила пользования СИМ необходимо разъяснять везде: в школах, садиках, ссузах, вузах, родителям и всем, всем, всем! Нам надо достучаться до каждого потенциального пользователя, на сегодняшний день это – всё, что мы можем сделать.
Как сотрудник ОГИБДД я рекомендую детям использовать исключительно маломощные электросамокаты, причём только на пешеходных и велопешеходных зонах. Не нужно забывать и об элементарном уважении. Тротуар — это территория пешеходов, нужно постоянно об этом помнить и, если ты кому-нибудь мешаешь, спешиваться.
«Революцию нужно возглавить»
Владимир Ильченко, организатор сообщества «BIKE VLZ»:
— Как организатор велосообщества, всевозможных марафонов и покатушек хочу сказать, что СИМы – штука интересная. В сообществе «BIKE VLZ» водители таких штук тоже есть. Они пока держатся особняком, но я всячески стараюсь вовлекать их в общие мероприятия.
Что касается скорости, то могу сказать только одно: многие люди азартны и просто не могут это контролировать. Ранее, когда я ездил на шоссейном велосипеде, то обращал внимание, что многие самокатчики несутся на скорости не менее 40 км/час. Особенно страшно, когда по 2-3 человека. Ведь крайне сложно удержать баланс…
Поэтому в некоторых случаях я очень даже согласен с гневом автомобилистов в адрес вездесущих самокатчиков. Например, мы часто пользуемся велодорожкой на Набережной, устраиваем там вечерние и ночные покатушки в порт. И случаются ситуации, когда велосипедист сталкивался с самокатчиком. Почему? Потому что тот абсолютно не виден на дороге. Наши велосипедисты в основном все оснащены фонариками. Мы понимаем, что это – наша безопасность. Особенно сейчас, когда по дорогам носятся самокатчики. Никогда не знаешь, откуда он вылетит на этот раз: из-за поворота, из двора или с тротуара…
И потом в своей колонне мы стараемся соблюдать дистанцию для пешеходов. А они умудряются пролетать между нами и пешеходами.
Хотелось бы ещё сказать, что пешеходы также не всегда всерьёз воспринимают знак «велодорожка». По ним постоянно гуляют мамочки с детьми, много людей с собаками. И случается так, что бабушка, бывает, засмотрится на что-то, собачку подальше отпустит, и поводок через всю велодорожку, как растяжка, тянется…
Несколько раз даже были конфликты с пешеходами. Возмущаются: что вы тут разъездились! Хотя на дорожке трафаретное обозначение есть…
На мой взгляд, профилактика, безусловно, важна и нужна. Я даже включил бы это в школьную программу, например, в курс ОБЖ. Да и в детских садах такие занятия тоже надо ввести. Тогда в достаточно скором времени все будут владеть информацией и соблюдать закон, и у нас появится та самая культура вождения.
Мы, в свою очередь, постараемся максимально объединиться с пользователями СИМ и распространить на них уже сформировавшиеся в нашем сообществе правила. Если революцию нельзя остановить, её непременно нужно возглавить!
А к оператору кикшеринга (Прокат самокатов. – Прим. ред.) у меня тоже есть вопрос: нельзя ли сделать так, чтобы самокаты не бросали? Есть места на дорогах, где брошенные самокаты вообще не видны, особенно в сумерки. Ведь они становятся причинами аварий.
И ещё: пользователи прокатных СИМ гоняют на высоких скоростях лишь потому, что оплата в приложении идёт не за пройденное расстояние, а за время пользования. Естественно, клиент хочет заплатить меньше, поэтому едет как можно быстрее. На мой взгляд, можно было бы ввести агрегаторам оплату не за время, а за расстояние и дифференцировать использование СИМ по скорости, например: от 0 до 10 км/час – 10 рублей за километр, от 10-15 км/час — 15 рублей за километр, от 15-20 км/час — 20 рублей за километр, больше 20 км/час — 40 рублей за километр. И штрафы ввести за несоблюдение ПДД.
«Нужно буквально насаждать культуру вождения»
Валентина Чурекова, председатель Комитета администрации города по делам молодежи, культуры и спорта:
— Как для активного автомобилиста электросамокат на дороге для меня — это страх. Потому что я всегда боюсь зацепить самокатчиков…
Молодые люди зачастую считают, что, если они обладают СИМ, то это – зелёный свет везде. Это, к сожалению, факт. И сколько мы ни говорили бы о ПДД, о том, что нужно спешиться, взять в руки велосипед или самокат и пройти с ним по пешеходной зоне пешком, 80% участников этого не соблюдают. И наша главная задача сегодня — вести мощную профилактическую работу.
На сегодняшний день это единственное верное средство, чтобы достучаться до всех и объяснить, что, если у нас есть улица Набережная, то она создана не только для пеших прогулок, скандинавской ходьбы или для мамочек с колясками. На ней есть специально выделенная полоса для велосипедистов и водителей СИМ, к которой жители города ещё не привыкли и на которой взаимоуважения среди участников движения нет. Поэтому мы должны буквально насаждать культуру вождения. Без неё мы общего результата не достигнем.
Я обратила внимание, что молодёжь всё чаще и чаще ездит на самокате вдвоём, а то и втроём. Это, конечно, круто, новые ощущения, но это нарушение ПДД. И об этом нужно говорить и напоминать. И самое главное – с положительными примерами от взрослых.
Ещё отметила, что у самокатчиков пользуется популярностью закрытый участок улицы Карбышева. С фарой или светоотражающим сигналом там ездит только один пользователь, его хорошо видно издалека. Я как активный пользователь беговых дорожек знаю, что на экипировке спортсменов полно светоотражающих сигналов. У самокатов такой эмблемы нет, наклейки нет, значит, эти атрибуты необходимы на одежде пользователей СИМ.
На мой взгляд, если бы муниципалитет, ОГИБДД и активисты объединились и проговорили свои инициативы с трёх сторон на молодёжном общегородском мероприятии, то смогли бы переломить ситуацию и привлечь к проблемам СИМ больше внимания. Мы должны добиться того, чтобы каждый самокатчик после этого выходил с посылом: «Я хочу кататься, мне это интересно. Да, я не знал, что есть такие правила, но теперь знаю сам и передам другому. А ещё у меня тоже есть потребности: я хочу чётко выделенную дорогу, и чтобы все знали, что она создана для таких, как мы, и уважали это. Ведь всё начинается с тебя!»
Ведь СИМы – это не зло…
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru