Электросамокаты — удобство или зло: в Волжском обсудили СИМ-ситуацию

реклама
Двое подростков на самокате не собираются спешиваться на зебре

Россия переживает сегодня настоящий СИМ-бум. Моноколёса, гироскутеры и сегвеи давно стали обыденностью, а электросамокаты – привычным средством передвижения, заполнившим тротуары и автодороги.

Но за популярностью последовал резкий рост ДТП. Пытаясь уберечь пешеходов от нового и довольно опасного соседа по тротуару, в марте Госдума приняла ряд нормативных актов, хоть как-то систематизировав это броуновское движение. Но достаточно ли для наведения порядка законодательных ограничений или нужно что-то ещё? Этот вопрос мы обсудили с экспертами в редакции «Волжской правды».

«Тротуар – территория пешехода, это нужно уважать»

Старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Волжскому Елена Борзенкова

Елена Борзенкова, старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Волжскому:

— С марта законодатель наконец-то определил, что СИМ – это индивидуальное транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс, приводимых в движение двигателем. Поэтому, когда мы видим на электросамокате двоих или троих человек, – это прямое нарушение ПДД. Закон также требует спешиться на пешеходном переходе, чего большинство водителей СИМ не делают. А ведь перемещаются они на приличной скорости, поэтому могут просто снести идущих по ней пешеходов и сами стать жертвой ДТП. И у меня как работника Госавоинспекции это не может не вызывать опасений.

Особенно тревожит разрешение СИМам выезжать на проезжую часть. Закон позволяет это делать начиная с 14 лет с соблюдением целого ряда требований.

При этом электросамокат с мощностью от 250 до 400 Вт расценивается как мопед и требует права категории М, шлем и — никакого выезда на тротуары. А ведь существуют ещё и электросамокаты с мощностью двигателя от 500 Вт. Они сопоставимы с мотоциклами и вполне могут требовать водительского удостоверения категории А и соответствующей экипировки. А у нас на таких по тротуарам разъезжают…

Возникают вопросы и к прокатчикам. Например, почему их электросамокатами пользуются дети младше 18 лет, хотя они сами своими правилами это запрещают?

Вот типичный случай: 1 августа 14-летняя девочка каким-то образом невзирая на возраст получила прокатный СИМ, попала с ним в ДТП и сломала руку. Как-то, значит, дети научились обходить установленные прокатным приложением нормы… Или ещё случай: у ТРК «ВолгаМолл» мальчик на прокатном электросамокате ударяет машину в бок и разбивает её. Потом бросает самокат и удирает, понимая, что его отругают родители, а СИМ остаётся брошенным на месте ДТП. И таких случаев все больше и больше.

А ещё самокаты детям покупают сами родители, зачастую не зная, что до семи лет они обязаны всюду сопровождать своего ребёнка.

Самокатчики не спешились на пешеходном переходе

Недавно прихожу на мероприятие в КМЦ «Юность Волжского», и заходит мужчина с двумя детьми на вид 10-13 лет. И вижу тот самый электросамокат с сиденьем, мощность которого порядка 500 Вт – смесь электросамоката и электроскутера. Я такие уже встречала. Спрашиваю — куда? Отвечают — в ремонт. Спрашиваю — вы в курсе, что для этого СИМа права нужны? Ответ — да я его отремонтирую и сразу же продаю…

Из всего этого я делаю вывод об очень низкой образованности. Правила пользования СИМ необходимо разъяснять везде: в школах, садиках, ссузах, вузах, родителям и всем, всем, всем! Нам надо достучаться до каждого потенциального пользователя, на сегодняшний день это – всё, что мы можем сделать.

Как сотрудник ОГИБДД я рекомендую детям использовать исключительно маломощные электросамокаты, причём только на пешеходных и велопешеходных зонах. Не нужно забывать и об элементарном уважении. Тротуар — это территория пешеходов, нужно постоянно об этом помнить и, если ты кому-нибудь мешаешь, спешиваться.

«Революцию нужно возглавить»

Организатор сообщества «BIKE VLZ» Владимир Ильченко

Владимир Ильченко, организатор сообщества «BIKE VLZ»:

— Как организатор велосообщества, всевозможных марафонов и покатушек хочу сказать, что СИМы – штука интересная. В сообществе «BIKE VLZ» водители таких штук тоже есть. Они пока держатся особняком, но я всячески стараюсь вовлекать их в общие мероприятия.

Что касается скорости, то могу сказать только одно: многие люди азартны и просто не могут это контролировать. Ранее, когда я ездил на шоссейном велосипеде, то обращал внимание, что многие самокатчики несутся на скорости не менее 40 км/час. Особенно страшно, когда по 2-3 человека. Ведь крайне сложно удержать баланс…

Поэтому в некоторых случаях я очень даже согласен с гневом автомобилистов в адрес вездесущих самокатчиков. Например, мы часто пользуемся велодорожкой на Набережной, устраиваем там вечерние и ночные покатушки в порт. И случаются ситуации, когда велосипедист сталкивался с самокатчиком. Почему? Потому что тот абсолютно не виден на дороге. Наши велосипедисты в основном все оснащены фонариками. Мы понимаем, что это – наша безопасность. Особенно сейчас, когда по дорогам носятся самокатчики. Никогда не знаешь, откуда он вылетит на этот раз: из-за поворота, из двора или с тротуара…

И потом в своей колонне мы стараемся соблюдать дистанцию для пешеходов. А они умудряются пролетать между нами и пешеходами.

Дискуссионный клуб «Волжской правды»

Хотелось бы ещё сказать, что пешеходы также не всегда всерьёз воспринимают знак «велодорожка». По ним постоянно гуляют мамочки с детьми, много людей с собаками. И случается так, что бабушка, бывает, засмотрится на что-то, собачку подальше отпустит, и поводок через всю велодорожку, как растяжка, тянется…

Несколько раз даже были конфликты с пешеходами. Возмущаются: что вы тут разъездились! Хотя на дорожке трафаретное обозначение есть…

На мой взгляд, профилактика, безусловно, важна и нужна. Я даже включил бы это в школьную программу, например, в курс ОБЖ. Да и в детских садах такие занятия тоже надо ввести. Тогда в достаточно скором времени все будут владеть информацией и соблюдать закон, и у нас появится та самая культура вождения.

Брошенный электросамокат

Мы, в свою очередь, постараемся максимально объединиться с пользователями СИМ и распространить на них уже сформировавшиеся в нашем сообществе правила. Если революцию нельзя остановить, её непременно нужно возглавить!

А к оператору кикшеринга (Прокат самокатов. – Прим. ред.) у меня тоже есть вопрос: нельзя ли сделать так, чтобы самокаты не бросали? Есть места на дорогах, где брошенные самокаты вообще не видны, особенно в сумерки. Ведь они становятся причинами аварий.

И ещё: пользователи прокатных СИМ гоняют на высоких скоростях лишь потому, что оплата в приложении идёт не за пройденное расстояние, а за время пользования. Естественно, клиент хочет заплатить меньше, поэтому едет как можно быстрее. На мой взгляд, можно было бы ввести агрегаторам оплату не за время, а за расстояние и дифференцировать использование СИМ по скорости, например: от 0 до 10 км/час – 10 рублей за километр, от 10-15 км/час — 15 рублей за километр, от 15-20 км/час — 20 рублей за километр, больше 20 км/час — 40 рублей за километр. И штрафы ввести за несоблюдение ПДД.

«Нужно буквально насаждать культуру вождения»

Председатель комитета по делам молодежи, культуры и спорта Валентина Чурекова

Валентина Чурекова, председатель Комитета администрации города по делам молодежи, культуры и спорта:

— Как для активного автомобилиста электросамокат на дороге для меня — это страх. Потому что я всегда боюсь зацепить самокатчиков…

Молодые люди зачастую считают, что, если они обладают СИМ, то это – зелёный свет везде. Это, к сожалению, факт. И сколько мы ни говорили бы о ПДД, о том, что нужно спешиться, взять в руки велосипед или самокат и пройти с ним по пешеходной зоне пешком, 80% участников этого не соблюдают. И наша главная задача сегодня — вести мощную профилактическую работу.

Дискуссионный клуб «Волжской правды»

На сегодняшний день это единственное верное средство, чтобы достучаться до всех и объяснить, что, если у нас есть улица Набережная, то она создана не только для пеших прогулок, скандинавской ходьбы или для мамочек с колясками. На ней есть специально выделенная полоса для велосипедистов и водителей СИМ, к которой жители города ещё не привыкли и на которой взаимоуважения среди участников движения нет. Поэтому мы должны буквально насаждать культуру вождения. Без неё мы общего результата не достигнем.

Я обратила внимание, что молодёжь всё чаще и чаще ездит на самокате вдвоём, а то и втроём. Это, конечно, круто, новые ощущения, но это нарушение ПДД. И об этом нужно говорить и напоминать. И самое главное – с положительными примерами от взрослых.

Точка кикшеринга

Ещё отметила, что у самокатчиков пользуется популярностью закрытый участок улицы Карбышева. С фарой или светоотражающим сигналом там ездит только один пользователь, его хорошо видно издалека. Я как активный пользователь беговых дорожек знаю, что на экипировке спортсменов полно светоотражающих сигналов. У самокатов такой эмблемы нет, наклейки нет, значит, эти атрибуты необходимы на одежде пользователей СИМ.

На мой взгляд, если бы муниципалитет, ОГИБДД и активисты объединились и проговорили свои инициативы с трёх сторон на молодёжном общегородском мероприятии, то смогли бы переломить ситуацию и привлечь к проблемам СИМ больше внимания. Мы должны добиться того, чтобы каждый самокатчик после этого выходил с посылом: «Я хочу кататься, мне это интересно. Да, я не знал, что есть такие правила, но теперь знаю сам и передам другому. А ещё у меня тоже есть потребности: я хочу чётко выделенную дорогу, и чтобы все знали, что она создана для таких, как мы, и уважали это. Ведь всё начинается с тебя!»

Ведь СИМы – это не зло…

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru