Историю пишут не только выжившие очевидцы событий, но и кинематограф.
Фильм-замысел режиссёра Кристофера Нолана «Дюнкерк» готовился, по его словам, двадцать лет. Режиссёр разговаривал с историками, ветеранами, изучал редкие материалы, сам писал сценарий, консультируясь с Джошуа Левиным, автором книги «Забытые голоса Дюнкерка», и с Иэном Макъюэном, автором романа «Дорога на Дюнкерк». И взял за основу идею романа: «Это был разгром, и это был конец разгрома».
Одни считают Кристофера Нолана новым Спилбергом, другие – самым переоцененным режиссёром XXIвека. Так или иначе, после нескольких джекпотов в кассовых сборах он может смело браться за тему Второй мировой войны, столь же непростую, сколь и неисчерпаемую.
Сюжет – реальная история эвакуации английских, французских и бельгийских частей во время Второй мировой войны. «Дюнкерк» рассказывает историю одной из крупнейших спасательных операций начала войны, когда британский экспедиционный корпус вместе с союзниками застрял на побережье Франции в плотном кольце немецких войск. О том, как их удалось вызволить из этой ловушки, и идёт речь в этом фильме.
В мае 1940-го союзники были окружены и прижаты к береговой линии в районе порта Дюнкерка. Британское командование воспользовалось неожиданной остановкой немецких войск. По приказу Черчилля все суда, большие и малые, были направлены к побережью для того, чтобы забрать английских солдат. В ходе операции «Динамо» было эвакуировано 338 тысяч военнослужащих, в том числе 123 тысячи французов. Эта эвакуация была названа военными историками «Чудом Дюнкерка».
Вот что об этом говорит последнее издание (1970-1977 гг.) «Большой Советской энциклопедии»: «ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1940 года (условное наименование – «Динамо»), эвакуация союзных (английских и части французских и бельгийских) войск из района Дюнкерка (Франция) в Англию 26 мая — 4 июня 1940 года, в период 2-й мировой войны 1939-45 гг. В результате прорыва немецко-фашистских танковых соединений 20 мая 1940 г. к Абвилю войска 1-й группы армий союзников (10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезанными и прижатыми к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге. С запада и юго-запада против них наступали войска группы армий
«А» генерал-полковника Г. Рундштедта (танковые группы генералов Э. Клейста и Г. Гота и 4-я армия), с востока и юго-востока — группа армий «Б» генерал-полковника В. Лееба (18-я и 6-я армии). Английское командование ещё 20 мая приняло решение об эвакуации своих войск, не известив об этом союзников. Эвакуация была облегчена тем, что 24 мая Гитлер одобрил приказ, отданный 23 мая Рундштедтом, об остановке танковых групп на рубеже Бетюн, Сент-Омер, Гравлин. Причины этого «стоп-приказа» недостаточно выяснены и находят различные объяснения среди историков. Не исключено, что Гитлер рассчитывал допустить возвращение в Англию деморализованных английских солдат с целью вызвать чувство страха и растерянности в английском народе и побудить правительство
Великобритании к капитуляции». Кто-то считает, что фюрер хотел поберечь силы, но кто-то уверен в тайной договорённости между британским и германским правительствами. Немецкий генерал-полковник, командующий бронетанковыми войсками Хейнц Гудериан назвал это решение чисто политическим. «Когда Гитлер отдал знаменитый «стоп-приказ»», — вспоминает Гудериан, — «мы лишились дара речи». Генерал Гальдер начал оспаривать решение вождя нацистов и пытаться объяснить ему необходимость захвата последнего порта на побережье. Но Гитлер был неумолим: «Бурная дискуссия закончилась получением категорического приказа, к которому фюрер добавил, что для обеспечения его выполнения он пошлёт на фронт личных офицеров связи». До сих пор ходит байка, будто Гитлер был англофилом. И убивать полмиллиона англичан пожалел. Но это исторические факты говорят, что американцы в последний момент предупредили фюрера, что объявят Германии войну, если тот не откроет «Дюнкеркскую мышеловку». Адольф Гитлер, в планах которого после Европы стоял захват СССР с его природными ресурсами, банально испугался.
Обратимся опять к вышеупомянутой энциклопедии: «Вместе с тем немецко-фашистское командование стремилось избежать потерь в танках, чтобы сохранить их для действий против главных сил французской армии, и рассчитывало уничтожить большую часть эвакуирующихся английских войск силами авиации. Однако наступление немецкой пехоты натолкнулось на упорное сопротивление
союзников и не имело успеха. Тогда 27 мая немецко-фашистское командование снова бросило в бой танковые группы, но танки не смогли преодолеть усилившуюся оборону англичан. В итоге благодаря крупному просчёту немецко-фашистское командования основную массу союзных войск (свыше 338 тысяч человек) удалось эвакуировать. До начала операции «Динамо» было перевезено 59,3 тысяч англичан; с 26 мая по 4 июня — 278,8 тысяч человек, в том числе 139,8 тысяч англичан и 139 тысяч французов и бельгийцев. В спасении союзных войск участвовало 860 кораблей английских и французских ВМФ, рыболовных, транспортных и спортивных судов. Из них 224 было потоплено и примерно столько же повреждено. С воздуха эвакуацию прикрывала английская истребительная авиация, с 27 мая по 4 июня ею было совершено 2739 самолёто-вылетов и сбито 130 немецких самолётов, потеряно 302 своих самолёта.
Англичане потеряли св. 68 тысяч человек, всю боевую технику и вооружение. 28 мая бельгийская армия
капитулировала, а 4 июня сдались в плен около 40 тысяч французов, прикрывавших эвакуацию и оставшихся без боеприпасов».
При этом напомним, что британцы и французы бросили в Дюнкерке всё своё тяжёлое вооружение, вплоть до пулемётов! 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива, 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок – стало трофеем немецко-фашистских войск. Не исчерпав своих возможностей, союзники прекратили сопротивление и капитулировали.
Маленькое добавление: после войны стало известно, что премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль хотел сэкономить военные эсминцы, чтобы разом не проиграть войну, в залив со всей Англии идут яхты, рыбачьи шхуны, катера и утлые судёнышки. Это была частная инициатива каждого из соотечественников военнослужащих армии Великобритании. Так или иначе, после Дюнкеркской катастрофы Британия осталась единственной страной, избежавшей полного поражения и способной противостоять казалось бы, непобедимой немецкой машине.
Очень точно о повествовании в фильме «Дюнкерк» рассказывает Максим Самохин в своей статье «Фильм «Дюнкерк» — гимн трусливым идиотам», опубликованной в № 32 (172) «Экспресс-газеты» от 07 августа 2017 года: «Весь фильм показывают фантасмагорические кадры выстроившихся солдат на пустом пляже, а в море нет ни одного корабля… Нам говорят про 400 000 солдат, которых нужно скорее переправить в Англию подальше от страшных немцев, говорят об опасности их прорыва прямо сюда на пляж. И вот четыреста тысяч английских солдат и офицеров стоят на пляже и боятся немцев. Англичане, французы, голландцы – все перепуганы до смерти, у всех перекошены от страха лица и истерика, истерика. Ни одной фразы не звучит в фильме типа «надо дать отпор врагу», «защитить мирное население», «грудью встать и не пожалеть жизни в борьбе с фашистами». Нет, они все хотят домой!… И вот, после этого всего позора, в концовке прёт немереный пафос: «Мы отступили, но мы не проиграли», «мы практически герои, нас встречают как героев, и мы победим в любом случае, даже если Англию захватят».
Сам режиссёр фильма Кристофер Нолан в своём интервью сказал: «Мы посадим зрителя в кабину истребителя «Спитфайр» и устроим ему стычку с «мессершмиттами». Мы выведем зрителя на берег, где повсюду песок и волны. Мы поместим зрителя на маленькие рыболовецкие лодки и дадим почувствовать, как волны разбиваются о борт. Мы должны поставить камеру на настоящий самолёт эпохи Второй мировой и посадить туда актёра». Кстати, многие из кораблей, которые видно на экране, на самом деле участвовали в Дюнкеркской операции, а значительная часть самолётов люфтваффе и Королевских ВВС не трехмерные модельки, а самые настоящие крылатые машины, которыми управляют живые пилоты. «Историческая справка – истребитель «Спитфайр» — в переводе «Огневержец» в 1941 году правительством СССР была сделана заявка на поставку этих истребителей ВВС РККА по Ленд-лизу, но правительство Великобритании продали устаревшие истребители «Харрикейн», которые на советско-германском фронте не могли быть достойными противниками немецким «Мессершмиттам», из-за малой скорости. Они использовались советскими пилотами как лёгкие штурмовики.» Правда, сюжеты с пилотом «Спитфайра» действительно поражают тем, что зритель как бы присутствует в течение всего воздушного боя. Только непонятно, почему пилот, который всех немцев посбивал, а потом у него кончилось топливо, сначала пролетел над своими солдатами и позициями и не выпрыгнул на них с парашютом, а стал приземляться на занятой врагом территории, рискуя разбиться только для того, чтобы потом сжечь свой самолёт и сдаться в плен фашистам?? Все словно с ума сошли – сплошные умиления и слёзы над импортной киношкой, где «массовые налёты» немецкой авиации изображают одиночные «хейнкели», место разрыва немецкой «сотки» — ямка, которую можно перепрыгнуть, а обстрел немецкой артиллерии берега – пара десятков всплесков в воде и что-то невнятное на суше. Впрочем, это же кино!
И, подводя итог, хотелось бы привести несколько фактов из статьи «Ах, Дюнкерк, Дюнкерк!» военного обозревателя Владислава Шурыгина, опубликованной в газете «Завтра» в № 32 (1236) август 2017 г. Говоря о Дюнкерке, как-то все забыли о двух операциях по эвакуации частей Красной Армии: о прорыве балтийского флота из Таллина в Кронштадт и об эвакуации окружённой Одессы. Обе эти операции прошли в 1941 году: Таллиннская – 27-30 августа, Одесская – с 30 сентября по 16 октября. «Чудо Дюнкерка» — это бросок через пролив шириной 86 морских миль (чуть больше 160 километров, меньше, чем от Москвы до Тулы). Только поэтому в «чуде» смогли поучаствовать сотни маломерных судов, для которых такой заплыв был вполне по силам. Но даже в этих условиях британцы потеряли треть всего участвовавшего в эвакуации флота.
А теперь вернёмся к двум вышеуказанным операциям Красной Армии.
«7 августа 1941 года противник отрезал гарнизон и военно-морскую базу Таллина от основных сил Северного фронта и отбросил РККА далеко на восток. Таллин стал осаждённой крепостью. В порту Таллина в этот момент находилось 150 боевых кораблей, 20 транспортов и больше 50 вспомогательных судов. Обороняло город больше 20 тысяч красноармейцев. Немцы очень быстро поняли, что у русских, прижатых к морю, есть лишь один вариант спасения – эвакуация морем, и 20 августа Гитлер подписал директиву № 33: «…не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв… в направлении Ленинграда».
С этой целью на южном берегу Финского залива вдоль маршрута перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград была развёрнута береговая артиллерия (17 дивизионов), а на северном берегу уже имелись две стационарные финские береговые батареи. В Финском заливе силами Кригсмарине и ВМФ Финляндии в июле-августе 1941 года были спешно установлены 36 минных заграждений (777 немецких и 1261 финских морских мин, 796 немецких минных защитников). Не аэродромах для действий по кораблям КБФ были спешно развёрнуты 110 немецких и 10 финских самолётов. В Финском заливе действовали финские торпедные катера. Фактически Таллин был заперт!
Вот в этих условиях после почти трёх недель обороны города, 27 августа начался прорыв нашего флота. Всего на борту кораблей к этому моменту находилось больше 40 тысяч солдат, офицеров, моряков и гражданских лиц. И прорываться им предстояло не 80 морских миль, как под Дюнкерком, а 180! Поэтому никакими «маломерками» тут и не пахло! К тому же в районе перехода разыгрался семибалльный шторм.
Из вышедших в море кораблей и судов на минах, от атак самолётов и огня артиллерии погибло 62 корабля и судна. Из 41 тысячи человек, находившихся на борту – больше 10 тысяч. Но главная часть сил флота и гарнизона Таллина прорвалась в Кронштадт и влилась в ряды защитников Ленинграда. Не будет преувеличением сказать, что именно эти силы сыграли важнейшую роль в том, что последующий штурм немцами Ленинграда был неудачным.
Второй масштабной операцией по эвакуации войск, проведённой РККА, стала эвакуация Одессы, так же отрезанной от основных сил Красной Армии с ставшей городом-крепостью. В течении 73-х дней оборона Одессы задерживала продвижение правого крыла войск группы армий «Юг» вермахта и румынской армии. Было отвлечено и сковано до 18 дивизий противника общей численностью свыше 300 тысяч военнослужащих. Потери немецко-румынских войск в боях за Одессу составили свыше 160 тысяч военнослужащих, около 200 самолётов до 100 танков.
Всего в августе 1941 года из Одессы было эвакуировано 58 тысяч человек гражданского населения и 67,6 тысяч тонн грузов, в сентябре 1941 года – 67 тысяч человек гражданского населения и 44, 8 тысяч тонн грузов, за 15 дней октября 1941 года — 18 тысяч человек гражданского населения и 18, 5 тысяч тонн грузов. В том числе промышленное оборудование десяти крупнейших заводов, топливо, металл и иное сырьё, даже паровозы и железнодорожные вагоны, музейные ценности и картинные галереи.
С 1 по 16 октября (почти за те же две недели, что и Дюнкерк!) из Одессы в Крым – 150 морских миль! – было переброшено около 80 тысяч бойцов и командиров Приморской армии и военно-морской базы Черноморского флота. 15 тысяч человек гражданского населения, около 500 орудий, почти 20 тысяч тонн боеприпасов, 24 танка и танкетки, 5 бронемашин, 1158 автомобилей, 500 автомобильных моторов, 163 трактора, свыше 3,5 тысяч лошадей, почти 25 тысяч тонн оборудования одесских заводов, порта и других грузов».
В фильме «Дюнкерк» режиссёр Кристофер Нолан продемонстрировал, что на наших глазах средствами кинематографа вершится большая история Второй мировой войны. Он против нашего российского кино и его главной мысли: «Мы за ценой не постоим!», он против фильмов о войне: «Взвод» Оливера Стоуна, «Апокалипсис» Френсиса Копполы – где герои говорят: «Умрём, но не сдадимся». Солдаты из «Дюнкерка» — отчаявшиеся люди, которые ищут лазейки для спасения, на протяжении всей картины пытаются выжить, сохранить жизнь и достоинство.
Автору этой статьи, как ветерану боевых действий, понятна их модель поведения; на войне много неразберихи, путаницы и непонятки, но и много здравого смысла, который заставляет бойца мобилизоваться и выполнять свой воинский долг. Вот только главный герой фильма рядовой Томми пытается спастись любой ценой, бросив свою винтовку и снаряжение, хватает вместе с другим, таким же как он, носилки с раненым с целью без очереди попасть на отходящий в Британию эсминец. Но отсюда возникает вопрос: «Какой же моральный дух был в английской, французской, бельгийской армии того времени?» На самом деле в Дюнкерке британцы спокойно погрузились на свои пароходы и уплыли. В целости и сохранности. Во Второй мировой войне Англия потеряла убитыми всего 303 240 военных и 60 500 гражданских лиц. Национальное богатство сократилось на 0,9 процента.
Цена победы во Второй мировой войне была исключительно велика. Советский Союз, вынесший основное бремя войны, потерял убитыми и погибшими 26,6 миллионов человек, Германия – 6,5 миллионов, Япония – 2,3 миллионов, в том числе 270 тысяч от атомных бомбардировок, Италия – 500 тысяч, Китай – 38 миллионов человек (1931-1945 гг.), Польша – 4,1 миллионов, Югославия – 1,7 миллионов, Франция – 600 тысяч человек, США – 405 тысяч. Трагической была судьба военнопленных. Национальное богатство СССР сократилось почти на 30 %, США – на 0,4 %. Эти данные приведены в иллюстрированной энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945, Москва, Олма-пресс образование, 2005.
Николай Варавин, историк, Член Союза писателей города Волжского ветеран МВД России и боевых действий
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru