История Волжского: за что Логинов третьего «строгача» получил

3185
реклама

В недалёком будущем Центральный стадион имени Логинова станет спортивным объектом областного масштаба. Началась его история 1 августа 1955 года – именно в этот день он был пущен в эксплуатацию под именем  «Энергия». А имя основателя Волжскго было решено дать стадиону через три года – 10 сентября 1958 года. Об истории строительства – в материале «Волжской Правды».

Сила любителей

Как известно, отец нашего города Логинов увлекался спортом и старался развивать его на всех объектах, которыми руководил. Сталинградгидрострой не стал исключением.

Буквально с первых дней на стройке закипела спортивная жизнь. 30 декабря 1950 года по приказу начальника были проведены первые командные соревнования по лыжам, в которых участвовали любители. А молодёжь после работы стала устраивать футбольные матчи между бригадами, строительными управлениями.

Летом 1951 года в коллективе была проведена первая спартакиада: «в целях развития физической культуры и спорта». С тех пор летние и зимние соревнования стали проходить регулярно. Причём, что интересно, участие в спартакиадах поощрялось, в том числе и рублем. Логинов издал специальный приказ, согласно которому спортсменов-любителей на время соревнований освобождали от работы с сохранением заработной платы.

И результат не заставил себя ждать: на спартакиаде «Великие стройки коммунизма», которая прошла в Сталинграде в 1952 году (в ней принимали участие команды СГС, Куйбышевгидростроя, Цимлянской ГЭС, Волго-Донского судоходного канала, Туркменского канала), спортсмены-любители Сталинградгидростроя заняли первое место.

Проект, подобных которому не было

Однажды Фёдор Георгиевич собрал представителей общественных и спортивных организаций ГЭС и будущего города и предложил подумать о строительстве стадиона. Его идея получила горячую поддержку – комсомольская молодёжь начальника Сталинградгидростроя обожала – и в 1952 году работа началась.

Поражал воображение размах. Согласно проекту, кроме основного спортивного ядра с футбольным полем, легкоатлетической дорожкой, трибунами и секторами для зрителей, комплекс включал в себя ещё и закрытый плавательный бассейн с пятью дорожками длиной 25 метров, двумя трамплинами и вышкой для прыжков в воду. Ещё одной составляющей стадиона должен был стать спортивный павильон с большим залом. Разрабатывал проект коллектив архитектурного бюро «Гипрогора» во главе со знаменитым архитектором Вениамином Гугелем (эта же команда была авторами Дворца культуры).

Однако, как выяснилось, вышестоящее начальство не видело необходимости в возведении столь масштабных объектов, ведь для этого требовалось привлечение огромных средств, сил и материалов. Их приходилось буквально выбивать.

«Блажь» и необходимость

В марте 1953 года умер Сталин, в июне арестовали всесильного Берия. В СССР очень скоро началось время так называемой «социальной активности». Не желая мириться с недостатками на местах, люди строчили жалобы во все инстанции, от месткома до ЦК партии. Не стал исключением и Волжский.

Чтобы в этом убедиться, достаточно полистать подшивки газеты «Стройка коммунизма». Люди жаловались на плохие дороги, на повара в столовой, на продавца в магазине. Крепко доставалось и Логинову.

Вот что пишет в своей известной книге Александр Рогозин: «Несмотря на то, что с 1952 года Волжский имел статус посёлка со своей властью и администрацией, Логинов отвечал здесь буквально за всё. В том, что в посёлке мало бань, виноват Логинов. В том, что в бывших лагерных отделениях нет водопровода — виноват Логинов. В том, что в недоделанные, не сданные комиссии дома нахрапом вселяются строители — виноват Логинов».

Появились сомнения и в стратегии руководителя Сталинградгидростроя. И рядовые рабочие, и даже инженеры  искренне не могли понять, почему, когда семьи переселенцев ютятся в землянках, огромные средства идут на строительство плавательного бассейна и стадиона. Почему не отложить эту «блажь»? 

Давила на Логинова и партия. Бюро обкома вынесло специальное постановление о «мероприятиях по подготовке и приёму  нового пополнения рабочих и сосредоточении силы на жилищном строительстве».

По факту это означало законсервировать проект стадиона. Не подчиниться решению обкома было нельзя.

Логинов не подчинился. И дело не только в его упрямстве. По опыту предыдущих строек он знал: не построить стадион сейчас — значит, не построить никогда.

Чем ему аукнулась эта стройка? Очередной зарубкой на сердце. В конце августа Фёдора Георгиевича срочно госпитализировали.

Из столичной больницы Логинова выписали 23 октября. Тем временем в посёлке вовсю работала комиссия по проверке работы «Сталинградгидростроя» — в ЦК КПСС жалобам трудящихся дали ход.  «Многих вызывали на заседания комиссии, чтобы получить на меня компромат, — пишет Логинов в дневнике. — Некоторые потом заходили ко мне и докладывали об этом».

«Довел стройку до критического состояния»

Историческое заседание бюро обкома состоялось 18 декабря 1953 года. Протокол занимает 10 машинописных страниц — это очень много. Логинова  били со всех сторон, припомнив ему и разбазаривание народных средств на непрофильные объекты (читай — стадион и Дворец культуры), и «срыв мероприятий по подготовке к приёму нового пополнения рабочих».  Было заявлено, что Логинов и главный инженер «Сталинградгидростроя» Медведев «довели стройку до критического состояния», что они «не знают действительного положения дел», «окружают себя подхалимами и угодниками», «барски-пренебрежительно относятся к рабочим»…

От немедленного ареста, который вполне мог последовать за таким докладом, Логинова спасло одно: партийное руководство прекрасно понимало, что никто, кроме него, стройку не поднимет. В итоге, указав начальнику «Сталинградгидростроя» на недостатки, ему вынесли строгий выговор с занесением в учётную карточку. По воспоминаниям очевидцев, после заседания бюро и была произнесена историческая фраза: «Третий строгий выговор получаю. Три ордена Ленина — и три выговора».

Комсомольцы засучили рукава

Свою линию Логинов гнул и после заседания бюро: строительство стадиона продолжилось.

Механизм дал сбой лишь в 1954 году. В ноябре Фёдор Георгиевич был назначен министром строительства электростанций СССР, а уже в январе 1955-го волжские депутаты на очередной сессии горсовета во главе с председателем исполкома Григорием Снесем, заслушав доклад начальника СУГС-2 Михайлова, пришли к выводу: «Строительство спортивных сооружений стадиона ведётся совершенно неудовлетворительно. Из общей стоимости работы свыше 11 млн. руб. выполнено лишь на 1 млн. руб.

Строительство трибун, пандусных лестниц, беговых дорожек и трибун  затянулось. Не завезены необходимые стройматериалы: торф, гравий, известь, глина, рейки для сидений. Медленно ведутся сантехнические работы, озеленение, освещение.

Проектная организация Гипрогор до сих пор не обеспечила Сталинградгидрострой необходимой проектной документацией по строительству спортивных сооружений, из-за чего возникают сложности у рабочих. Нет проектов глубокого дренажа под трибунами, забора, площади перед стадионом, теннисной, баскетбольной, волейбольной и городошной площадок, уборных, кассового павильона, наружного освещения, дорожек на стадионе, благоустройства».

В резолюции отмечено, что стадион необходим в первую очередь волжской молодёжи — значит, сумел Логинов убедить людей в своей правоте.

Было принято решение бросить все силы на строительство спортивных объектов с тем, чтобы 1 мая 1955 года ввести в действие футбольное поле со всей инфраструктурой, включая поливочный и питьевой водопровод и канализацию. Центральный вход с подпорными стенками и боковыми лестницами должны были завершить к июлю 1955 года, здание спортзала — к 1 сентября, бассейн — к декабрю.

Вот решение исполкома:

«…Закончить к 15 мая 1955 года строительство 4-х теннисных, 3-х баскетбольных,  4 волейбольных площадок;

— к 1 мая закончить озеленение;

— к 25 апреля обязать ЦРМЗ (директор Благодарный) изготовить светильники и осветительные мачты;

— начальнику СГС (Гаевский) закончить укладку дёрна на футбольное поле».

Несмотря на это аврал, торжественное открытие, назначенное на 22 мая, пришлось отложить.

Спасла стадион молодёжь, взявшая шефство над стройкой. Комсомольцы во главе с тогдашним секретарём горкома ВЛКСМ Станиславом Садовским выходили на воскресники. Сам их лидер, к слову, имел первый разряд по велосипедному спорту, успешно выступал за команду «Сталинградгидростроя» и вел на общественных началах занятия в секции. Воскресники организовывали и председатель объединенного профсоюзного комитета Федор  Вощенко,и председатель городского комитета по физической культуре и спорту Аркадий  Омельянюк.

Открытие первой очереди стадиона состоялось 1 августа 1955 года. Объект моментально стал популярен не только в Волжском, но и в Сталинградской области. Здесь проводилось множество областных, республиканских и даже всесоюзных соревнований. А на футбольные матчи с участием волжской «Энергии» ходили буквально всем городом.