«Князь Игорь»:Волгоградский театр готовит амбициозный проект

1840
реклама

«Царицынская опера» готовит грандиозную премьеру — постановку оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Самый массовый в истории театра спектакль является и наиболее сложным в бутафорском наполнении. Большие формы, многослойность характеризуют костюмы для оперы. Бутафоры, художники и портные работают в усиленном режиме, ведь до начала премьеры осталось меньше недели.

Бутафорские мечи и стрелы

Мечи, копья, стрелы, луки, щиты, колчаны, посохи, шлемы, кнуты — всего более 200 стилизованных единиц оружия времён киевской Руси изготавливает к премьере бутафорский цех театра. Здесь главная роль принадлежит Александру Павленко и Евгении Крмаровой, а художники-декораторы помогают завершить дело.

— Самым сложным было сделать меч князя Игоря,- рассказывает Александр Павленко. – За основу мы взяли железное полотно, заточили его, а накладки деревянные, обтянутые кожей. Меч выглядит как настоящий, его длина 1 метр 30 сантиметров. Нелегко было делать и щиты, размер и материалы которых корректировались в процессе работы. Первый щит сделали из фанеры и ДВП, но они оказались маленькими и чересчур тяжёлыми. Сейчас все щиты из фанеры, больших размеров, весом не менее 3 килограммов.

Для изготовления вооружения русичей и половцев используются различные материалы: металл, пластик, фанера, ДСП, алюминий, дерево…

— Путем творческого поиска находим лучшие варианты воплощения замысла режиссера-постановщика и эскизов главного художника и художника-постановщика, — делится Евгения Комарова. – Перед работой изучаем исторический материал, делаем упор на стилистику времени.

Так, копья (их длина 2 метра 70 сантиметров) сделаны из алюминия с фанерным наконечником. Объем для бочки создали из поролона и хлопчатобумажной ткани. Пеноплекс послужил отделкой для деревянного трона, из него сделан «логотип» с инициалами князя Игоря. А медный таз для умывания найден на блошином рынке лично режиссером-постановщиком оперы Павлом Сорокиным.

— Самые трудоёмкие в изготовлении — мелкие детали: пуговицы на одежде бояр, пластины на кольчугах, заклёпки щитов, — продолжает Евгения Комарова. – Мы делаем их из пластика и стилизуем под старину. Только пуговиц для костюмов 12 бояр нужно изготовить 72 штуки.

А художники раскрашивают их. Художник Дарья Николаева работает горячим клеем, крепит заклепки на щиты и корректирует цвет.

— Вот щит древнерусского князя,  – показывает Дарья. — Он отличается от других — у него золотисто-медный оттенок. В ближайшее время будем красить шлемы русичей.

Шлемы распечатаны на 3D принтере

У пошивочного цеха практически все готово. Изготовить им пришлось более 200 костюмов, большая часть из которых объемные, тяжелые. У каждого сословия: бояре, воины, народ — свои костюмы, многослойные. Для изготовления рубах, шуб, зипунов использовался грубый вязаный трикотаж серых оттенков. Действие картины происходит зимой, поэтому портным пришлось изрядно потрудиться. У половцев костюмы ярких цветов, они олицетворяют четыре стихии: воздух, огонь, землю и воду. Особое внимание уделено различным деталям, отделкам, головным уборам.

— Всего для оперы «Князь Игорь» изготовлено более 100 головных уборов, — отметил художник-модельер театральных костюмов Александр Козлов. — Каждый из них сшит вручную, я даже подкладку на клей не сажаю, чтобы у актёров не было неприятных ощущений, раздражений, аллергии, в конце концов. Учитывается не только размер головы артиста, но и наличие парика.

Головные уборы бояр и боярынь высокие с тесьмой, с драпировкой. У половцев тюбетейки с декоративной отделкой. Для Ярославны головной убор собран из кружева. Для свадебного обряда изготовлены специальные венки с цветами. А вот шлемы русичей распечатаны на 3D принтере, потому на головах не держались. Пришлось их нагревать и сгибать, а потом искусственно старить, красить, сажать на подкладку.

— В головных уборах должно быть удобно, — продолжает Александр Козлов.- У меня есть специальный журнал, в который я вношу данные каждого артиста: размеры, цвет волос и так далее.

Обстановка напряжённая, но мы справимся

— Нюансов очень много, — рассказывает портная бутафорского цеха Светлана Баранова, — сейчас я заканчиваю отшивать шкуру медведя внушительных размеров (размах лап 2 метра 20 сантиметров, длина тела – 2,5 метра). Уже пришиты нос, когти, уши, вид у зверя устрашающий. Если режиссёр решит, что шкура слишком тяжела, придётся переделывать. И так с каждым предметом, на сцене во время репетиций проводится большое количеств корректировок.  Перед каждой премьерой в театре очень напряженная обстановка, каждый цех выкладывается по полной программе.

Открытие нового сезона оперой «Князь Игорь» Александра Бородина по всем параметрам – амбициозный проект. Однако у него есть все основания быть успешным: окрепший и сплоченный коллектив «Царицынской оперы» работает в тандеме с приглашенным режиссером Павлом Сорокиным — одним из самых талантливых и перспективных режиссеров России (в августе его назначили главным режиссером Ростовского музыкального театра).

Благодарим за помощь в подготовке материала Специалиста театра по связям со СМИ Анжелу Буцких

Фото: Александр Куликов