Как оставить молодежь в Волжском

1315
реклама

Недавно мы с социологом Юрием Дубровченко выясняли причины переезда молодых людей из провинциальных городов в крупные. Сошлись на том, что процесс – характерный для всего мира – невозможно прекратить, но и становиться в безучастную позицию тоже не следует. Существуют ли механизмы, способные пробудить желание учиться, работать, развиваться на малой родине – об этом мы говорили с гостями «Дискуссионного клуба».

Участие в разговоре приняли

Виктор Каблов, доктор технических наук, профессор, «Заслуженный работник высшей школы РФ», Почетный гражданин г. Волжского, директор ВПИ 2000–2015 гг., сейчас преподаватель кафедры «Химическая технология полимеров и промышленная экология»

Валентина Чурекова, начальник отдела молодежной политики администрации г. округа – г. Волжский

Александр Дикарев, популярный волжский блогер, основатель сообщества неравнодушных горожан «Мне не всё равно! Волжский».

Не надумана ли проблема?

Каблов: Уезжают, к сожалению, и, как правило, это талантливые ребята из хороших школ и выпускники вузов, тоже не самые слабые. И это важнейшая проблема – люди, кадры – для страны и для нас. И если кто-то привлекает творческих, работоспособных людей, они от этого здорово выигрывают: пример – Кремниевая долина. Это непросто, и нас это должно волновать.
Конечно, в столице больше возможностей, но там и труднее – конкуренция жестче, отношение к гастарбайтерам. Но и таланты не удержать. Ну не удержишь Ломоносова в Холмогорах.

Чурекова: Проблема есть. И при подготовке более чем 10 модулей в ставке Сколково мы задались вопросом, почему уезжает молодежь? И возвращается ли она, в каком возрасте и статусе?

С января 2021 года мы провели социологические исследования среди старшеклассников, начиная с 9 класса, а с марта уже в седьмых классах. Потом перешли к студентам – интервью, собеседования, конкурсы – и затем к горожанам во время событийных мероприятий. Уже в августе стало ясно, что юноши и девушки покидают Волжский по нескольким причинам.

Получить профессии, по которым не готовят в Волжском, к примеру, актриса, актер. Едут за образованием и уровнем зарплаты, предлагаемыми в столицах. Есть также желание вырваться за рамки – я взрослый и могу сам устроить свою жизнь. Хотят получить специальности, отсутствующие пока в нашем городе: существующие на наших предприятиях молодёжь не интересуют.
И не отнять влияние рекламы через СМИ, соцсети – в мегаполисах жизнь лучше.

Дикарев: То, что молодые, талантливые, перспективные уезжают, так и должно быть. Человек всегда ищет, где больше возможностей.

Другой вопрос, захотят ли они вернуться, когда выучатся и получат какие-то компетенции.

Из грязи – да в князи

Каблов: Уезжают, потому что не знают, как здесь создать свою жизнь. Я был на молодежном бизнес-форуме, где выступали наши блестящие бизнесмены.
Вот Михаил Грачев, гендиректор ГРАСС. В 20 с небольшим собрали с другом первый бак, стали варить мыло и дело пошло. Потом учились, в том числе и в Америке. Все, кто попадает на Грасс, поражены увиденным. У него даже кабинета нет, а есть ноутбук, с которым он работает. То есть он создал среду, и это не торговля, а серьёзное производство. Грачёв любит слоган «Волжский – город моей судьбы», и считает, что здесь можно расти, развиваться, жить и никуда не переезжать.

Чурекова: Еще один яркий пример успеха на малой родине – гендиректор Пауэрнет Алексей Карпов, который как и Михаил Грачев, вводит современные тенденции в работе с партнерами.

Дикарев: У нас, как у первой компании в айтисфере региона, самые последние веяния в менеджменте. Сейчас это «бирюзовая компания», когда каждый сам себе руководитель. Максимум свободы, творчества и самодисциплины.

Чурекова: И это, пожалуй, портрет выпускника будущего. Подростки сами создают вокруг себя мир. Они могут самообучаться, и даже сами себе начислять зарплату. Есть чат, где каждый ставит себе размер заработной платы и приводит обоснование.
Если у Грачева современный стиль общения, много командировок, обмен опытом, офисные решения по организации рабочего места, то в Пауэрнете ставка не только на работу, но и на ее поощрение.
Волжский развивается, он молод, сейчас у нас свыше 10 тыс. индивидуальных предпринимателей. А это значит, что бизнес развивается и можно найти себя в родном городе.

Дайте культуры и побольше!

Каблов: Волжский славился сильными художниками, их приглашали заводы, та же ГЭС. И сейчас есть, но меньше, и они уже не так на слуху. Вот Симкин, о котором я узнал из книги Константина Белова. И когда есть трактовка, по-иному смотришь на картины, часть которых, вполне возможно, должна украшать Третьяковку.
А студентами мы приезжали из Волгограда в книжный магазин Прометей, двухступенчатый – художественная литература и научная. У нас такого не было.
Были в Волжском подвижники, поддерживавшие интерес к литературному творчеству – Рогозин, Крюков. В объединении писателей рождают и обсуждают идеи, направляя их в какое-то русло. И мне было удивительно, что в Волжском работают такие интересные люди. Это мягкая сила города.

Чурекова: Да и сейчас, когда мы проводим событийные мероприятия, именно интеллектуальные квесты собирают много команд. Это молодежью востребовано.

Каблов: Здесь можно больше получить, чем в жёсткой московской жизни и суете. Вот я сколько живу в Волжском, слышу о Мортуарии. Однажды сел в машину, и был изумлен, когда увидел его. Как будто я в Древнем Риме побывал.
Скорее всего, при Логинове возвели. Его идеология просматривается, чтобы всё было сделано для людей – музыкальные школы, бани, детские сады, парки и в том числе и последний причал. Не дай бог его отреставрируют на новый лад.

Скромное обаяние периферии

Дикарев: Я не уехал, потому что у меня есть интересная работа и в общественной деятельности реализую себя. И мне ближе маленькие города, мне здесь уютнее. Большие города не для меня, не тот ритм. Маленький, компактный, удобный для жизни город, в котором есть всё, что нужно.

Каблов: Я на Бизнес-форуме познакомился с Аидой Тумашевой. Потрясающий дизайнер одежды. Она готовила коллекцию одежды на миланскую выставку, но поездке помешали ограничения по ковиду. Солнечный человек, работала раньше в Перми, и так интересно сказала: «Я возбуждаюсь, что за 15 минут могу доехать в любую точку города». Таких людей надо держать.

Чурекова: Да, к нам немало молодежи переезжает, из сельских поселений, из соседнего Волгограда. Волгоградцы с удовольствием гуляют по нашим паркам и улицам.

Каблов: Волгоградцы любят центр, но не особо жалуют окраины. Жить там неудобно, хотя бы из-за удаленности районов. А волжане любят свой город, это точно. Здесь есть особая энергетика, созданная строителями ГЭС. Даже заключенные, из которых далеко не все были отморозками, добавили свои особенности.

Чурекова: История города заложена в генах нашей молодежи. Это волжская сила духа, особый характер и любовь.

Каблов: Я когда-то писал книгу о Волжском, и показал главу о его зарождении на «пустом месте» Владимиру Николаевичу Глухову. Он обиделся, возразив, что и до Безродного наши земли не пустовали. А самое главное – в Волжском никогда не было крепостного права. Отсюда и вольница волжская, сохранился свободолюбивый дух.

Чего хочет наша молодежь

Чурекова: По опыту работы скажу, из наших анкет и интервью – не хватает приглашённых звезд, их концертов. Об этом мечтают молодые до 28-30 лет. Они хотят общаться с топовыми тик-токерами и блогерами. Все соскучились по крупным, ярким событиям и эмоциям.

Каблов: В последнюю поездку я жил недалеко от Кремля, а в Манеже шла выставка «Современное искусство», Арт-лайф – с лекциями блогеров, дизайнеров и специалистов по компьютеризации искусства (нейросети и т.п.) Зал небольшой, но зрители «горели». И эти блогеры вполне могут приехать к нам. Это не вальяжные звезды, которых за миллионы надо приглашать. Тот же Артемий Лебедев и другие: не за деньги, им просто интересно такое искреннее общение.

Чурекова: Нужно подавать информацию в новом формате. Живая беседа – очень востребованы кратковременные конкурсы, прямые он-лайн трансляции с наведением куар кода. Современные тренды в мобильных приложениях.
Если раньше изучали, как пользоваться сторис, сделать ярче свой аккаунт, то сегодня больше людей ищет способы воздействия на публику – как сделать красивое короткое видео. Набирает обороты короткометражное кино, айтимедиа.
В этом году изменится и наш традиционный конкурс «Молодежный триумф». Мы поняли, что надо вводить молодежные медиа с новыми номинациями – блогер, фотограф, юный журналист. Почему нет?

Как пробить стену

Каблов: Я вижу три уровня. Первый – федерация. Наши депутаты в Госдуме могут уменьшить налоговую нагрузку на бизнес. Обсуждают общегосударственные проблемы, а область?
На региональном уровне мы поощряем медалистов, включая тех, кто уехал в Москву. А есть г. Киров, где губернатор выплачивает по 7 тыс. рублей дополнительной стипендии медалистам, выбирающим местные вузы.

Я помню, как мы ставили оперотряд, чтобы абитуриенты не ломали ограждение. У нас очередь стояла в институт. Было время, когда город вузам помогал, и мы сумели поднять высшее образование. Наблюдалась сумасшедшая динамика: мы строили на свои деньги корпуса, закупали оборудование.

Сейчас у сильной школы нет заинтересованности. Есть федеральные гранты: чем больше выпускников поступит в федеральные вузы, тем больше школа получит.
И директора предприятий умных ребят не хотят привлекать – «А я из Москвы закажу». Проходит несколько лет, спрашиваю, и сколько к тебе приехало из МГУ?..

Дикарев: По Глазычеву, город – это диалог городских сообществ. А у нас пока ни сообществ, ни диалога. Мне хотелось бы, чтобы у нас было больше места для диалога и люди коммуницировали, самоорганизовывались в локальные сообщества и развивали наш город. Развиваться есть куда, есть большой потенциал, есть возможности. Хотелось бы, чтобы наша администрация возможности для диалога увидела и пошла навстречу.

Чурекова: Мы меняли вопросы в анкетах, и в итоге поняли, что Волжский успешен и развивается, у нас всё есть. Обращаюсь к нашей молодежи. Не уезжайте, оставайтесь в своём любимом городе. Не забывайте пословицу: где родился, там и пригодился. А двери отдела по молодежной политике всегда для вас открыты. Приходите, мы всегда поможем, создадим площадку для саморазвития, самообразования и постараемся трудоустроить в нашем городе. Чтобы вы создавали семьи и продолжали здесь жить.