«Расстрел» пассажиров, причёски из противогаза и спасение после «болгарки»: волжане вспомнили, как проходили уроки НВП

352
реклама

В День защитника Отечества мы решили поговорить на тему, которая на страницах «Волжской правды» ещё не обсуждалась. И этой темой стали уроки НВП – начальной военной подготовки.

В советское время это был обязательный предмет в девятых и 10-х классах общеобразовательных школ, в училищах и техникумах. В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона.

Но в начале 90-х годов такие уроки, по сути, отменили. Сегодня мы вспоминаем о школьной поре военной подготовки.

«На каждого школьника полагалось по три патрона»

Дмитрий Пискунов, экс-тренер футбольной команды «Энергия Волжский»

Дмитрий Пискунов, мастер спорта по футболу, экс-тренер команды «Энергия Волжский»:

— Из уроков НВП мне в первую очередь вспоминается обращение с оружием. В школе нас учили собирать и разбирать настоящий автомат, который, правда, не мог стрелять. А тем, кто показывал лучшие результаты, в качестве поощрения обеспечили поездку на полигон войсковой части на остров Зелёный. Там на каждого школьника полагалось по три патрона. Их заряжали в автомат и давали нам стрелять по мишеням. Конечно, всё это проходило под строгим контролем военнослужащих, и мы, мальчишки, от таких занятий были в восторге.

Здесь же, на полигоне, проходила военно-спортивная игра «Зарница» — масштабное мероприятие. Каждую школу представляла своя команда, состоящая человек из десяти. Школу № 1 в 1984 году представляли мы с ребятами. Наши роли равномерно распределялись: кому-то приходилось стрелять, другим нужно было найти по координатам определённый пункт и «захватить» его. Длилась игра почти целый день, поэтому нас даже кормили – работала полевая кухня. И мы, по-моему, в тот раз заняли первое место. Было здорово, это сплачивало и класс, и коллектив, и школу. В плане патриотизма и подготовки к службе в армии это было очень значимо.

«Мальчишки подкалывали, называя снайпершей»

Наталья Скрипниченко

Наталья Скрипниченко, помощник депутата:

— Я училась в школе № 24, и в моём классе с 1977 по 1979 год шли уроки НВП. Его звали Александр Васильевич Ягодкин. Это был рыжеволосый невысокого роста мужчина, бывший танкист, майор. Он ругался, произнося словосочетание «сено-солома», и мы часто его слышали, когда наша дисциплина начинала хромать. Но военрука при этом уважали, потому что он давал нужные знания.

Он учил нас стрелять – и в спортзале школе, и в тире на заводе ГПЗ. Я показывала отличные результаты. Стреляла из винтовки с оптическим прицелом точно в цель, из десяти раз попадала девять, и он брал мою мишень, писал под ней: «Вот так нужно стрелять!» и вывешивал на школьный стенд. Из-за этого меня мальчишки подкалывали, называя снайпершей.

Мы изучали устройство автомата, и у меня это тоже неплохо получалось. Военрук даже доверил мне вести кружок у младших ребят, что я делала с большим удовольствием. А в нашем классе мы собирали и разбирали автомат на время даже с закрытыми глазами. Ребята нередко подшучивали над тем, кто держал в руках оружие, – убирали одну из деталей и смотрели, что будет дальше.

Урок НВП в школе №24. Наталья Скрипниченко собирает автомат

Учили нас и как оказывать первую медицинскую помощь – помогать раненому бойцу. Это прочно отложилось в памяти и не так давно пригодилось. Муж, работая «болгаркой», случайно срезал себе на руке часть мягкой ткани на ладони. Кровь хлынула рекой, супруг упал, потерял сознание. Вспомнив уроки НВП, я обеззаразила рану, обмотала её чистой тканью, а затем целлофановым пакетом, и мы с соседом отвезли мужа в больницу. Врач, узнав, кто оказывал первую помощь, похвалил меня за то, что я всё сделала правильно.

«Военруком проработал 13 лет»

Владимир Насыпаный, журналист, бывший учитель НВП:

— Военруком в школе я проработал 13 лет. Году в 1985 или в 1986 мы с учениками выехали на учебно-полевые сборы в Лебяжью Поляну. И как-то я переводил свой взвод с одного места на другое. Мы шли, вооружённые макетами автоматов Калашникова по берегу Ахтубы, а тогда по ней ещё ходили пассажирские суда.

Владимир Насыпаный

Так вот, «Заря» собиралась причалить к пристани метрах в 70 от нас. И я дал команду: «взвод, ориентир такой-то, направление такое-то, к бою!» Они заняли позицию – залегли. Я говорю: противник высадил морской десант, который необходимо уничтожить из личного оружия. По атакующей пехоте – огонь! А они прицелились и давай «строчить» по пассажирам, озвучивая свои действия возгласами «та-та-та» и «бах-бах-бах». Через минуту я констатировал, что десант уничтожен, и нужно скрытно покидать огневой рубеж.

Владимир Насыпаный в молодости

Пассажиры нас даже не заметили, разошлись по своим делам. А мальчишки мои отползли, встали, отряхнулись, и мы пошли дальше. Эту учебную задачу ученики восприняли как игру и всю дорогу возбуждённо шёпотом (ведь болтать было нельзя) обсуждали, как замечательно всё проделали. И потом, когда мы встречались с этими ребятами спустя годы, они всегда вспоминали этот «морской десант».

А позже ещё был случай, когда мы готовились к смотру-конкурсу строевой подготовки. Нужна была песня, я им сказал, что она должна быть патриотическая, военная. А они ответили, что хотят другую. Ну ладно, запевайте. Стали маршировать и затянули «Я хочу быть с тобой» группы «Наутилус Помпилиус». Я выслушал до конца, понял, что, кроме выговора и нагоняя, на конкурсе за такую самодеятельность мы вряд ли что-то получим. Согласился с ними, что это хорошая песня, похвалил их за исполнение, но предложил для смотра всё же выбрать другую. И вот тогда они не стали перечить и на мероприятии исполнили «Идёт солдат по городу».

«Девчонки влюбились, но военрук не реагировал»

Эллона Рыжова

Эллона Рыжова, специалист в нефтяной промышленности:

— В 10 классе, когда я училась в школе № 34, нашим военруком был молодой человек, видимо, только закончивший военное училище. Наверное, ждал распределения и пока решил поработать в школе. Он был красив, выдержан и спокоен. Говорил тихим приятным голосом, поэтому у нас никто не шумел на уроках – все хотели услышать, что он говорит. У девчонок играли гормоны, и практически все до одной влюбились в него. Но он ни на кого не реагировал и вёл себя очень достойно.

Молодой военрук рассказывал, что нужно делать при ядерном взрыве, землетрясении и так далее. Нам было очень интересно. А вот когда нужно было учиться надевать противогаз и находиться в нём какое-то время, некоторые школьницы, пытаясь избежать этой процедуры, говорили, что не могут, что накрашены и у них причёски. Но педагог был непреклонен: а если начнётся химическая атака, вы что, тоже будете говорить, что у вас ресницы и причёска? Приходилось надевать. После таких манипуляций на наших красавиц без смеха смотреть было нельзя. Благодаря действию отечественного лака «Прелесть» волосы начинали торчать в разные стороны, и вернуть их в прежнее состояние было нельзя.

А когда военрук покинул нашу школу, все девчонки очень грустили.

«Учили наматывать портянки»

Роман Куликов, учитель школы № 18

Роман Куликов, учитель школы № 18:

— В нашей 18-й школе с уроками НВП всё было штатно: учили разбирать и собирать оружие, надевать противогазы, преодолевать полосу препятствий, находящуюся в школьном дворе. А кроме того, как правильно наматывать портянки и ориентироваться на местности – по компасу и природным признакам. В программе занятий также значились строевая подготовка и медицинская. Мы ходили в зелёных военных офицерских рубашках и относились к урокам очень серьёзно.

Ещё нас учили стрелять по мишеням из пневматических винтовок, а также из автоматов Калашникова на острове Зелёном. Там, в войсковой части, нас встречали солдаты и офицеры. Это было необычно и интересно.

Полученные навыки мне очень пригодились потом во время срочной службы в армии. Я дослужился до сержанта и был лучшим в своей роте по стрельбе.

Кстати, наш военрук на уроках НВП не скупился и пятёрок ставил больше, чем четвёрок. Это был высокий крупный мужчина. Добрый и позитивный человек. Офицер в отставке и, возможно, даже ветеран Великой Отечественной войны. У нас о нём остались положительные воспоминания.

От редакции

Коллектив редакции «Волжская правда» поздравляет всех мужчин с 23 февраля и желает им быть настоящими защитниками своих семей и нашей общей Родины по имени Россия! А ребятам – становиться искренними патриотами страны. Крепкого вам здоровья, счастья и только мирного неба над головой!