Как волостная управа стала картинной галереей

1166
реклама

Уютному кирпичному особнячку на Набережной – 140 лет. Истории одного из главных зданий села Верхняя Ахтуба посвящена выставка «Старая школа».

Не выставка, а инсталляция

Старая школа – это название и сегодня можно услышать куда чаще, чем «картинная галерея», которая ныне располагается в здании. Хотя в разные годы здесь была и поликлиника, и общежитие для учителей, в войну – сборный пункт и госпиталь. О причудливой судьбе бывшей волостной управы, о людях, работавших здесь, и рассказывает новая экспозиция – совместная галереи и «Музея памяти солдат войны и правопорядка». Галерея предоставила ряд волжских пейзажей и «портретов» старой школы (картины Леонида Гоманюка, Владимира Нестеренко, Александра Маканина, Владимира Родионова и других), сотрудники музея принесли артефакты: личные вещи старожилов села Верхняя Ахтуба, солдат, проходивших лечение в госпитале, лётчиков, защищавших волжское небо в годы Сталинградской битвы. Ещё есть самый настоящий фонарь «летучая мышь», фотографии учеников и учителей, послевоенные аттестаты, дневники и тетрадки…

На вернисаже главными действующими лицами были краевед Тамара Башлыкова и художник Александр Кияненко. Именно Тамаре Афанасьевне, записывавшей воспоминания старожилов, удалось установить, что здание построено в 1881 году на средства жителей села Верхняя Ахтуба. А в конце восьмидесятых, будучи начальником отдела культуры, именно она настояла, чтобы пострадавшее в пожаре здание было восстановлено и в нём открыли музейный центр. Александр Кияненко, в те годы главный художник города, разработал проект, и реставрационные работы начались. 2 февраля 1994 года здесь состоялось торжественное открытие Муниципальной картинной галереи.

Власть в Верхней Ахтубе больше не меняется!

…Здание управы возвели на центральной площади села, рядом с Никольской церковью. Удивительно, но ему удалось уцелеть и в революционные годы, и в гражданскую войну. Старожилы говорили, что село часто переходило из рук в руки, управу под штаб занимали то белые, то красные. Ахтубинцы, часто даже и не знавшие, какая в селе власть, отправляли «на разведку» «говорунов». Два-три селянина подходили ближе к окнам управы и начинали разговаривать до тех пор, пока из окна кабинета  не выглядывал какой-нибудь чин с требованием немедленно убраться. Так и выяснялось, кто стоит в селе: красные или белые.

Когда советская власть окончательно установилась, на площади перед управой стали хоронить погибших красноармейцев из отрядов продразвёрстки.

В тридцатые годы в здании устроили школу. В витрине – крошечные пёрышки, чернильница, прописи и большой колокольчик.

— Он необычный, — рассказывает старший научный сотрудник ВМВК Марина Прит. – Удалось выяснить, что сделан он мастером из Нижнего Новгорода ещё до революции. А тот использовал особый сплав, состав которого держал в секрете. Знаем только, что содержит колокольчик капельку серебра, потому и звон получается особенный, «малиновый», и его отзвуки долго тают в воздухе.

Защищали небо Сталинграда

А в годы Великой Отечественной в здании заработали сборный пункт и госпиталь. Мобилизованным выдавали алюминиевые котелки, кружки и ложки (несколько ложек, стёртых до черенков, обнаружили при раскопках  археологи и передали в музей), фляжки для воды, противогазы, командирам, призванным из запаса, – портупеи с кобурой для личного оружия. Рядом в витрине –медицинское оборудование, фото медиков, героически спасавших жизни защитников Сталинграда, которых переправляли в Верхнюю Ахтубу по ночам, на катерах, под обстрелами противника. Спасти удавалось не всех, умерших от ран хоронили здесь же, на бывшей центральной площади.

В 1975 году на месте могил откроют мемориал, и на церемонию приедут родственники майора авиации, командира эскадрильи Николая Тимченко. Он погиб, защищая волжское небо.

— Тимченко служил в авиации с 1925 года, — поясняет Марина Прит. – В дни Сталинградской битвы в боях испытывал истребитель Ла-5. Видите ржавую железную крышку? Она от контейнера противопехотной кассетной бомбы – немецкие бомбардировщики сбрасывали их не только на Сталинград, но и на левый берег. В воздухе контейнеры открывались, из них сыпались бомбы, неся смерть  и разруху. Нашим лётчикам поставили задачу не допускать бомбардировок. А теперь представьте картину: тяжёлые стальные машины со свастиками и против них – юркие У-2 (на одном из них летал командир авиаполка Георгий Дзюба, погибший в августе 1942 года), деревянные Ла-5… Но ведь они выполнили свою задачу! Защитили Сталинград.

Кирпичи особого замеса

В 50е годы здесь снова заработала школа (память о тех временах – фото 7б класса с надписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»). Но Волжский рос, подрастали и первые коренные волжане, и для них, одна за другой, открывались школы в первых городских кварталах. В здание первой школы (на Комсомольской) с Набережной «переехало» всё оборудование: парты и классные доски носили на руках учителя и ученики.

А что делает в экспозиции пожарная каска? Конечно же, это память о пожаре 1975 года. Огонь уничтожил внутреннее оборудование, сделанное из дерева, а само здание, с провалившейся крышей, устояло.

Много лет его остов торчал на пустыре, как больной зуб. Мальчишки со всей округи прибегали туда играть «в войнушку», ныряли в пустые проёмы окон. По вечерам в здании собирались асоциальные элементы, жгли костры. Кстати, хозяйственные дачники почему-то не покушались на развалины: кирпичи оказались довольно крепкими, пригодились бы для строительных нужд на участках, но никто «дармовым» стройматериалом не воспользовался.

Когда началась реставрация «старой школы», кирпичи пришлось делать по заказу – теперь таких не выпускают…

А когда открылась картинная галерея, старый особнячок вновь наполнился голосами, удивлёнными возгласами, смехом… Жизнь продолжается.

И ещё несколько слов

Выставка «Старая школа» невероятно интересна, но… выглядит, увы, несовременно. Многие экспонаты просто не поместились в небольшом зале, не хватает подсветки, мультимедийного оборудования, аудиогида. Между тем фонды музеев пополняются, и экспозицию есть чем дополнить. Да и удобно: увидел в витрине интересный экспонат, доторонулся до сенсорного экрана – и получил всю нужную информацию о нём.

Сотрудники ВМВК уже не раз поднимали вопрос о том, что оборудование в филиалах музея нужно осовременивать – тогда они будут более привлекательны и для туристов, и для горожан. Давно пора это сделать.