На минувшей неделе российское правительство утвердило прогноз развития страны на 2030 год. Чем, кстати, не повод вспомнить пережившее века тонкое наблюдение Николая Васильевича Гоголя, называвшего одной из отличительных черт российского мировоззрения поспешное стремление в будущее мимо настоящего?
Этим долгосрочным прожектерством любили козырнуть в свое время советские вожди, последовательно обещавшие народу то окончательную победу социализма к 1936 году, то коммунизм – к 1980-му, то отдельную квартиру каждой семье – к 2000-му. Да, были времена – прошли былинные. С тех пор другими стали и страна, и ее государственное устройство, и даже тысячелетие на дворе – тоже иное. И только всепоглощающая страсть к прекраснодушным мечтаниям все так же сильна и неистребима на российских просторах.
Вот вам более свежие примеры, обнародованные в предвыборном манифесте партии власти десятилетней давности. Тогда российскому народу были обещаны двукратное снижение тарифов на тепловую и электрическую энергию (к 2004 году) и благоустроенное, достойное третьего тысячелетия жилье для каждой семьи (к 2008-му). Мечты, мечты…
Обжегшись на краткосрочных прогнозах, перешли на долгосрочные. Только что утвержденный правительством сценарий развития страны – из их числа. Теперь нам обещают, что к 2030 году зарплаты станут больше как минимум в два раза, пенсии увеличатся троекратно, а Россия к тому времени войдет в число богатейших государств мира. Правда, о том, насколько за эти же семнадцать лет вырастут инфляция, тарифы на коммунальные услуги и разнообразные налоги, в прогнозе благоразумно умалчивается. Но и без того верится в него с трудом.
Зыбкость воздушных социально-экономических замков чувствуют и сами проектировщики. Даже премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что «прогнозирование на 17 лет вперед является относительным, но все же важно понимать, к чему нужно стремиться».
У российских граждан, похоже, совсем другое отношение к политическому прожектерству. Сужу по данным социологического опроса, проведенного Левада-центром в середине марта. В нем приняли участие 1600 россиян из 45-ти регионов страны. На вопрос о том, какие чувства вызывает нынешняя российская политика, уверенными в завтрашнем дне пребывают 3 процента респондентов. А доминируют в ответах по большей части пессимистичные настроения. Например, «усталость» (15 процентов). Еще у 28-ми процентов респондентов труды современных политиков никаких особых чувств не вызывают, оставляя их равнодушными.
Понять российских граждан можно. Обещаниями, даже самыми заманчивыми, сыт не будешь. Как говаривал еще Мольер: «Я жив благодаря вкусному супу, а не красивым словам». И сколько же можно ждать, когда нефтегазовые богатства страны будут обеспечивать достаток не только олигархам, но и законопослушным налогоплательщикам?!
Любопытен в этой связи рейтинг, который составили аналитики РИА Новости. Они вычислили, что если подсчитать коммерческую стоимость российских запасов нефти и газа, то на душу населения придется 165 тысяч долларов. Это в 35 раз меньше, чем в Кувейте, но зато во столько же раз больше среднемирового уровня. По этому показателю в общепланетарном рейтинге Россия занимает 17-е место. А вот по внутреннему валовому продукту (ВВП) на душу населения наша страна только семидесятая (16 тысяч 705 долларов). Есть над чем задуматься…
Особенно когда есть с кем сравнивать не только в Кувейте, но и на родной земле. Итоги этих раздумий подытожил еще одни мартовский социологический опрос аналитического центра Юрия Левады, в ходе которого выяснялось отношение россиян к чрезмерному достатку представителей власти. Показательно, что самыми богатыми из их числа респонденты посчитали депутатов Госдумы и сенаторов (55 процентов).
Вполне логичным следствием такого отношения стала позиция еще по одному вопросу: «Нужно ли установить имущественный ценз (максимально допустимый размер доходов) для желающих попасть на государственную службу?». И здесь подавляющее большинство респондентов оказалось не на стороне депутатов. Необходимость введения имущественного ценза подтвердили 82 процента опрошенных. При этом 62 процента респондентов высказали мнение, что представители власти должны знать, в каких условиях живут простые люди, а еще 20 процентов объяснили свой выбор уверенностью в том, что человек без бизнес-активов будет независим при принятии решений.
Здесь тоже есть, над чем задуматься – теперь уже фигурантам данного опроса. Может, хоть это заставит их отвлечься от штампования вздорных законопроектов – вроде запрета видеорегистраторов или введения штрафов за использование иностранных слов при наличии их отечественных аналогов. В стране, где бюджеты всех уровней, включая и федеральный, трещат по швам, есть дела и поважнее заведомого крючкотворства.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru