«Котиков много не бывает»: художник Татьяна Ковешникова – о том, как найти красоту в двух шагах от Волгограда

0
332

Первое, что видит посетитель на выставке «Кошкин дом», переступая порог зала – большую, нарядную матрёшку-кошку. Завсегдатаи вернисажей здороваются с ней как со старой знакомой: матрёшка уже не первый раз приезжает в Волжский из Волгограда. Как и другие представители семейства кошачьих. «Герои» работ волгоградского художника Татьяны Ковешниковой милы и деловиты: они занимаются будничными делами, гуляют, ходят в гости… О том, почему её кошки так похожи на людей, художник рассказала нашему корреспонденту.

–Часто спрашивают:«Почему вы рисуете котиков? Почему их у вас так много?» – делится Татьяна.– Отвечаю: котиков много не бывает. Животные самолюбивые и самодостаточные, умные и грациозные, они нередко дают пищу для вдохновения. Симпатичны мне эти существа. Котиков люблю с детства, а вот отношения с собаками почему-то никак не складываются…

– Сколько кошек у вас живёт дома?

–Сейчас ни одной. Завожу чёрных котов – но почему-то мне с ними не везёт. Или они сами невезучие? Словом, судьбы их сложились несчастливо, и я пока взяла паузу.

–Почему-то кажется,что кошки на ваших картинах – не совсем кошки. Я ошибаюсь?

– Вы правы. Хотя меня и называют «художник-котописец», котики на моих работах – это люди: мои знакомые, друзья. Рассказываю об их привычках и характерах, изображаю истории,которые произошли с ними или со мной. Например ,«Родственники приехали» написана практически с натуры.

–Кошек изображали многие русские художники:Федотов,Васнецов,Кустодиев… Можете ли высказать, что их творчество повлияло на вас?

– Затрудняюсь с ответом. Скажу только, что в живописи мой любимый период – врубелевско-серовский, наш русский импрессионизм. Билибина тоже люблю, хотя у него, на мой взгляд, чересчур узорчатые работы.

– Что, кроме кошек, может вас вдохновить?

– Путешествия. Без них жить не могу. Стараюсь выезжать на пленеры по области, если нет времени на длительные поездки.Но красоту можно найти в двух шагах от Волгограда:в Дубовке, например. Я с большим удовольствием писала этюды старинных зданий позапрошлого века – это уходящая натура,которую хочется сохранить хотя бы на картинах. Но современная архитектура тоже может быть интересна. Волжский меня поразил в один из приездов: здесь чувствуется мощная энергетика. А какое красивое и высокое у вас небо!

– Ваше впечатление о творчестве волжских художников?

– В вашем городе много интересных авторов. Очень люблю приходить на выставки коллег, знакомлюсь со всеми работами, обращаю внимание на цветовую гамму,оригинальное композиционно решение …

Огорчает, что мало творческой молодёжи – но это, увы, тенденция: людям приходится думать о заработке, искусство становится роскошью.… Радуюсь успехам коллег,удачным находкам. Побывала не так давно на выставке волгоградского керамиста Валентины КОСТОЧКО – и открыла для себя новую грань её таланта: оказывается, Валентина прекрасный живописец. Яркий, оригинальный, самобытный.

– Вы сторонник традиционного искусства? Как относитесь к увлечению компьютерной графикой, баннерной живописью?

– Любой жанр имеет право на существование, если позволяет создать что-то оригинальное. Конечно, компьютер очень упростил нашу жизнь, но для меня главным критерием остаётся ответ на вопрос: а умеет ли автор что-то делать сам, без помощи техники? Умеет – прекрасно. А если в жизни не провёл ни одной линии карандашом, полагается на компьютерные программы – тогда он мне неинтересен.

– В свою защиту приверженцы современного искусства нередко говорят, что история развития живописи закончилась сто лет назад, в начале ХХ века,когда был написан «Чёрныйквадрат» Малевича. С тех пор мы наблюдаем закат искусства, самоповторы и цитаты из художников прошлого, ничего принципи-ально нового создано уже не будет. Как вы относитесь к этому утверждению?

– Поинтересуйтесь при случае у этих «теоретиков»: зачем они мучают себя, занимаются «повторением чужого творчества», если ничего нового придумать всё равно не удастся? Бесполезное же занятие, по их словам! Откройте любой художественный альбом, приходите на выставку современных авторов – и вы

увидите, что начался новый виток развития живописи.…Поиск – очень важная составляющая творчества. Мало каждый день стоять у мольберта – нужно ещё и анализировать, сравнивать свои работы с тем, что делают твои товарищи, искать собственную дорогу. И главное – не задумываться о судьбе своих картин. Не тебе решать, будут ли они интересны грядущим поколениям, но право художника – быть честными искренним, успеть запечатлеть мгновение, увидеть в нём квинтэссенцию дня сегодняшнего.

– И котиков?

– И котиков.

ПЯТЬ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ЖИВОПИСЦА

1.«У меня дома хранится папка с моими детсадовскими работами. С годами я поняла,почему стала художником-графиком: с детства люблю мелки и наборы цветных карандашей».

2.«Я люблю шить, благодаря чему в моём гардеробе появились две оригинальные шубы: внутри мех, сверху – павловопосадский платок. В одной из них меня сфотографировали в маршрутке, и потом я увидела свой портрет в газете с под-писью: «Волгоградскаяснегурочка».

3. «Люблю кофе и стихи Пастернака».

4.«Заняла первое место во Всероссийском конкурсе «Образ книги»: мои ил-люстрации к повести Памелы Трэверс «МэриПоппинс» были признаны лучшими. Правда,книга пока не вышла».

5. «Я ни разу в жизни не была за границей».

SONY DSC

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here