Кулинария высших образов: зачем ученикам иконописной мастерской Волжского нужны мёд, яйца и льняное масло

1614
реклама

Отныне любой желающий может научиться создавать святыни, не выезжая из Волжского. В нынешнем году на базе храма Серафима Саровского открылась иконописная мастерская. Занятия проходят дважды в неделю, и журналисты «ВП» решили немного приобщиться к этому высокому искусству.

Почему трясутся коленки
Выпускник действующей при Троице-Сергиевой лавре иконописной школы Юрий Сидоренко переехал в наш город в начале десятых годов. К тому времени он написал не один десяток образов, которые украсили храмы Подмосковья и близлежащих областей. Кроме того, художник трудился над созданием иконостаса одной из церквей Когалыма, а в храме на Мамаевом кургане реставрировал икону Георгия Победоносца.

В Волжском Сидоренко расписывал алтарь церкви святых Новомучеников, что находится в больничном городке, а последние пять лет трудится над благоукрашением внутренних стен храма Серафима Саровского. Собственно, именно в этом приходе к художнику и пришла мысль о том, что в городе надо открывать специальную мастерскую.
Во-первых, Юрию нужны были помощники, роль которых выполняли женщины, приходящие в храм убираться. Просили дать советы и родители детей, обучающихся в художественных школах. В общем, с января нынешнего года иконописная мастерская стала работать.

Сегодня в ней обучаются порядка десяти подростков и взрослых. Правда, не все из них регулярно посещают богослужения.
– Я ненавязчиво привожу им тезисы из Евангелия и трудов святых отцов, потому что они должны понимать, что иконопись – это намного ответственнее, чем они себе представляют, – утверждает Юрий Сидоренко. – Мы к ней пока не подошли, а когда сделаем это, требования будут меняться, чтобы настрой на работу был правильным.

Сейчас ученики изучают орнамент. Каждое занятие начинается с упражнения для постановки руки – в течение 15–20 минут они простым карандашом рисуют линии и окружности, не пользуясь дополнительными предметами. Нужно добиться того, чтобы геометрические фигуры получались ровными. Задача на сегодня – овладеть линейным рисунком.

Поупражнявшись, подмастерья начинают создавать орнаменты с помощью акварельных красок. Учитель показывает им соответствующую картинку. Разбирая схему, обращает внимание на детали, а затем убирает изображение и предлагает его воспроизвести. Срисовывать не даёт, чтобы развивалось художественное воображение, и его ученики учились творчески мыслить.
– Отрабатывать навыки они будут на реальной стене, – поясняет художник. – Однажды я уже дал такую возможность, но увидел, что пока они для этого не готовы. У некоторых тряслись коленки, а кто-то вообще не пришёл. Людей сковывает страх, ведь это большая ответственность – расписывать храм.

Аромат, как в храме
Следующий этап, который предстоит пройти ученикам – изображение символических вещей, встречающихся на иконах: горок (пейзажа), палаток (архитектуры), одежды святых…
Также подмастерья начнут осваивать техническую сторону вопроса. Пользуясь древней технологией, они смогут самостоятельно левкасить дощечки и картонки, на которых позже должен будет появиться лик. Левкасить – это значит наносить на поверхность специальный состав, состоящий из мела, клея и пластификатора, роль которого выполняют натуральный мёд или льняное масло. Без такого слоя краски держаться на дереве не будут.

Впрочем, и создавать сами краски ребятам тоже предстоит научиться. Пигмент они будут разбивать и перетирать в ступке, а затем смешивать с эмульсией, изготовленной из желтка и вина (или уксуса).
– Если всё делать правильно, то такие иконы источают медовый аромат, – говорит Юрий. – Если закрыть глаза, благодаря особому запаху может показаться, что ты находишься не в мастерской, а в храме.

Этого момента с особым трепетом ждёт 24-летняя Полина Соколова. В тёплое время года девушка проводит экскурсии для иностранных туристов на Валааме. Когда узнала, что в Волжском открывается иконописная мастерская, немедля записалась на занятия. В детстве она хотела учиться в художественной школе и сейчас очень жалеет, что тогда не сложилось.
– Занятия в мастерской мне очень много дают с точки зрения восприятия иконы в целом, – говорит Полина. – На экскурсиях 90% моего рассказа посвящено именно образам. Теперь я понимаю, как лучше донести информацию до туристов, ведь икона — это не только живопись, это вся церковная история, переданная в божественном лике. Здесь я развиваю и свои творческие навыки, и погружаюсь в православную культуру, которая мне очень близка и которую мне хотелось бы научиться воспринимать глубже.

Прогресс у учеников налицо, считает Юрий. У некоторых меняется даже поведение. К примеру, приведя сюда двоих мальчишек-школьников, родители говорили, что у ребят явные проблемы с усидчивостью. Но по прошествии нескольких занятий пацаны стали более спокойными.

– Я надеюсь, что наша иконописная мастерская перерастёт в школу, – делится мыслями Юрий. – Вообще мне хочется, чтобы уровень создаваемых икон в нашем регионе был выше, чтобы в церковных лавках продавали «живые образы», и чтобы за ними ездили не в Москву, а к нам, в Волжский.