Ленину — 150: как местные большевики создали первый в России город имени вождя

В. И. Ленин произносит речь перед полками Всевобуча на Красной площади. Москва, 25 мая 1919 г.
реклама

Вождь мирового пролетариата, увы, в Царицыне и его окрестностях побывать не успел. Однако след в истории губернии оставил. Точнее, сразу в нескольких историях.

Первый город его имени

-Речь и о плешивом верблюде, которого хозяин, житель Верхней Ахтубы, назвал Лениным в честь вождя, а потом, боясь репрессий, зарезал, — говорит старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея Екатерина Лоскутова. — И о двоюродном брате Ленина Степане Горшкове, который скончался в Верхней Ахтубе от тифа. Он возвращался в Астрахань из Москвы, куда ездил за помощью к председателю совнаркома. И о письме, написанном Ильичу большевиками Заплавинской комячейки в 1921 году. Они жаловались на «товарищей по партии», которые думали не о нуждах крестьянства, а о личной карьере. Но главным событием первых послереволюционных лет стало переименование села Пришиб в Ленинск. Примечательно, что это первый в России подобный факт – причём при живом вожде пролетариата, которому местные большевики отправили телеграмму с отчётом. Говорят, Ильич против переименования не возражал.

Купеческий дом отдали комсомольцам

-Село Пришиб было основано в 1774 году переселенцами из Воронежской, Тамбовской и Пензенской губерний, — рассказывает краевед Роман Шкода. – А название произошло из-за того, что село стояло неподалёку от излучины Ахтубы. Река в этом месте как бы ударяла берег, «пришибала» его. Словосочетание «на пришибе» Ахтубы и стало названием села.

До революции в Пришибе жили 28 тысяч человек, на его территории находились несколько православных храмов, мужская гимназия и даже кинотеатр. Местные купцы, Коноваловы и Конякины, слыли меценатами и благотворителями. Во время Первой Мировой войны они бесплатно кормили всех оказавшихся в селе беженцев.

В 1918 году на втором этаже особняка Коноваловых разместился волостной военный комиссариат. На первом этаже был комсомольский клуб. Молодежь устраивала концерты и спектакли для красноармейцев. В спектаклях высмеивались Врангель, Колчак, Деникин и все бывшие «богатеи».

Наплевать — надоело воевать

В январе 1919го года по селу прокатилась мобилизация в Красную Армию: к Царицыну подступали войска генерала Краснова. В городе спешно создали Военно-Революционный комитет и объявили мобилизацию «всего боеспособного мужского населения, не эксплуатирующего чужого труда».

Новобранцам повезло: казаки-красновцы не горели желанием уходить из своих станиц и воевать на чужой территории, и части Красной Армии отбросили их от города. Атаман Всевеликого войска Донского, генерал-майор Пётр Краснов был вынужден уйти в отставку. Красные ликовали.

Исторически верное решение

На волне успеха 15 февраля 1919 года в Цареве прошёл VIII уездный съезд Советов. Он и принял судьбоносное решение: перенести центр уезда из Царева в Пришиб, придать селу статус города, переименовать его в Ленинск, а Царевский уезд – в Ленинский. В протоколе говорилось, что это было сделано «в знак полного доверия Совету Народных Комиссаров и его главе товарищу Ленину…»

Понятно, что решению предшествовала огромная работа, проделанная пришибенскими большевиками. Местная партийная организация была самой активной и многочисленной, и на всех сходах и партийных собраниях, где появлялись пришибенцы, они ставили один и тот же вопрос: об увековечении имени вождя революции. На съезд коммунисты явились с готовой резолюцией уездной партийной конференции и поставили вопрос о переименовании на голосование.

Первые комсомольцы Царицына

Он, что говорится, назрел: название Царёва ассоциировалось с царским режимом, а новая жизнь требовала перемен. Пришибенцы настаивали: обновлять – так всё сразу: новым должно стать не только название, но и город.

После долгих споров большинство делегатов – 18 из 31 – проголосовали «за», 10 воздержались, а 3 были против.

На следующий день, 16 февраля, делегаты съезда, среди которых был и председатель Верхнеахтубинского волостного комитета РКП (б) Фёдор Орлов, перебрались в новый уездный центр, Пришиб, и продолжили работу в бывшем доме купцов Конякиных.

Да будет свет!

Новая власть, засучив рукава, стала внедрять в жизнь ленинский лозунг «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Советская власть в Ленинске уже была, осталось провести электричество. И уездный совнархоз на одном из заседаний принял решение «О необходимости постройки электростанций». Нашёлся даже «поставщик по постройке электростанций» — Франц Рехорек, уполномоченный некой иностранной фирмы. С проектом строительства в Москву командировали председателя уездного совнархоза Волкова, который должен был договориться об открытии сразу шести (!) электростанций (по одной на каждую волость уезда). При необходимости власти Ленинска готовы были выделить на реализацию проекта 200 тысяч рублей (!).

Примечательно, что уже в 1920м году в Цареве появилась первая из шести электростанций. И пусть это был самый обычный движок с динамо, установленный в подвале одного из зданий, пусть свет подавался только в учреждения, а дома освещались по старинке, керосиновыми лампами, но жители были счастливы.

Увы, пользовались этим благом цивилизации недолго, год спустя напавшие на Ленинский уезд бандиты электростанцию взорвали.

Коммуна сектантов

Уезд, носящий имя вождя мирового пролетариата, был далёк от идеала. Местным властям приходилось бороться с пережитками прошлого и с отдельными личностями, которые своими действиями порочили идеи Ленина, написавшего целый ряд декретов о кооперации.

Памятник в Ленинске.

Несмотря на периодические налёты бандитов, власти активно стали создавать сельхозкоммуны и артели. Организовали коммуну даже заплавинские сектанты – еноховцы. Они боялись, что власть отберёт у них сады, постройки и мельницу, потому заявили, что вступили в «коммуну истинно духовных христиан». При этом они продолжали рыть пещеры, готовясь к концу света.

Местные власти закрывали на это глаза до тех пор, пока «христианская коммуна» не дискредитировала себя. Например, еноховцы, вопреки распоряжению уездного исполкома, принимали зерно на помол от частных торговцев. Узнав об этом, власти приказали председателю Заплавинского волисполкома срочно разобраться и доложить, а «заведующему Ленинским нефтескладом тов. Лосеву с получением сего временно прекратить отпуск нефти коммуне «Еноховцев».

В 1924 году секту распустили. Часть молодых еноховцев, отказавшись от прежних убеждений, вступила в комсомол и организовала артель «Восход».

Фельетон

Неприятным сюрпризом для уездных властей стала и заметка в рабоче-крестьянском кооперативном журнале «Смычка» за 1925 год. Называлась она

«Вином заливают».Некто «Пролетарский» писал: «В г. Ленинске, уездном центре, кооперация как потребительская, так и сельскохозяйственная, работает слабо. Населению читают, правда, лекции об улучшении сельского хозяйства, а купить сельхозмашины и орудия не догадаются.

Зато вином торгуют вовсю. Полезно было бы, кому это следует, откликнуться на наш голос и принять меры к устранению подобного рода явлений».

А такой памятник стоял перед кинотеатром «Энергетик» (ныне театр кукол «Арлекин»)

И ещё в журнале был опубликован фельетон«Чудеса», подписанный «Н.П». Речь шла о злоупотреблениях председателя потребительского общества тов. Ягупова. На обе статьи Ленинский УИК отправил опровержение, в котором говорилось, что «авторы статей – некто «Энпе» и Пролетарский – приводят непроверенные факты, тем самым дискредитируя работу двух организаций: Ленинского потребительского общества и сельскохозяйственного кредитного товарищества».

Уисполком утверждал, что «обе кооперации пользуются вполне заслуженным авторитетом…» А что касается торговли спиртным, то «Общество потребителей начало производить торговлю с 10 мая, в момент же написания статьи (март 1925 г.), Общество никакими спиртными напитками не торговало…»

Даже Ахтубу углубили

Жизнь, между тем, продолжалась. По воспоминаниям председателя совнархоза Волкова, в уезде – в условиях гражданской войны – работали 15 мельниц и одна шерстомойка, 242 кустарных предприятия, на которых трудились 300 человек. Царицынский бюллетень «Борьба» сообщал, что у села Верхняя Ахтуба проведено углубление русла реки Ахтубы, чтобы восстановить свободное движение пароходов к Царицыну. В селе открылся народный дом, активисты Союза молодёжи организовали школу для неграмотных. По всему уезду проводили недели фронта и труда, читали доклады на культурные темы. Местные волостные исполкомы активно закупали медикаменты, снабжая аптеки всем необходимым.

Уездные власти готовились создавать колхозы. Но это уже совсем другая история.

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Село Пришиб было основано в 1780 году, чему есть свидетельства — документы из Государственного архива Саратовской области, а именно 4-я Ревизская сказка (1782), где указаны все первопоселенцы и когда и из каких селений они сюда прибыли. Поэтому в этом году город Ленинск должен праздновать 240 лет!

комментарии закрыты.