Максим Зимовец: «Я всегда рассчитывал только на себя»

4133
реклама

Ровно год назад, в январе 2019-го, два волжских предприятия, «Производственная компания «ДИА»» и «Трубный завод «Профиль-Акрас» имени Макарова В. В.» объединили трубные производственные активы и сформировали единое предприятие «Объединенная компания «Акрас ДИА». Его генеральным директором был избран Максим Зимовец.
Об итогах года, о том, в чём сложности работы с людьми и о проблеме отцов и детей он рассказал нашему корреспонденту.
Стратегия развития

– Максим Владимирович, как известно, вы начинали свою карьеру с работы в одном из крупнейших банков США, в 2005 году окончили бизнес-школу в Беркли, Калифорния, став дипломированным финансовым аналитиком. Год спустя получили международный финансовый сертификат CFA Institute – один из самых престижных в мире. То есть перспективы разворачивались головокружительные. Почему же вы в итоге вернулись в Волжский?
– Да, работа в Москве и США – это очень хороший опыт. Но с течением времени я понял, что нет никакой принципиальной разницы в том, где именно ты будешь строить свой бизнес: в Москве, Нью-Йорке, Сан-Франциско… При наличии современных информационных технологий можно сделать успешную карьеру, проживая далеко от столицы, главное – быть нацеленным на успех. А я в бизнесе привык рассчитывать на себя, на свои возможность, знания, умения, навыки.
– Аналитики, говоря о России, любят цитировать слова Тютчева: «Умом Россию не понять, … у ней особенная стать». Утверждают, что есть принципиальная разница в том, как строить бизнес в России и в Европе – это правда?
– Нет. Законы развития бизнеса одинаковы во всём мире, и в России они работают в той же мере, как и в Европе, и в США, и в Азии. Часто говорят, что на Западе конкуренция гораздо выше, чем у нас в стране. Но это тоже естественный процесс: капитализм мы начали строить гораздо позже, чем западные страны, потому, соответственно, ещё лет 20 назад у нас конкуренция существовала на очень низком уровне. Но постепенно она стала набирать обороты, так что скоро все мы: и производители, и клиенты – ощутим на себе её последствия. Да уже ощущаем, можно сказать. Самый яркий пример – развитие торговых сетей в Волжском. Вспомните, ещё лет 20 назад в каждом квартале, в каждом микрорайоне работали десятки маленьких продуктовых магазинчиков и киосков – и где они теперь? Им на смену пришли сетевики. Как руководитель предприятия не могу не сочувствовать владельцам разорившихся магазинов. Но как клиент я доволен: в сетевом торговом центре мне предлагают широчайший ассортимент товаров нужного качества, есть политика лояльности, есть ответственность за качество продукции…
Та же ситуация – и в производстве труб малого и среднего диаметров. Конкурентная борьба – не чьи-то происки, а объективный процесс развития экономики. Если производителей труб куда больше, чем клиентов, кому-то придётся уйти с рынка. Выживает сильнейший. И как, каким образом он будет это делать: наращивая объёмы производства, снижая себестоимость товара, внедряя некие инновации – его ноу-хау. И мне как руководителю предприятия «Трубный завод «Профиль-Акрас» год назад пришлось разрабатывать стратегию развития. Мне показалось, что оптимальное решение задачи – объединиться с нашими конкурентами. Переговоры прошли успешно, мы стали партнёрами.
«Сложно было переступить через свои амбиции»
– Можно ли назвать подобное слияние уникальным случаем в истории российского бизнеса?

– Уникален не сам факт слияния – в экономическом поле не раз такое происходило – а сам формат. Как правило, при объединении одно из предприятий стремится поглотить другое, обанкротить его. В нашем случае мы просто сложили два предприятия, как половинки яблока. Сам процесс, конечно, был длительным, в него были вовлечены десятки специалистов с каждой стороны. Пока, насколько известно, результатами довольны и клиенты, и сотрудники, и акционеры.
– Сложно ли было прийти к консенсусу?

«Стараюсь находить время на отдых»

– Сложно было другое – переступить через свои амбиции, признать какие-то очевидные вещи и взглянуть на ситуацию не через призму собственного «я», а объективно. Но и мы, и руководство ПК «ДИА» не могли не понимать, что от нашего решения зависит будущее. Объединившись, мы станем сильнее и сможем противостоять непростой экономической ситуации. И решение было принято. Сейчас могу признаться, что к результатам наших переговоров многие, в том числе коллеги, отнеслись весьма скептически. Но позже коллеги отметили, что мы были правы. Более того: на сегодня в трубной отрасли волжский опыт слияния конкурентов признан успешным, и мы даже получили ряд предложений по дальнейшему укрупнению предприятия. Продолжаем работать.
– Каковы успехи первого года работы компании «Акрас ДИА»?
– Об успехах говорить рано, предстоит ещё немало работы. Сегодня «Акрас ДИА» – это 776 человек, 10 станов, которые занимаются изготовлением труб малого и среднего диаметров. Объём производства по итогам прошлого года превысил 220 тонн – есть прирост, по сравнению с 2018 годом. Скорость выполнения заказов выросла в 2–3 раза, увеличился ассортимент поставляемой продукции, уменьшились её остатки на складах. Возросли возможности организации спецзаказов для клиентов – потребителей специфических размеров труб или сортов стали. Концентрация на одной площадке открывает большие возможности по оптимизации производства. Мы пока в начале пути, но уже сейчас можно прогнозировать, что в итоге сможем снизить себестоимость продукции. О спросе на продукцию не говорю: у волжских труб малого и среднего диаметра – широчайший спектр применения. Это и строительство водо- и газопроводов, и производство медицинской техники, мебели, велосипедов, спортивных тренажёров… Мы конкурентоспособны и можем поставлять клиенту продукцию нужного качества. У нас на предприятии работают специалисты самого высокого уровня.
– То есть, вы с оптимизмом смотрите в будущее?
– В целом – да. 99% наших клиентов – не волжане, мы поставляем продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в страны Балтии, Финляндию и Польшу. Успешно конкурируем с поставщиками из Европы и Азии. Ведутся переговоры о поставках в Испанию, что открывает новые перспективы.
«Поражения от победы ты сам не должен отличать»
– Говорят, что промахи и неудачи бывают у каждого. Важно уметь превратить своё поражение в победу. В вашей жизни были такие случаи?
– Были, конечно. Из недавнего – та самая история с ожесточенной конкуренцией, которую мы превратили в наше преимущество. Хотя это больше история о том, как не проиграть сражение за клиента и вывести бизнес на новый уровень. Ещё раз убедился в том, насколько велика может быть сила слова, умение договориться и выработать совместную стратегию. В этой истории нет проигравших – это наша общая победа.
– А с какими сложностями приходится сталкиваться вам как генеральному директору предприятия?
– Сложности, в моём понимании – это нештатные ситуации, когда что-то идёт не по намеченному сценарию. Наше предприятие существует уже 30 лет, и за это время прежние его руководители: Виталий Викторович Макаров, Александр Витальевич Макаров – создали механизм, который работает чётко и без сбоев. Моя задача – не опустить планку, наращивать темпы развития. И это достижимо, когда работаешь в команде профессионалов. Одна цифра: в декабре мы поставили рекорд местного значения: отгрузили 31 тысячу тонн продукции. Это хороший показатель того, что мы умеем работать, что востребованы на рынке. Со всем остальным можно справиться.
– Как часто вы бываете на производстве? Многих ли сотрудников знаете в лицо и по фамилии?
– На производстве бываю ежедневно. Из 700 сотрудников знаю несколько сотен. Горжусь нашими трудовыми династиями – публикации о них постоянно появляются на страницах корпоративной газеты. У нас трудятся замечательные люди. Это и братья Владимир и Олег Черных, и начальник смены Александр Краюшкин… и Владислав Хрущак, тренер корпоративной футбольной команды «Акрас ДИА» – под его руководством футболисты стали уверенно побеждать.
Считаю, что социальная направленность – одна из сильных сторон нашей компании. На предприятии высокая зарплата, которую сотрудники получают без задержек. Есть все условия для оздоровления и занятий спортом: мы оплачиваем посещение ледового катка, приобретаем абонементы в плавательный бассейн. Наши сотрудники регулярно бывают в ВДТ – и билеты на спектакли им предоставляет компания. На «Акрас ДИА» существует практика выделения беспроцентных ссуд в размере 400 тысяч рублей на улучшение жилищных условий, а накануне Нового года заработала программа страхования наших сотрудников от несчастных случаев. Совокупность этих мер поддержки позволяет снижать текучку кадров, создавать устойчивый коллектив, решать поставленные производственные задачи.
– Получается, неправда, что при капитализме собственник думает только о собственной наживе? Люди не менее важны?
– На самом деле, если собственник умеет хорошо считать и просчитывать варианты, он обязательно будет создавать условия для работников. И это залог его собственной успешности в условиях конкурентной борьбы. Конкуренция, на самом деле – мощнейший двигатель экономики.
– Если говорить о специфике русского бизнеса, то как вы оцениваете современную налоговую политику? Сейчас, когда всё правительство России ушло в отставку, каких перемен в экономическом развитии страны вы ждёте? Что хотели бы изменить?
– Российское налоговое законодательство принято ругать, хотя это неправильно, как мне кажется. Вызывают недовольство чересчур высокие, на взгляд обывателя, налоги, и чересчур суровое наказание за нарушения налогового законодательства. Но оценивать нужно не по величине ставки, а по тому, на что тратятся эти налоги. В Швеции, например, при высоких налогах – очень хорошие социальные условия для граждан. В Сингапуре налоговая политика щадящая – но у жителей практически нет никаких социальных гарантий. В России, на мой взгляд, есть ещё над чем работать – в том числе, в области социальной медицины. Хочется верить, вновь избранное правительство займётся реформами. Главная задача, которую нужно решать безотлагательно – добиться экономического роста. Все необходимые предпосылки, все ресурсы в стране для этого существуют. Остаётся засучить рукава и идти к поставленной цели.
Работа в команде
– Какие качества помогают вам в работе?

– Уверенность в себе. Нет смысла браться за дело, если ты не веришь в свои силы. Иначе и люди за тобой не пойдут, и компания не будет развиваться, и целей достичь не получится.
Умение слышать людей. Обратная связь очень важна. Знаю случаи, когда руководитель выстраивал авторитарную модель руководства – возможно, лет 20 назад она могла быть эффективна, но не сейчас. Я больше склоняюсь к стилю управления, основанному на личной ответственности и взаимном доверии. Именно такую систему мы стараемся создать в компании.
– Как завоевать уважение сотрудников?
– Самое главное – быть честным. Необходимо отвечать за свои слова и выполнять обещания. Оценка труда, финансовые и любые другие критерии должны быть четкими и прозрачными. Такой подход, безусловно, формирует уважительное и доверительное отношение. Я доверяю людям. Я уже не раз говорил сегодня о том, что на предприятии «Акрас ДИА» работают профессионалы – это касается и производства, и продаж, и финансов. Я полностью полагаюсь на них.
Ещё одно правило: людям нужно говорить о том, что они успешны. Замечать их достижения, поддерживать конструктивные идеи, касающиеся производства. Когда человек видит, что от него что-то зависит, что его личные достижения влияют на рост и развитие всей компании, он способен горы свернуть. В идеале, нужно создать такой «климат» в компании, когда сотрудник не будет ощущать себя маленьким винтиком в большом механизме, а почувствует персонализированный подход и свою сопричастность общему делу.
Легко ли быть сыном?
– Наверняка вам часто приходилось слышать в свой адрес: «Конечно, ему просто – он ведь сын ТОГО САМОГО Зимовца»… Легко ли быть сыном легендарного «красного директора» Владимира Зимовца? Существовала ли у вас проблема отцов и детей? Часто ли Владимир Григорьевич вмешивается в рабочий процесс и старается влиять на ваши решения?

Владимир Григорьевич и Максим Владимирович на производстве


– Спасибо моим родителям, я никогда не ощущал никакого давления с их стороны. В детстве я ходил в самую обыкновенную городскую школу №2. И учился на пятёрки, потому что мне было интересно. Спасибо любимым педагогам – литератору Галине Петровне Куприяновой и учителю математики Альвине Андреевне Улановой. Я, как все мои сверстники, ездил в колхоз на уборку овощей, гонял мяч с друзьями во дворе. Никто никогда меня не выделял как сына руководителя предприятия. И медаль я заработал сам, сдав экзамены на «отлично», и в ВолГУ поступил на экономический факультет не по блату, а на общих основаниях. В 1996 году уехал в Москву, два года, вплоть до дефолта, работал в столичном банке – и это была моя собственная школа, которую я прошёл. Позже были работа и учёба в США… Словом, вернулся в Россию я в 2007 году вполне сложившейся личностью со своим собственным опытом и знаниями. Авторитет отца, конечно, существует, я многому у него учусь – общению с людьми, принципам руководства. Общаемся мы ежедневно, обсуждаем рабочие вопросы. В чём-то сходимся, о каких-то вещах спорим. Но отец никогда на меня не давит. Горжусь тем, что он мне доверяет.
– Есть ли у вас хобби?
– О, в своё время я чем только ни увлекался! Благо, жили мы в старой части города, в шаговой доступности – ДК ВГС, Дворец пионеров, стадион, клуб «Мечтатель»… Так что, я и спортом занимался, и в кружки записывался – сам, родителям-то постоянно было некогда. А увлечение на всю жизнь – это хоккей. В секции при клубе «Мечтатель» был замечательный тренер, Владимир Сергеевич Беляев, который заразил меня любовью к этому виду спорта. Я и в Америке играл в хоккей, и сейчас посещаю тренировки на волжской ледовой арене.
– То есть, вы умеете не только работать, но и отдыхать?
– Стараюсь не зацикливаться на работе, находить баланс между ней и отдыхом. Семья для меня имеет очень большое значение: у меня четверо детей, не хочу, чтобы они были предоставлены сами себе. Конечно, провожу время с друзьями, много читаю…
– Каким вы видите будущее своих детей? Вы хотите, чтобы они продолжили династию трубников?
– Не хочу решать за них. Пусть сами выбирают профессию по душе, а моя задача – поддержать их выбор. Старшая дочь планирует стать биологом, учится в университете, сын – школьник, у него всё впереди.
– А как вы воспитываете детей?
– Стараюсь быть хорошим отцом. И это выражается не только в том, что я поддерживаю их начинания и не пытаюсь им запрещать какие-то вещи. Мне кажется, важно прививать детям правила поведения в обществе, понятия о том, что хорошо и что плохо. Язык не поворачивается ругать их за то, например, что кто-то домашнее задание не выполнил или порядок в комнате не навёл – в детстве я тоже не был идеальным ребёнком. Ничего, всё образуется.
– Какая книга сейчас лежит на вашем столе?
– «Sapiens: Краткая история человечества», автор – Юваль Ной Харари. Привлёк оригинальный взгляд на мир и историю цивилизации. Книга вызвала немало споров у читателей и критиков, но она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Я предпочитаю публицистику, а не художественную литературу – это и расширение кругозора, и информация к размышлению.
– Есть ли у вас любимый поэт?
– Однозначно – Пушкин. Вообще, как мне кажется, лучше русской классики в литературе ничего нет. Гоголь, Достоевский, Толстой – кого из современных авторов можно поставить рядом с ними? А Пушкин – это целая вселенная, он созвучен нашей эпохе, в его книгах можно найти ответы на вопросы, которые волновали и его современников, и волнуют нас сегодня.
– А за новинками киноиндустрии следите?
– Нет, времени нет, к сожалению. Интернет открываю только затем, чтобы просмотреть «Коммерсант» и «Ведомости» – большей частью потому, что мне это требуется по роду деятельности. И в соцсетях меня нет. Не люблю виртуальную реальность. Живое общение куда интереснее.

Хоккей — увлечение всей жизни


– Занимаетесь ли вы благотворительностью?
– Да. И компания, и наша семья участвуют в благотворительных проектах, однако мы делаем это не для пиара, потому рассказывать об этом не хочу.
– Как вы относитесь к предложению отмечать второй день рождения Волжского? Инициативная группа волжан не так давно предложила вести отсчёт истории с 1722 года…
– Скептически отношусь. Согласен с тем, что Волжский был построен не в голой степи, до этого здесь было некое поселение – но это не уникальный случай, практически любой город в России и мире может похвастаться подобной историей. А наш город, согласно постановлению, был основан именно 65 лет назад.
– Самое знаменательное событие прошлого года для вас?
– Помимо объединения наших компаний, это юбилей родного города, конечно. Хоть я и родился в Челябинске, но в Волжский моя семья приехала, когда мне было шесть лет. То есть вся моя сознательная жизнь связана с этим городом. Он удивительный – молодой, современный, яркий. В последнее время, кстати, появилось у меня ещё одно хобби – собираю картины местных художников, городские пейзажи. Очень хочется, чтобы Волжский расцветал, чтобы оставался городом, куда хочется возвращаться из самых далёких заграниц, где хочется жить и работать.