Собрать вместе трёх волгоградских Остапов, предупреждали меня, дело непростое: полным ходом идут репетиции мюзикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» и новогодней сказки. И всё же актёры согласились ответить на несколько вопросов.
«Мюзикл – это машина»
-Сложно ли было работать над ролью? Или, стоило примерить шарф и капитанскую фуражку, и всё пошло как по маслу?
Максим Сытин:
-Раз на раз не приходится, бывает, репетируешь роль – а она «не ложится»: то с текстом сложности, то с музыкой… Потом находишь какой-то крючочек, цепляешься за него – роль постепенно обрастает деталями, персонаж прорисовывается яснее. И в итоге роль – неважно, второстепенная или главная – выстреливает. А с Остапом никаких трудностей не возникло. Вот уж действительно: надел роль, точно собственный костюм.
Были сложности технического плана: нужно было связать воедино музыкальные номера, танцы, текст, который приходилось проговаривать чуть ли не с секундомером в руках. Ведь часть реплик звучит между куплетами. Затянул паузу – и всё, зритель не услышал важную фразу, потому что уже вступил оркестр.
Александр Кутявин:
-Это же не драматический спектакль, чтобы держать «мхатовские» паузы по пять минут. Мюзикл – машина, которая не должна работать на холостом ходу. В том и сложность, чтобы артисты успели создать образ, показать характер – и на всё про всё у них минута-две между ариями. Или даже меньше.
Александр Куприн:
-Действительно, «12 стульев» у нас мчится, как скоростной экспресс. Это в «Обыкновенном чуде» зритель может поностальгировать, повздыхать. А здесь некогда! Иначе рискуешь что-нибудь пропустить… У нас даже за балетом и хором интересно наблюдать – у каждого персонажа свой характер, пусть едва намеченный, но он угадывается.
Максим Сытин:
-Неправильно говорить только об Остапе, в мюзикле два главных героя: Бендер и Воробьянинов. Роль Кисы тоже играют два актёра: Леонид Маркин и Андрей Жданов. Я репетировал с обоими, мы много говорили о наших персонажах, стараясь понять суть их характеров. Ведь мюзикл тем и хорош, что не даёт однозначных ответов. Это в оперетте используешь тот или иной набор приёмов или штампов, в зависимости от того, герой ты или простак. А в мюзикле — сам рисуешь характер персонажа.
Александр Куприн
-И в итоге зрители говорят, что наши с Максимом Остапы абсолютно непохожи. Что ж, тем интереснее. Единственное, чего я опасался в процессе репетиций, — что моего Остапа будут сравнивать с героем фильма.
Александр Кутявин:
-Какого именно? «12 стульев» неоднократно экранизировали не только в России, но и в США, Польше, в Италии, даже в Швеции. И в нескольких фильмах роль Остапа играла девушка. А в России на слуху две экранизации: Гайдая и Захарова. Причём критики считают, что Бендер, сыгранный Арчилом Гомиашвили, ближе к оригиналу, а Бендер Миронова легковеснее.
Человек-праздник
—Сколько раз вы перечитывали роман в процессе репетиций? Или книга отвлекает от работы над образом?
Максим Сытин:
-Роман читал не раз, но перечитать не успеваю: когда домой приходишь поздно вечером, нет времени на такую роскошь, как чтение. …Книга помогла скорректировать образ, ведь в мюзикле всё схематично, потому нужно за два часа спектакля умудриться показать и характер персонажа, и то, что осталось за кадром, чтобы зритель понял и авторский, и режиссёрский замысел…
Александр Куприн:
-Книга для меня — это база, фундамент для размышлений, на котором я строю образ – и он не такой, как в романе.
Александр Кутявин:
-Если бы мы хотели показать Бендера таким, каков он у Ильфа и Петрова, мы бы поставили спектакль на музыку Геннадия Гладкова, которая звучит в фильме с Мироновым. Благо такой вариант мы рассматривали. Но так как в итоге остановились на сочинении Зубкова и Вулыха, акценты расставлены иначе. В романе – едкая сатира на времена НЭПа, в мюзикле – мягкий юмор и ностальгические вздохи об ушедшей эпохе. И Бендер в спектакле — наш современник. Потому и актёрам работать интересно, и зрители, в том числе молодёжь, мюзикл принимают на ура.
-Бендер – наш современник? И каковы же, по-вашему, главные черты его характера?
Александр Куприн:
-По-моему, это человек-праздник, человек, позитивно воспринимающий всё, что происходит в жизни.
Максим Сытин:
-Жажда наживы для него – не главное. Бендер — авантюрист и жизнелюб, получающий адреналин от любой истории, в которую попадает.
Александр Кутявин:
-Важно, что он «чтит уголовный кодекс», как пишут авторы, так что старается не совершать ничего противозаконного. Бендер – яркая личность, и мир с его появлением расцветает, взрывается красками, эмоциями. Вспомните сцену его появления: скучный уездный город, дворник метёт пыльную улицу… И вдруг: «А что, отец, невесты в вашем городе есть?» Не появись так вовремя «барин из Парижа» с рассказом о гамбсовском гарнитуре, в городе могла бы произойти совсем другая история с участием Бендера. Но в том, что она бы обязательно произошла, у меня нет сомнений. Это человек действия.
Максим Сытин:
-Причём Остап не огорчается, если что-то идёт не по плану. Он, как хороший шахматист, видит ситуацию на несколько шагов вперёд, и потому неудача для него – это не провал и не тупик. Это повод сделать следующий шаг и добиться успеха.
Александр Куприн:
-В нашем Остапе нет жестокости. Помните, в романе после аукциона он избивает Воробьянинова, потратившего деньги на ресторан? А в мюзикле ему хватает десяти секунд, чтобы придумать новый план, да ещё и партнёра-неудачника утешить: «Киса, ничего ещё не закончилось! Люди живут в квартирах, а у квартир всегда есть адреса! Вперёд!» Для него важен, скорее, не результат, а сам процесс.
Александр Кутявин:
-Почти как в театре: иногда репетиции бывают не менее интересны, чем сам спектакль, потому что это время поисков, споров, сомнений. Нужно искать какие-то «крючки», которые будут цеплять внимание зрителя, оправдывать каждую деталь, каждый поступок и фразу персонажей. Мы делаем всё, чтобы зритель принял и полюбил спектакль, но после премьеры уже идём дальше, работаем над следующей историей.
«Бендер – это мы»
-Сейчас, когда премьера сыграна, вы можете сказать: «Бендер – это я»?
Александр Кутявин:
-Процентов на 80 утверждение верно. Ребята душу вкладывают в эту роль.
Максим Сытин:
-Однозначно Бендер – это я. Хотя после премьеры говорить рано, роль оживает спектакля после десятого. Сначала ты показываешь всё, что надумано, наработано, натоптано во время репетиций, а потом добавляешь какие-то штрихи, импровизации. Но по большому счёту – да, это я. Мне комфортно с моим героем. И партнёрский тандем у нас сложился, и музыка нравится, и сам материал хорош.
-А ваш персонаж как-то влияет на вас?
Максим Сытин:
-Скорее, он меня утвердил в мысли, что я авантюрист по жизни. Кстати, был забавный случай: после мюзикла «Дубровский» журналист спросил, олицетворяю ли я себя со своим персонажем. А я играю Архипа-кузнеца, который, между прочим, сжигает барский дом вместе с судебными приставами, это жёсткая и страшная сцена. Пошутил, что теперь по пятницам что-нибудь поджигаю… С Остапом другая история. Стулья с сокровищами я, конечно, не ищу, но авантюрные поступки, бывает, совершаю.
Александр Куприн:
-Мне очень нравится одна черта характера моего героя: он дарит людям вдохновение. Многие, пообщавшись с ним, меняются, их жизнь уже не будет серой и унылой, какой была до сих пор.
Александр Кутявин:
-На мой взгляд, единственная, с кем он поступил некрасиво, — мадам Грицацуева, на которой он женился из-за стула и тут же сбежал. А остальные участники его авантюр получают в сущности то, что и хотели: инженер – открытую дверь в квартиру, Эллочка – ситечко…
-А сам Остап – удар бритвой вместо бриллиантов в финале спектакля. То есть, его авантюра всё-таки закончилась поражением?
Максим Сытин:
-Это не так. Четыре персонажа в финале выходят на сцену, чтобы рассказать о том, как Остап изменил их жизнь, помог им найти её смысл.
Александр Кутявин:
-Скажите, вам удалось удержаться от слёз во время этих монологов? Ведь нет? Наверняка сказали вместе с персонажами: «В известие о его смерти мы не верим! Этого просто не может быть!»? Остап не авантюрист в чистом виде, повторюсь, он – творческая личность, гроссмейстер, художник, и его палитра – окружающая действительность.
-Почему этот спектакль обязательно нужно смотреть?
Максим Сытин:
-Потому что это хороший спектакль. Это не только красивое зрелище с шоу, балетом, прекрасной музыкой, но и повод задуматься о каких-то важных вещах и, может быть, что-то изменить в своей жизни.
Александр Куприн:
-А я надеюсь, что, посмотрев «12 стульев», зритель захочет взять в руки роман Ильфа и Петрова.
Александр Кутявин:
-Основная идея была выдана авторами в финале на блюдечке с голубой каёмочкой: «Жизнь прекрасна». Никогда не нужно отчаиваться, безвыходных положений не бывает. «Жизни суть – в её движении вперёд», — как поёт наш герой. Нужно действовать, и радоваться жизни, и наслаждаться тем, что ты живёшь на свете.
На фото: Сцены из мюзикла «12 стульев». В роли Остапа Бендера Александр Куприн и Максим Сытин.
Фото: Рафаэль Мурадьян и автор.
На главном фото слева направо: Максим Сытин, Александр Кутявин, Александр Куприн.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru