Михаил Никулин и его Город Волжский

Жизнь строителя и поклонника Чайковского состоит из разных интонаций

551
На фото (слева направо) Игорь Воронин - глава Волжского, Михаил Никулин - начальник ВГС, Николай Максюта - губернатор Волгоградской области. Фото из архива ВП.
реклама

…1989 год. Кабинет начальника стройки огромный, сталинский. Созвучен по ощущениям названию легендарного Сталинградгидростроя. Хотя давно переименован в Волгоградгидрострой, но сути дела это не меняет. Кабинет прежний.

Чтобы преодолеть расстояние от двери до человека за массивным столом, нужно идти… идти и по пути следования прощаться с остатками своего душевного равновесия. «Высокие» кабинеты по всей стране были однотипными.

Удивительно, но человек за столом сразу же уловил мое настроение, хотя не с его высоким статусом обращать внимание на подобные психологические тонкости.

Тут же отреагировал:

— Мне тоже не нравится этот полигон. Напрягает.

Потом пересел на стул напротив, тем самым сократив дистанцию огромного размера между нашими должностями:

— Я вас пригласил вот по какому поводу…

Так много лет тому назад я познакомилась с Михаилом Григорьевичем Никулиным. И это одно из лучших событий в моей жизни, потому что довелось общаться с потрясающим человеком и руководителем, на долю которого пришлись трудные времена.

Государственные обязанности начальника столь крупной организации обязывали выбирать на этот пост людей неординарных. Вспомните Федора Логинова – с него началась плеяда гигантов духа, опыта и воли. Все восемь таковыми и являлись, в том числе и Михаил Никулин.

Но была одна особенность, выделявшая его из ряда «великой восьмерки». Он был интеллигентом. Если про Логинова уместно было сказать: глыба-человечище, то о Никулине – гармоничный человек будущего. Он никогда, образно выражаясь, не бил кулаком по столу. Он объяснял, убеждал и – да, требовал. Но подчиненных у него не было. Были единомышленники, соработники, как говорили в старину, соратники по общему делу. Он умел повести за собой. Но делал это как интеллигент. И люди под его началом строили город, объекты химии, трубный завод. Удивительный человек!

Детдомовское детство

Каково было 12-летнему Мише Никулину в детдоме Сталинградского тракторного завода после того, как умерла его мама, а еще раньше погиб на войне отец? Как справлялся с острым чувством одиночества? Детдом – не курорт. Кто ж этого не знает. Закалил он его характер или оставил тайное чувство сиротства на всю жизнь? На эти вопросы не ответит никто, кроме самого Михаила Григорьевича. Но о своем детстве он рассказывает неохотно, объясняя это тем, что в послевоенные годы всем было трудно.

Но вот интересные детали его биографии. Миша Никулин занимался в струнном, драматическом, фото-, танцевальном и всех остальных кружках, существующих в детдоме. Играл в футбол. А еще окончил музыкальную школу. И уже тогда, в детстве, на всю жизнь полюбил Чайковского, Шопена.

Учился только на отлично. И один из немногих из детдома поступил не в ремесленное училище, как тогда было принято, а в Волгоградский инженерно-строительный институт.

Что это? Гены? Трудолюбие? Талант? Скорее всего, все вместе. Но почему именно в горхоз при утонченно гуманитарном устройстве души? Мог ведь стать известным музыкантом… Но, может, и впрямь в нашей жизни все заранее распределено? И кто-то там, наверху, приберег музыкальную судьбу для его любимой дочери Яны – самобытного российского композитора? Вот у нее уж точно – гены. И еще талант. И трудолюбие. Отец передал по наследству. Но сам выбрал иной путь.

Только факты

Заглянем в характеристику Михаила Григорьевича, где все сжато, но емко. Интересно ведь, с чего начинал, как поднимался по карьерной лестнице.  

…Прораб Химстроя. Начальник участка. Главный инженер СМУ-1. Начальник управления санитарно-технических работ. Главный инженер Жилстроя. Управляющий Химстроя.

И вот – 1989 год. Уже начальник Волгоградгидростроя! К слову, был не назначен, и избран коллективом на первых демократических выборах. Было такое время, когда начальников выбирали.

В общей сложности около 30 лет отдал Михаил Никулин Волгоградгидрострою. А потом его перевели в область на должность заместителя главы администрации Волгоградской области. Отвечал за строительство, архитектуру, коммунальное хозяйство. Был полномочным представителем губернатора по Волжскому округу.

А вот и награды.

Заслуженный строитель РФ. Почетный строитель РФ. Почетный профессор Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии. Награжден Почетным знаком «Строительная слава», Почетным званием «Человек на своем месте», медалью «Лучшие люди России», знаком «Герб города Волжского». И до сих пор остается почетным членом Клуба первостроителей города Волжского.

За этими скупыми строками кроется гигантская работа и достижения, которые двигали Волжский вперед. За то время, когда Михаил Никулин возглавлял Волгоградгидрострой, в городе построены шестнадцать жилых микрорайонов, новые цехи на заводе органического синтеза, в том числе метионина, производства на заводе синтетического волокна, электрометаллургический комплекс на Волжском трубном заводе.  

Этот список можно продолжить, но и без того понятно, сколько сделал этот человек для нашего города. И это в в те самые девяностые годы, когда рушилась экономика, кризис как ржавчина разъедал отрасли народного хозяйства… Зарплаты людям было платить нечем. А Волгоградгидрострой вместе с заводом органического синтеза и себя кормили, и весь город на плаву держали.

Американцы сказали «браво»

В строительной биографии Михаила Григорьевича много значимых объектов, о возведении которых можно было бы рассказать. Да вот хотя бы о производстве метионина на заводе «Оргсинтез». Если даже непосвященному человеку показать картину многоэтажного цеха, как бы просветить цех насквозь, он поймет, какие головоломки пришлось решать создателям комплекса.

Или найти в книгах волжского краеведа Тамары Башлыковой отзыв о Михаиле Григорьевиче известного строителя Николая Кухаренко: «У него беспокойная жизнь… Взять ответственность на себя – еще одна черта Михаила Григорьевича…».

Но я расскажу о том, чему сама была свидетелем в качестве редактора строительной многотиражки. Как американцы сказали Михаилу Никулину «браво».

При Михаиле Никулине Волгоградгидрострой вышел на качественно иной – международный уровень.  

«Эти дома — маленькое чудо для российских строителей и эталон для всех строек Федерации» — эти слова принадлежат представителям американских фирм «Ралф Парсонс» и «Абт Ассоушиэйтс Инк» после сдачи в эксплуатацию четырех домов для демобилизованных военнослужащих в городе Волжском. Наверное, выше оценку и лучше отзыв у таких требовательных компаньонов, как американцы, получить было практически невозможно.

В нынешних условиях кажется нереальным и режет ухо, но это факт: российское и американское правительства договорились о программе строительства жилья для Российской Армии. Волгоградгидрострой выиграл конкурс при немалом количестве конкурентов из 113 российских городов. Финансировали программу американцы, мы строили.

Михаил Никулин вместе с Александром Канищевым, который в то время был начальником «Жилстроя», на стройке были чуть ли не каждый день. Планерки, контрольные комиссии, снова планерки… Это была трудная работа.

Мне довелось присутствовать на стройплощадке в тот момент, когда избалованные западной цивилизацией американцы дотошно осматривали эталон-квартиру (заглянули и в другие!). Искали недочеты – и не нашли. Потом затребовали график распределения ответственности лиц или, иными словами, список ответственных за каждый пункт передачи домов, а также их телефоны, адреса. Американцы хотели иметь дело с конкретными людьми, а не абстрактными организациями.

Ну, что ж, волжские строители под руководством Михаила Никулина доказали, что работать умеют плодотворно и качественно. После этого Волгоградгидрострой попал в международный каталог самых перспективных строительных организаций России.

Благодарим!

Михаил Никулин как личность действительно уникален. Умеет мыслить масштабно, по-государственному, и в то же время тонко чувствует природу и музыку, любит книги и по-прежнему азартно смотрит футбольные матчи. В его судьбу вместилось многое, но прежде всего он — созидатель.

У строителей завидная профессия. Они оставляют людям города. И эти города, пока существуют, помнят их имена. Вот и Волжский помнит имя Михаила Никулина. Он отдал делу всю свою жизнь. Он причастен к грандиозному строительству, превратившему полупустыню в цветущий край.

И не может быть для будущих поколений подарка краше, а поклона ниже – вам, представители самой мирной на земле профессии, творцы и созидатели…