Волжский историк рассказал о своих предках-литераторах и об участии в съёмках фильма «Деникинъ»

Деникин (в центре) и Врангель (справа) на параде в Царицыне летом 1919 г.
реклама

Вот уже пять лет как знаток истории нашего края, член Русского географического и Царицынского генеалогического обществ Андрей КЛУШИН является постоянным экспертом рубрики «Православный Волжский». Его поразительные краеведческие открытия легли в основу одних из самых интересных, на мой взгляд, публикаций. И все они были связаны с далёким прошлым Заволжья, когда из небытия вдруг выплывали имена наших земляков с их удивительными судьбами, и оживала давно ушедшая эпоха…

Если звонит Андрей – значит, жди очередной сенсации. И я, как всегда, чуть ли не с открытым ртом буду слушать рассказ о том, каким чудесным образом (ну, точно не без помощи Божьей!) пришла к нему бесценная информация. И про себя восхищаться этим скромным, добросердечным, интеллигентным человеком – его обширнейшими познаниями в области истории России и нашего края, настоящим научным подходом в работе с архивными материалами, знанием нескольких языков, включая старославянский, его увлечённостью и бесконечной любовью к своей малой родине.

Писатели во главе шёлкового завода

Я была очень удивлена, узнав, что в этом году исполнилось всего 10 лет, как Андрей Клушин занимается краеведением. Эта цифра в моём представлении мало соотносится с тем огромным вкладом, который он уже внёс в ликвидацию многих белых пятен, существовавших в истории Заволжского края. И работа эта продолжается – несмотря на то, что сейчас Андрей живёт в Москве. Я спросила, как и с чего началось увлечение наукой, которая раньше его совсем не интересовала.

– Мне всегда хотелось как можно больше узнать о своём роде. Кто мы и откуда? Дедушка с бабушкой почти ничего не рассказывали. Много позже я узнал, почему они уходили от моих вопросов. Оказалось, что в 1935 году дед вместе с бабушкой сбежал из ГУЛАГа на её родину – в село Среднее Погромное.

Составлением родословной я занялся в начале 2000-х, когда стал доступным интернет; ездил в Москву, Питер, Орёл, где работал в архивах и Центральных библиотеках.

Среди предков Андрея Клушина оказались люди, чьи имена в 18-19 веках были широко известны в столичных литературных кругах. Самый выдающийся из них – писатель Александр Иванович КЛУШИН, основоположник русского сентиментализма, соратник непревзойдённого баснописца Ивана КРЫЛОВА, Александр Иванович был также дружен с историком Николаем КАРАМЗИНЫМ.

– Результаты моих поисков, длившихся более 10 лет, мне захотелось обнародовать, ведь там содержались очень любопытные исторические факты, и я написал книгу про свою родословную, сделав упор на биографии Александра Клушина. Для названия взял строчку из его жестихотворения – «Меня потомство будет знать… » Весной 2012-го свою рукопись в электронном виде я предоставил в редакционный издательский совет, что действовал тогда при Центральной библиотеке Волжского, а через две недели услышал следующий вердикт: «Книга замечательная, она достойна, чтобы издаться в Питере или Москве, на родине ваших предков, но вот под местную тематику не совсем подходит. Если бы в ней было что-то краеведческое, тогда мы бы обязательно вам помогли». И я стал искать.

Сразу оговорюсь, что этот исследовательский труд до сих пор не увидел свет, поскольку позже у автора появились сомнения и вопросы, связанные с биографиями ближайших предков. Поиск ответов на них затянулся и пока ещё не завершён.

Но вернёмся к тому апрельскому дню 2012 года, который Андрей Клушин и считает началом своего увлечения краеведением. Буквально через месяц он нашёл то, что требовалось – причём неожиданно, будто кто-то свыше буквально вложил ему в руки искомую вещь.

– По случаю я купил книгу «45 лет на эстраде» советского эстрадного артиста и библиофила Николая СМИРНОВА-СОКОЛЬСКОГО. Листая её, в главе, посвящённой родоначальникам русской сатиры и юмора, прочитал такие строчки: «Всем известен радищевский клуб писателей-сатириков, куда входили Крылов, Клушин, Страхов…». Первые две фамилии никаких вопросов не вызывали, а кто такой Страхов? Каково же было моё удивление, когда я выяснил, что Николай СТРАХОВ – не толькомосковский писатель, журналист и переводчик, но ещё и последний директор Ахтубинского шёлкового завода (!). Причём в местной краеведческой литературе его имени я не встретил. Рассказ об этом человеке, повлиявшем на творчество Клушина и Крылова, вошёл в мою книгу. Заинтересовала меня и история самого завода. Поразительным оказался ещё один факт: до Страхова во главе шёлкового производства стоял Николай РЫЧКОВ (!) – не менее выдающаяся личность 18-го века, тоже писатель, а также путешественник, географ и краевед, сын знаменитого Петра РЫЧКОВА, ставшего первым в России членом-корреспондентом академии наук. Такое звание специально для него придумал Ломоносов.

Всей этой добытой информацией Андрей Клушин поделился с читателями Центральной библиотеки г. Волжского, перед которыми выступил со своей первой краеведческой лекцией. Вот так 10 лет назад в жизнь преподавателя истории неожиданно ворвалось краеведение.

Тайна генеральской родословной

Этот юбилейный год ознаменовался для Андрея Клушина новым интересным опытом. Речь идёт об участии в работе над документальным фильмом «Деникинъ», посвящённым жизни белого генерала – 16 декабря исполнится 150 лет со дня рождения Антона Ивановича, а в августе было 75 лет со дня его смерти. Фильм снимала киностудия «Русский путь» совместно со студией социального кино «Вифсаида» по инициативе Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. Автор сценария и режиссёр Алексей БУРЫКИН.

Андрей Клушин с Алексеем Бурыкиным у могилы Деникина в некрополе Донского монастаря

Съёмки длились с мая по ноябрь, небольшой эпизод планировалось отснять и в Волгограде. Дело в том, что летом 1919 года Деникин в качестве Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России посетил Царицын, который накануне был захвачен армией генерала Врангеля. Для консультации съёмочной группе требовался местный эксперт, желательно историк-краевед. И снова счастливый случай!

– Я давно знаком с Романом ЧЕРЕВАТЕНКО, – рассказывает Андрей. – Он родом из Волжского, но потом уехал в Москву и освоил там профессию режиссёра. Много лет Роман прожил в Черногории, где возглавлял Русский культурный центр им. Саввы Рагузинского. После возвращения в Россию он регулярно наведывался в Волжский и как-то пришёл послушать мою лекцию об основателе села Безродного сербском поручике Иване ПАРОБИЧЕ.Ему любопытно было узнать, откуда здесь взялись сербы. Впоследствии Роман стал подписчиком моей странички ВКонтакте «Летопись краеведа». С Бурыкиным его связывало несколько лет совместной работы в театре Олега Табакова. Когда Алексей обратился к Роману как к волжанину с просьбой порекомендовать кого-нибудь из местных специалистов, то Рома дал мой телефон, поскольку других краеведов просто не знал.

Изначально мне была поставлена задача описать историю двухдневного пребывания Деникина в Царицыне, куда он приехал, чтобы лично поздравить Врангеля с победой: где главнокомандующий ночевал, с кем встречался, по каким улицам проходили парады. К сожалению, от тех исторических мест после войны мало что осталось, поэтому и снимать особо было нечего. Но я предложил режиссёру куда более интересную тему, которая давно уже меня занимает.

Связана она с родословной отца Антона Деникина, Ивана Ефимовича ДЕНИКИНА – нашего земляка. Родился он в деревне Ореховке Саратовской губернии Царицынского уезда – сегодня это территория Ольховского района. А все его предки, начиная с прадеда, казака-малоросса Василия ДАЙНЕКИНА, жили в станице Караваинской Волжского казачьего войска, ныне с. Караваинка Дубовского района. Режиссёр же был уверен, что родина Деникиных –  Саратов. Но я предъявил ему все доказательства, включая старые документы и карты. В результате решили снять эпизод в Ольховском районе, на месте той самой деревни, от которой давно уже ничего не осталось, лишь голая степь кругом. Здесь мне пришлось в кадре рассказывать всё, что удалось узнать о предках Деникина. Эта информация и станет маленькой сенсацией фильма. Думаю, что даже для самого генерала она была бы откровением.

Съёмки заняли около двух часов, делали несколько дублей. Текст я не заучивал, говорил от себя, всякий раз импровизировал. Волновался, конечно, поскольку ответственность очень большая. Кстати, сам Деникин, мать которого была полькой, в Ореховке никогда не был, на свет он появился в Варшавской губернии Российской империи. Однако в эмиграции во всех документах местом своего рождения почему-то указывал Саратов – наверное, хотел подчеркнуть родовую связь именно с Саратовской губернией.

«Безродненские» француженки

Благодарный режиссёр как-то признался Андрею Клушину: «Очень неожиданный у меня появился помощник. И долгожданный». Если у Алексея Анатольевича возникали, например, трудности при работе с фотоальбомом Деникина, он посылал Андрею то или иное фото с вопросом «кто это?» или «где это снималось?» и сходу получал ответ, сопровождаемый краткой исторической справкой. Своему новому эксперту создатель фильма доверил и работу в Государственном архиве РФ.

– Там я сканировал различные фотодокументы. Ознакомился с архивом самого Деникина, где содержатся его личные вещи – галстук, портмоне, страницы неоконченной рукописи «Путь русского офицера» … Особо меня заинтересовал зарубежный архив Белого движения, перевезённый из Праги в Москву в 1945 году.

Съёмки проходили и во Франции, где Деникин долгое время жил в эмиграции. Там Алексею просто неоценимую помощь оказали мои давние знакомые, которых я в шутку называю «безродненскими гасконцами». Это француженки с русскими корнями Моник РОДРИГЕС и Жозьян ВАРАКИН. Когда-то их предок, живший в селе Безродном, попал во Францию, в Гасконь, где и осел. Для одной он является дедом, для другой – прадедом. Они мечтают приехать в Волжский, собирались это сделать два года назад, но помешала пандемия.

Моник Родригес (справа), Жозьян Варакин и Алексей Бурыкин (Франция октябрь 2022г.)

Как гражданам Франции, хорошо знающим законы своей страны, Моник и Жозьян куда проще было общаться с сотрудниками архивов и находить там нужные документы. Надо сказать, что содержание некоторых из них будет обнародовано впервые. Кстати, услуги одного из архивов Моник оплатила сама, заявив съёмочной группе: «Я это делаю не для вас, ребята. Я это делаю для России».

По словам Андрея Клушина, сейчас монтаж фильма подходит к концу, 16 декабря в Москве в Доме русского зарубежья состоится его премьера, затем лента поучаствует в ряде кинофестивалей и только потом мы сможем увидеть её на одном из федеральных каналов. Лично я с нетерпением буду ждать этого показа.

Справка

Алексей БУРЫКИН (род. в 1968 г.) – актёр, режиссёр, сценарист, поэт, драматург. В 1990 г. окончил актёрский факультет Школы-студии МХАТ (курс О. Табакова и В. Маркова), а в 2004-м – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Э. Лотяну).

Снялся в художественных фильмах «Брызги шампанского» (реж. С. Говорухин), «Делай – раз!», «Николай Вавилов», «Чужая сторона», «Отель Эдем», в сериалах «Дети Арбата» и «Зоя». Также он автор и режиссёр более 20 документальных лент. Пьесы Бурыкина с начала 90-х ставятся в России и за рубежом, его стихи публиковались в газете «Московский литератор», журнале «Юность», альманахе «Тени странника».

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru