Второй год подряд диагностику труб Волжские тепловые сети проводят с использованием робототехники.
Помимо нашего региона, этот передовой метод применяется сегодня лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Норильске. А в Волгоградской области Волжский – единственный город, куда приезжал специальный робот. Работа этого чудо-агрегата позволяет оперативно выявить скрытые дефекты трубопроводов и оптимизировать затраты на ремонт.
«Ихтиандр» в сетях
В чем же суть этой технологии? В трубопроводе вырезается люк, в отверстие погружается робот, после чего люк герметично закрывается, а робот начинает движение вплавь, не задевая дна и стенок. Выявление слабых мест проходит с помощью метода акустического резонанса. Иными словами, стенка деформированного участка трубы под давлением воды будет подавать иной звуковой сигнал, нежели стенка, сохранившая целостность. И этот сигнал улавливает специальный робот-разведчик. Помимо этого, на исследуемых участках проходит визуальный осмотр труб, их покрытия, замер толщины стенок и твердости металла в местах доступа. Данные поступают на монитор компьютера.
— Для нас очень важно снизить риски аварий и их последствий, – рассказал «ВП» заместитель главного инженера по эксплуатации ООО «Волжские теплосети» Константин Макушев. — И если ранее при подготовке к отопительному сезону для выявления слабых мест мы применяли исключительно метод опрессовки, то сегодня планируем ремонтные работы по итогам полного обследования. Это дает общую характеристику сетей, точное описание и вид найденного дефекта, его местоположение и размеры. После этого формируем рекомендации по дальнейшей эксплуатации и определяем период проведения работ. Всего мы таким методом обследовали 36213 метров сетей.
Пилотный старт
Следует отметить, что общая протяженность тепловых магистралей города составляет 683 км.
— Пилотной площадкой ВТД стали распределительные сети на улице Набережная, — говорит Константин Макушев. — Необходимо было диагностировать фактическое техсостояние этого участка коммуникаций и принять решение о возможности дальнейшей его безопасной эксплуатации.
Испытания показали, что метод акустического резонанса позволяет определить техническое состояние трубопровода длиной до полутора километров из одной точки доступа. Причем с высокой производительностью: 750 м за 2 ч 40 мин.
Проведенное исследование доказало свою эффективность сразу по нескольким параметрам. Помимо предупреждения аварий, оно позволяет сократить затраты на капремонты сетей и дает обследовать трубы под автодорогами без вскрытия полотна. То есть никакое ограничение движения не требуется.
— Очень важно, что тепломагистрали, которые приходят сейчас на замену старым, выполнены из самых современных труб, – говорит Константин Макушев. – Они имеют полиэтиленовую оболочку для подземной прокладки и оцинкованную — для надземной. Кроме того, такие коммуникации оснащены системой оперативно-дистанционного контроля. При увлажнении тепловой изоляции меняется электрическое сопротивление, что фиксирует специальный детектор. А для того чтобы точно выявить место увлажнения, применяют импульсный рефлектометр – он позволяет определить расстояние от точки подключения до точки повреждения.
Такой тандем умных труб с роботом-диагностом, пожалуй, действительно сможет позволить Волжским тепловым сетям оперативно выявить все слабые звенья нынешних магистралей и в сжатые сроки завершить стартовавшее капитальное обновление коммуникаций.
Факт
Экономический эффект от внутритрубной диагностики составляет ориентировочно от 5 до 20 млн руб. в зависимости от протяженности и диаметра трубопроводов.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru