Не надо быть одесситом, чтобы прочувствовать…

574
реклама

Авторитетный финансово-экономический журнал «Forbes» провел обследование эффективности производства в ведущих российских отраслях – нефтегазодобыче, электроэнергетике и металлургии. Его результаты заставляет серьезно сомневаться в компетентности людей, распоряжающихся национальными достояниями и прочими, сопряженными с ними ресурсами.

В качестве единицы отсчета была выбрана годовая выработка на одного работника в сравнении с аналогичными показателями американских компаний. Сопоставление получилось далеко не в нашу пользу. Впрочем, судите сами. В отечественной нефтедобыче среднегодовой объем продукции, пересчитанный на одного сотрудника, составляет 530 тысяч долларов. А в США этот же показатель составляет 5 миллионов долларов. Не надо быть одесситом, чтобы прочувствовать две большие разницы.

И даже не две, а целых шесть, поскольку в двух других вышеперечисленных отраслях дела обстоят не намного лучше. В электроэнергетике каждый занятый в ней россиянин производит за год продукции на 200 тысяч долларов, в то время как его американский коллега – на 700 тысяч долларов. У металлургов практически аналогичный дисбаланс: в России – 150 тысяч, в США – 570 тысяч долларов.

Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что в этой системе экономических координат самыми конкурентоспособными отраслями российского хозяйства оказались всеми огульно склоняемые агропромышленный комплекс и производство продуктов питания. Конечно, и здесь есть разница, но уже не такая катастрофическая: 210 тысяч долларов в России против 500 тысяч долларов в США. И это при том, что нефтегазодобытчикам, электроэнергетикам и металлургам в государственной поддержке, как правило, не отказывают, а от представителей агропромышленного комплекса чиновники различных бюджетообразующих и бюджетоутверждающих инстанций упорно продолжают отмахиваться, как от назойливых мух. Таковы особенности национальной экономики, в которой личные связи и высшее благоволение всегда оказываются весомее конкурентоспособности конечного продукта.

Поэтому и затеянный правительством режим всемерной оптимизации государственных расходов коснется тех же естественных монополистов куда в меньшей степени, чем прочих отечественных производителей товаров и услуг. В том числе и социально значимых. В число наиболее пострадавших от предпринимаемого кабинетом министров «бюджетного маневра» попала, кто бы мог поверить, и российская медицина. Вот и верь после этого, что на здоровье нельзя экономить. Еще как можно.

Если в 2014 году на нужды здравоохранения планируется выделить 515 миллиардов рублей, то уже в 2016-м государственная поддержка скукожится до 360 миллиардов. На сегодняшний день доля расходов на нужды отрасли составляет 3,7 процента валового внутреннего продукта, что само по себе вдвое меньше, чем в развитых странах. А в случае, если планы Минфина станут явью, она снизится до 2,6 процента и отставание станет уже трехкратным.

Но самым невероятным в этой до очевидности недальновидной затее выглядит предложение переложить бремя выпадающих государственных расходов на плечи регионов, большинство из которых и без того еле-еле сводит концы с концами. Вполне показательный пример – положение дел с расходами федерального бюджета на программы обязательного медицинского страхования, которые к 2016 году могут быть урезаны аж в 7,5 раза. Принимая во внимание, что уже сейчас бездефицитными числятся только семнадцать из восьмидесяти трех региональных программ ОМС, такое резкое сокращение государственных ассигнований на их поддержку приведет к неизбежному снижению доступности и качества медицинской помощи.

Инициаторы сомнительных новаций поспешили, как водится, заверить, что заявленная ими, под видом повышения эффективности бюджетных средств, экономия государственных расходов на здравоохранение не повлечет за собой снижения объемов и качества гарантированных медицинских услуг. У специалистов диаметрально противоположное мнение. Как считает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, секвестр такого масштаба не может не обернуться стагнацией отечественного здравоохранения и настоящей катастрофой для миллионов пациентов: «Гарантированная Конституцией бесплатная медицинская помощь должна выражаться в программе госгарантий. Но если эта программа недофинансируется на значительную сумму, то как же тогда быть с Конституцией?».

 

Фото: expert.ru