Рассказ об окнах России: в Волжском проходит выставка стекольных дел мастера

1115
реклама

Чёрно-белые фотоснимки, запечатлевшие моменты счастливой жизни одной волжской семьи — вот что задаёт тон экспозиции. «У меня красная шапочка, у мамы голубая шляпа, а брат просто в кепке» — гласит подпись под фото — и зритель в самом деле видит эти цвета. И синь неба, и зелень травы, и жёлтую полоску песка, и лодку на воде. И Волжский, юный и прекрасный — город детства, город мечты.

аб1

Есть какая-то магия в этих разноцветных стёклах, складывающихся в витраж, в старых деревянных оконных рамах, обрамляющих каждую картину. Да, именно так: оконная рама обретает вторую жизнь, становясь рамой для картины.
-Один день или вся жизнь — всего лишь эпизод вечности, — говорит Анна. — Я лишь пытаюсь зафиксировать этот эпизод рамой окна. Окно — глаза дома, его душа, хранитель истории, память о тех, кто когда-то смотрел в него. А ключ на раме — приглашение увидеть жизнь такой, какой она была.

аб10

аб11

Баллада о Руси уходящей
-Почему вы делаете витражи? Ведь принято считать, что это «не женский» жанр?
-Да если бы я имела хоть какое-то представление, что за специальность выбираю, может, и занялась бы чем-то другим. А потом, когда разобралась, стало поздно отступать, да и полюбила витраж всем сердцем. Есть в нём определённая магия — вы заметили? Витраж — единственный вид искусства, который создаёт светоцвет, у него свои средства выразительности, особая, двухмерная система, которая прекрасно передаёт чувство пространства. Дело в том, что многие люди мыслят шаблонами и при слове «витраж» представляют средневековый храм, и повествовательные «картинки» из стекла, этакая Библия для неграмотных. На самом деле, возможности этого жанра гораздо шире. Здесь, на выставке, зритель увидит мои камерные витражи, рассказ об окнах России.

аб2

аб12

-Как появилась идея этого цикла?
-Совершенно случайно. Сначала были поездки по городам России, в ходе которых я фотографировала окна старых деревянных домов, эту «Русь уходящую». Однажды подумала: люди без сожаления расстаются со старыми рамами, меняя их на пластиковые. Но ведь каждая рама уникальна, и истории, рассказанные с их участием, получаются разными. Витраж, посвящённый Тарусе — негромкий, камерный. А работы, посвящённые Волжскому, — яркие, сочные, летние: красная горячая земля, зелёная вода, синее-пресинее небо… Есть на выставке и витраж, посвящённый окнам моего дома, — «Улица 19 партсъезда, 48». В этом доме я родилась, здесь прошло моё счастливое детство. Приезжая в Волжский, я обязательно навещаю этот дом, вот только окна в нём уже не мои…

аб4

-Откуда вы берёте рамы для ваших работ?
-В большинстве своём они «родные»: пейзаж Ростова обрамляет рама, привезённая из этого города. «Переславль», «Таруса» — названия говорят сами за себя. Рамы дарят друзья, зная о моих увлечениях. А одна старая форточка долго хранилась на чердаке мастерской, пока не дождалась своего часа: я придумала сюжет, который «оживил» бы её.

аб5

Прочесть штрих-код
-И всё же, как случилось, что вы, поступая в Строгановское училище, выбрали специальность «художественное стекло»?
-Дело в том, что я хотела поступить на отделение монументального искусства — восхищалась работами Николая Барохи, Геннадия Черноскутова. Но… в Строгановку с первого «захода» не поступила. Попробовала снова — и вновь неудача. И тут мне в руки случайно попал набор открыток «Советское стекло», и я поняла: это очень красиво! Повторю: многие мыслят шаблонами, для них изделия из стекла сугубо утилитарны: конфетница, ваза для цветов, салатница… Между тем стекло уже давно позиционируется как арт-объект, и художник может играть с оттенками цвета, прогнозировать, как будет выглядеть та или иная работа при смене освещения, искать новые «тропинки» в этом виде искусства. Тридцать лет работаю со стеклом — и не устаю удивляться его возможностям. Удивительный материал! Когда работаешь с ним у печи, оно живое и горячее. Остывая, он становится жёстким и холодным, но каким-то волшебным образом сохраняет дыхание художника, его частицу души.

аб3

-Обратила внимание, что ряд работ на выставке: витражи и арт-объекты — образуют законченные композиции. Это случайность?
-Вы имеете в виду работы «Ангелы 14-го года» и «Штрих-код России»? Они действительно дополняют друг друга, и зритель становится вершиной этого треугольника, условно говоря. Это не диптих, а именно ансамбль, и задача зрителя — додумать, домыслить, о каком столетии речь, что именно зашифровано в штрих-коде…
Весь фокус подобных ансамблей — в сочетании плоских и объёмных объектов. Несколько лет занималась 3D-моделированием, работала над созданием анимационных роликов для компьютерных игр. Сейчас от этого отошла, но приобретённый опыт очень помогает. Большую роль играет и освещение: в днём и вечером работы выглядят совершенно по-разному.

аб6

аб9

-Да, стекло и в самом деле волшебный материал — но в то же время и хрупкий… Как вы относитесь к тому, что ваши работы разбиваются?
-Спокойно. Убедила себя, что стекло бьётся на счастье. Кроме того, то, что разбилось, всегда можно либо исправить, либо сделать из осколков мозаику…

Остаётся добавить, что выставка «Река жизни», которую Анна посвятила маме, работает до 31 марта. А 30 марта в выставочном зале доцент кафедры художественное стекло Московской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. С.Г. Строганова Анна Бутина прочтёт лекцию «Современное художественное стекло и технологии». Начало в 16 часов.

аб7аб8

 

Цитата дня.
Михаил Сайфутдинов, директор «Волжского музейно-выставочного комплекса»:
-Ровно тридцать лет назад пятеро выпускников Строгановки: Анна Бутина, Николай Симкин, Татьяна и Вячеслав Маховы и я имели наглость явиться в этот самый выставочный зал и заявить, что мы хотим устроить совместную выставку. Благо нам есть что сказать волжанам. Мы очень благодарны художникам-мэтрам за то, что они поддержали нашу инициативу, выставка состоялась. И вот теперь, годы спустя, — новая выставка. Мы рады, что Аня вернулась в родной Волжский, что сегодня она делится с нами воспоминаниями о юности.

 

Справка «ВП»
Анна Бутина родилась в Волжском. Занималась в народной студии С. Т. Подчайнова.
В 1992 году закончила Московское Высшее Художественно- Промышленное Училище
(б. Строгановское). по специальности Декоративно-Прикладное Искусство
/художественное стекло/. С 2013 года — преподаватель кафедры «Художественное Стекло» МГХПА имени С.Г. Строганова.
Награждена серебряной медалью Российской Академии Художеств, имеет и другие награды, а также Благодарность Правительства Москвы, Департамента национальной
политики и межрегиональных связей города Москвы, Московского дома
национальностей «за сохранение и развитие традиций многонационального декоративно-
прикладного искусства, высокое профессиональное мастерство»
Работы Анны Бутиной находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Кирова, Твери, Львова, Баку, Гомеля.