На страницах «Волжской правды» мы не раз рассказывали о героях-артиллеристах, пехотинцах, моряках. А сегодня вместе с кандидатом исторических наук Максимом Опалевым решили приоткрыть страницу героев авиации.
Тем более что 70 лет назад в дни контрнаступления советских войск под Сталинградом именно летчики сыграли одну из ключевых ролей в битве на Волге.
Про аэродром в Безродном
Во время Сталинградской битвы в Безродном дислоцировалась 287-я истребительная авиадивизия 8-й воздушной армии. Ей командовал Герой Советского Союза участник боев за Испанию Степан Павлович Данилов. В военном архиве сохранились его фронтовая сводка-отчет, в шапке которой значилось село Верхняя Ахтуба. Есть даже схема, на которой показано расположение самолетной площадки. Если спроецировать военную карту на современный Волжский, то этот фронтовой аэродром находился на месте 9 и 10 микрорайона- там, где сейчас располагается крупный торговый центр.
До Сталинграда первые немецкие самолеты долетели 7 ноября 1941 года. В тот день они усилено бомбили Кировский район — СталГРЭС и поселок Бекетовка. ПВО еще не было. Поэтому сразу после этого инцидента в Сталинграде занялись организацией противовоздушной обороны. Так возник аэродром в Безродном. И случилось это как раз в ноябре 1941 года.
Всего же в Заволжье было организовано 20 летных полей, в том числе и в районе Средней Ахтубы. Местность как раз благоприятствовала их строительству. Здесь находится ровная степь без больших покатостей и подъемов в отличие от правобережной части Волго-Донского междуречья.
На строительство самолетных площадок привлекались не только военные, но гражданское население. Зачастую это были допризывники. Например, волжанин Михаил Федорович Дулькин, уроженец Ленинского района, а в будущем воин-десантник, освобождавший Вену, с одноклассниками копал капониры в районе Солодовки и Царева. В двухметровой глубины окопы самолеты закапывали вручную, сверху яма покрывалась маскировочными сетями. Таким образом вражеская авиация не могла быстро обнаружить советские самолеты на стоянках.
Для дезориентации немецких летчиков использовались так называемые ложные отвлекающие аэродромы. Один из таких, как раз и располагался в селе Верхняя Ахтуба. Временами здесь не было ни одного самолета – находились лишь макеты. Но в дни воздушного наступления Красной Армии здесь могло находится 30-40 советских истребителей, которые наносили свой удар по вражеским войскам.
Прокуренная землянка на взлетной полосе
Сохранились воспоминания участника сталинградского сражения боевого пилота Александра Романовича Попова. Он служил в истребительном авиационном полку 102-й дивизии ПВО и совершил первый в истории битвы воздушный таран. Случилось это 23 июля 1942 г., когда войска Сталинградского фронта вели тяжелые оборонительные бои в большой излучине Дона в условиях подавляющего господства в воздухе немецкой авиации.
В августе 1942 г был тяжело ранен в бою, а в мае 1943-го по инвалидности уволен из армии. А зимой 41-го военный летчик вместе с однополчанами находился в Безродном. Об этом он написал в своих мемуарах «В небе Сталинграда»:
«На нашем полевом аэродроме было всего одно сооружение -просторная, всегда прокуренная землянка, в которой находился штаб полка и откуда во время полетов поддерживалась связь с летным полем и штабом дивизии. Никаких крыш над самолетами. Все ремонтные и восстановительные работы авиатехники вели под открытым небом при двадцати- тридцатиградусном морозе, снегопадах и сильных пронизывающих ветрах».
В один из январских дней 42-го года летчик Александр Попов и заместитель командира эскадрильи Сергей Бурназян, имя которого носит теперь сквер рядом с Волжским драмтеатром, попали в историю. Была страшная вьюга, все дороги замело. Пилоты отправились помогать техникам — чистить снег на взлетной полосе. Но до аэродрома они так и не дошли. Несколько часов они ходили кругами по заметенной снегом степи вокруг старой мельницы, потом вернулись домой.
Как упоминается в книге, летчики квартировали у одной учительницы в Безродном, слушали патефон и крутили любовь с местными жительницами. На войне тоже были романтические отношения.
«Белая Лилия Сталинграда»
Помимо мужчин летчиков здесь воевали добровольцы-женщины. Например, Лидия Литвяк. До войны она была инструктором Измайловского аэроклуба в Москве. Ей был почти 21 год и ее называли «Белая Лилия Сталинграда». Ей нравилось имя Лилия, хотя в паспорте значилось другое. Влюбленные в нее мужчины-летчики разрисовали ее самолет цветами, и девушке это очень импонировало.
Что касается военных подвигов, то Литвяк единственная летчица-пилот, которая внесена в Книгу рекордов Гиннеса. У нее 12 воздушных побед над немецкими истребителями и штурмовиками.
Свой первый вражеский самолет она сбила в сентябре 1942 года в районе переправ через Волгу между Краснослободском и Средней Ахтубой. К сожалению, она погибла смертью храбрых 1 августа 1943 года в небе Донецкой области у города Красный Луч. В последнем бою она успела протаранить вражеский самолет, который ее сбил, и вместе с немецким летчиком они врезались в землю.
Ее самолет был найден только в 1970-е годы пионерами, красными следопытами. Золотую звезду Героя Советского Союза родственники прославленной летчицы получили только в мае 1990 года — за год до распада СССР.
С именем Лидии Литвяк связана романтическая история. В «Белую Лилию Сталинграда» влюбился фронтовой товарищ Алексей Соломатин. В небе она была ведущей, а он ведомым — прикрывал ее тыл. На счету отважного летчика тоже было больше 10 воздушных побед. Влюбленные готовились отпраздновать свадьбу в мае 1943 года. Но внезапно Алексей погиб. Обучая молодых курсантов, во время выполнения фигуры высшего пилотажа, он не вышел из пике и крылом врезался в землю.
Перед этим Лидия Литвяк видела сон, что ее любимый стоит на берегу бурной и холодной реки, машет рукой и смеется. Девушка плывет через холодную реку, но не может доплыть. Об этом сновидении она рассказала в письме своей матери и получила ответ – береги себя и любимого, возможно вы скоро расстанетесь. Так и произошло.
Подвиг Гастелло и дважды в плену
В ходе боев за Сталинград пилоты не раз повторяли подвиг Гастелло. Причем три подобных случая, когда советские летчики направили свои машины в колонны техники врага, произошли в первый месяц сражения на Волге. Одному из героев заместителю командира 686-го штурмового авиаполка Николаю Павловичу Кочеткову повезло – он остался жив.
История произошла около поселка Опытное поле Городищенского района. При таране старший лейтенант был выброшен взрывом из кабины, очнулся в воздухе и успел раскрыть парашют и приземлиться в немецком расположении. Взрывом с него сорвало сапоги, но даже не ранило. Он смог уйти в балку. Но немцы, преследуя, ранили отважного пилота. Позже он был обнаружен немецким патрулем и пленен.
В станице Чернышевской Ростовской области, где находился лагерь для военнопленных, нашлись врачи, которые оказали летчику помощь. А немцы боялись заходить в барак, где находился советский пилот, считая его заразным. Николай Кочетков встал на ноги через 3 недели, а через месяц совершил побег.
Но при переходе линии фронта в районе станицы Вешенская наткнулся на немцев и снова оказался в фашистском лагере. На этот раз — итальянском в районе станции Кантемировка в Воронежской области. Там советские военнопленные разгружали вагоны. Спустя месяц работ Николай Кочетков совершил повторный побег, который оказался удачным.
По пути к своим беглый летчик встретил советскую разведгруппу, с которой переправился через Дон. На этот раз населенные пункты обходили стороной- питались только тем, что осталось на полях. После разбирательства особого отдела и лечения в госпитале с Николая Кочеткова были сняты все подозрения в работе на врага. Он был награжден Золотой звездой Героя Советского Союза, как повторивший подвиг Гастелло.
Награду вручили в Кремле только в 1944-м году. Летчик Кочетков вернулся в строй, освобождал Крым и Восточную Пруссию и закончил войну с победой. Скончался в возрасте 98 лет в Жуковском, был почетным гражданином этого города.
В братской могиле у Старой школы
Под Сталинградом испытывали новые самолеты Лавочкин-5 или сокращенно Ла-5. В музее памяти солдат войны и правопорядка хранится куртка пилота-истребителя, летавшего на одной из таких боевых машин.
Командир эскадрильи 240 -го авиаполка, майор Николай Васильевич Тимченко, к сожалению, не успел надеть этот реглан на себя. 25 августа 1942 года он погиб в небе над Безродным. Его самолет был сбит прямо над домом председателя местного колхоза «Пролетарий» Ивана Тимофеевича Грачева. По воспоминаниям местных жителей героя похоронили в братской могиле у старой школы.
Еще один отважный пилот, награжденный Орденом Красного знамени, летавший на знаменитом ночном бомбардировщике У-2, также принял свой последний воздушный бой в небе над Верхней Ахтубой. Как значится во фронтовой сводке, 19 августа 1942 года Георгий Иванович Дзюба, будучи подбитым немцами, довел свой самолет до безродненского аэродрома, успешно посадил машину и умер от ран, полученных в бою.
Местные жители похоронили героя в бывшей церковной ограде рядом со старой школой. В музее Волжского хранятся личные вещи летчика. Среди них фото на аэродроме Верхняя Ахтуба и портрет, нарисованный курсантами авиаполка, который Георгий Дзюба, вероятно, хотел отправить своей любимой, но не успел. На нем написано: «Черноглазой от голубоглазого. Не пугайся, в жизни я лучше, чем здесь. Твой Юрий, майор авиации».
Вместе с Николаем Тимченко и Георгием Дзюбой, в братской могиле у памятника павшим воинам покоятся еще 5 героев-летчиков, отдавших жизнь за Родину. Это Анатолий Орлов, Василий Шестак, Алексей Филиппов, Николай Войтов и Михаил Трофимович.
Справка ВП
За время Сталинградской битвы летчики 8-й Воздушной армии сбили более 1850 немецких самолетов, из них 470- уничтожили на земле. Потери самой армии составили 1400 самолетов и 1116 летчиков. 25 пилотов стали Героями Советского союза, 5 дивизий и 15 полков получили наименование Гвардейских.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru