От получки до получки. Так и живём…

536
реклама

Громкий скандал, связанный с отзывом лицензии у обанкротившегося «Мастер-банка», вновь актуализировал вопрос о степени доверия россиян к отечественным финансово-кредитным учреждениям.

Оно ведь и без того оставляло желать много лучшего. Об этом со всей очевидностью свидетельствует исследование, предпринятое экспертами Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Правда, главный из сделанных ими выводов непосредственно к нашей сегодняшней теме не относится, поскольку 54 процентам жителей страны скопить что-нибудь за 2012 год так и не удалось.

Но ведь и оставшиеся 46 процентов счастливцев, чей заработок перекрывает траты на повседневные нужды, явно не торопятся доверять свои сбережения банкам. Здесь расклад таков. Половина граждан, могущих похвастаться личными накоплениями, все еще хранят их в домашних «кубышках» (преимущественно – в рублях). У тех же, кто еще не утратил веру в российскую банковскую систему, предпочтения разделились практически поровну: 25 процентов размещают деньги на депозитах и столько же – на срочных вкладах.

О каких суммах идет речь? По данным на 1 апреля текущего года, величина вкладов россиян в отечественных банках составляла 14,7 триллиона рублей. Стало быть, и размер общероссийской домашней «заначки» должен быть примерно таким же. Интересно, тревожит ли российское правительство тот факт, что под подушками, матрасами и половицами, в «кубышках», копилках, шкатулках и более потаенных местах лежит мертвым грузом разнобанкнотная наличность, равная четверти годового ВВП России?

Вернемся, однако, к краху «Мастер-банка», который на момент банкротства имел объем застрахованных вкладов, превышающий 30 миллиардов рублей. Добавьте сюда одну из крупнейших в стране банкоматных сетей (2,8 тысячи устройств для выдачи наличных денег), и вы поймете, почему эксперты уже вовсю говорят о крупнейшем за последнее десятилетие банковском коллапсе.

Отзыв лицензии у «Мастер-банка» был вызван сразу несколькими претензиями к нему со стороны общенационального финансового регулятора, каковым является Центробанк России. Руководству финансово-кредитного учреждения, входящего в национальный «топ-50», предъявили обвинения в незаконном обналичивании денег, махинациях с предоставлением кредитов и фальсификации отчетных данных.

Позднее стали известны подробности, озвученные председателем ЦБ РФ Эльвирой Набиуллиной. На момент отзыва лицензии отрицательный баланс «Мастер-банка» составлял 2 миллиарда рублей. Появление денежной «черной дыры» спровоцировала выдача не менее 29 миллиардов рублей физическим лицам и компаниям, связанным с его владельцами. Одновременно Следственным департаментом ГУ МВД России по Москве было возбуждено дело в отношении участников группы, подозреваемых в обналичивании двух миллиардов рублей. В качестве улик полицейские изъяли в банке документы, черновые записи, а также информацию на электронных носителях.

Справедливость вроде бы восторжествовала. Но как быть с тем обстоятельством, что большинство обвинений, прозвучавших в адрес «Мастер-банка» 20 ноября, выдвигаются против него не впервые? На отмывании денег, например, он попадался трижды – в 2007, 2010 и 2012 годах. В последнем случае по делу о легализации незаконно нажитых средств были задержан, в частности, бывший вице-президент Евгений Рогачев.

В проигрыше от столь непонятного здравому рассудку долготерпения окажутся, кто бы сомневался, клиенты «Мастер-банка», главным образом – из числа физических лиц. На пользу же это банкротство может пойти только кредитно-финансовым учреждениям, собственником которых является государство, таким как «Сбербанк», «Газпромбанк», «ВТБ 24» и «Банк Москвы». Пусть проценты там пожиже, чем в коммерческих финансовых структурах, но и риски потерять сбережения тоже значительно ниже. Из двух зол российские вкладчики, растревоженные историей с «Мастер-банком», наверняка предпочтут выбрать меньшее.

Говорят, что на карандаше у регулятора еще 20 банков, которым грозит лишение лицензии за примерно те же прегрешения. Так, глядишь, и выведут на чистую воду нечистых на руку финансистов. Да только верится в это с трудом. В государстве с продолжающей процветать теневой экономикой, годовой объем которой оценивается, по минимуму, в 650 миллиардов рублей, борьба с легализацией незаконно нажитых средств вряд ли окажется эффективнее сражения Дон-Кихота Ламанчского с ветряными мельницами.

Пока существует спрос на «отмывание» нечистых денег, всегда найдется финансовая «прачечная», готовая взять на себя эту сколь недостойную, столь и выгодную операцию. Понятно же, что умельцам, знающим толк в отбеливании черного нала, платят неизмеримо больше, чем чернорабочим в других отраслях российской экономики.

На 1 октября в России было 879 коммерческих банков. К сегодняшнему дню их осталось 878. Но вряд ли те 54 процента россиян, которым о личных накоплениях приходится только мечтать, заметили потерю этого проштрафившегося финансового бойца. Хорошо хоть, что в Волжском удельный вес граждан, лишенных возможностей денежного сбережения, несколько меньше – 45 процентов. По крайней мере, таковы предварительные результаты опроса на информационном интернет-портале нашей газеты. Хотя, если разобраться, ничего хорошего в том, чтобы жить от получки до получки, едва сводя концы с концами, нет и быть не может.