21 февраля 2020 года библиотечную систему города возглавил известный блогер Руслан Герасимов. Игнорируя перешептывания, он сумел менее чем за два года открыть две суперсовременные модельные читальни и подготовить перезапуск остальных. А в сентябре 2022 года на плечи новатора легли еще и музеи. Какой багаж за плечами экс-журналиста и с чем пересек он трехлетний культурный рубеж? Об этом мы поговорили с самим Русланом.
«Продажник плоть от плоти»
— Ты ведь не коренной волжанин?
— Нет. Я родился 6 мая 1987 года в небольшом поселке Чернореченский Кировской области. Но жили мы там недолго. Затем было несколько лет в Крыму, в городке Авдеевка. После этого мы перебрались в Волжский. Мама на тот момент было студенткой и отправилась в город химиков по распределению. Папа был стропальщиком. В Волжском мы жили весело – большой дружной семьей. Потому что у бабушки было четыре дочери, а у меня, соответственно, три тети. Все мы жили в одной квартире.
— В твоем багаже нет ни муниципальных должностей, ни чего-то близкого к культуре. В каких сферах ты трудился?
— Я работал бизнес-тренером, затем перешел в сферу торговли. Вначале мелкий ритейл, затем – крупный. Занимал руководящие посты в Media Markt и «METRO Cash and Carry», работал в компании «Сканер», был бильд-редактором в «Новостях Волгограда», потом работал на себя как блогер, фотограф и журналист.
— Как ты оказался в муниципальной сфере?
— Мне поступило предложение, которое меня польстило и удивило. Ведь я — продажник плоть от плоти, а тут культура. Но я согласился потому, что знал, что библиотекам нужны глобальные изменения. А работа с новыми проектами и инновациями – моя сильная сторона. Адаптироваться, конечно, было непросто. Я понял, что библиотеки в том виде, в каком они были, слишком узконаправленны и общаются лишь с детьми, которым нужна школьная литература, и пожилыми людьми, которые не владеют компьютером. Людям моего возраста там делать нечего: книжку всегда можно скачать или купить. И это сильно бросалось в глаза. Но мне удалось взять быка за рога: мы возродили проект Галины Романовой, который не получил поддержки, переделали его, подали повторно, выиграли и реализовали. Теперь библиотеки очень изменились, и адаптация пошла быстрее.
— Как было принято решение об оптимизации трех филиалов?
— Библиотеки сейчас в процессе трансформации. С этого пути им уже не свернуть. Вытаскивать деньги из разных проектов мы научились, и будем продолжать. Безумно жаль, что с учетом особенностей бюджета, пришлось сократить три библиотеки. Очень хотелось их сохранить и модернизировать, но нужно было принимать решение, и делать это быстро. Чтобы обновить все библиотеки, нужно было отсечь самые непосещаемые и дублирующие (расположенные рядом) филиалы. И решение было принято.
Лофт, проект «картинки» и первые результаты
— Каковы итоги библиотечной перезагрузки на сегодняшний день: что удалось, что нет?
— Сделано за три года много. Открыты две модельные библиотеки. Они работают уже больше года, и, судя по цифрам, отзывам, я вижу, что мы движемся верно. Жаль, что не удалось выиграть в нацпроекте «Культура» в этом году. Мы подавали модернизацию детской библиотеки №3. Не хватило каких-то десятых балла. Но мы будем подавать еще и еще, потому что идея — шикарна. Никакого официоза: лофт, темные стены, подвесные качели, зона для малышей с надувной мебелью, сцена для небольших спектаклей, парящие стеллажи и куча дизайнерских фишек, которые в библиотеках сложно представить.
— В прошлом году к библиотекам добавились музеи. Есть ли в этих двух вотчинах что-то общее и насколько они разнятся?
— Сочетать их, конечно же, не просто. Два разных мира с разными задачами: библиотеки — это выдача книг и проведение мероприятий, музеи – сохранение и экспонирование наследия, рассказы о городе в лекциях и экспозициях. Общие черты есть, но они, скорее, со знаком минус: изношенность, необходимость ремонта, и потребность в молодых кадрах, чтобы грамотно привлекать и продавать. Ведь той же картинной галерее с учетом ее локации непросто завлечь пешеходов, экспонируя только картины. Пусть даже отменных художников. Не хватает и великолепия самого здания. Нужны свои фишки, своя тематика, своя изюминка. Краеведческому музею тоже нужно давать вторую жизнь.
— Удалось ли что-то изменить в музейной среде за чуть более, чем полгода?
— Очень хорошо, что в этом году нам выделили деньги на модернизацию краеведческого музея. У нас появится оборудование для массовых мероприятий, интерактивная техника, большие сплиты. Планируем организовывать небольшие концерты с аудио- и видеопрезентациями. На финальной стадии готовности проектно-сметная документация по «картинке» для программы по капремонту объектов культурного наследия. Подан на инициативное бюджетирование проект по выставочному залу (смена вывески и легкий ремонт).
Помогла и Пушкинская карта: подрос доход, закрыта текучка, реализованы новые проекты, например, мастер-класс «Тепло Победы» и серия совместных экскурсий с музеем авиации и школой «Юный ястреб».
А еще в этом году ко Дню Победы мы впервые организовали видеоинсталляцию роликов о Победе и подвигах героев Великой Отечественной на стенах картинной галереи. Так, постепенно, музеи выходят из своего собственного мира, совершенствуют общение с людьми, открывают новые взаимодействия и создают новый продукт. Это заметно и это дает результат как в плане финансов, так и в плане упоминаемости и развития компетенций.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru