Она красила ГЭС и хирургию, спорила с областным начальством и получила Государственную премию СССР в Кремле. Первостроитель Валентина Антоновна Тюнина – удивительный человек. Она маляр высшего разряда, ударник коммунистического труда, ветеран Волгоградгидростроя и обладатель престижной правительственной награды.
Как это удалось скромной женщине, она рассказала «Волжской правде» сама. Публикуем ее рассказ о времени и о себе, что называется, от первого лица.
Стала волжанкой, чтобы не возвращаться домой
— Валентина Антоновна, как вы оказались в Волжском?
— Я родом из Краснодарского края. В станице Вознесенкой Лабинского района я провела свое детство и закончила 10 классов. Отец погиб на фронте. Мама работала в совхозе на полях. Поэтому наша семья жила очень скромно. На мамином иждивении кроме меня находились еще сестра и старенькая бабушка. Ведь пенсии в то время не платили.
Когда я закончила десятилетку, встал вопрос – что делать дальше. Оставаться в совхозе не хотелось. И я отправилась искать счастье в Сталинград – за компанию с подружкой поступать в железнодорожный техникум. В итоге она сдала экзамены успешно, а мне не хватило одного балла, чтобы пройти по конкурсу.
В то время много говорили о строительстве Сталинградского гидроузла, и чтобы не возвращаться домой, я отправилась в Волжский. Помню, как в первый раз переправлялись на катере через Волгу. В то время такая переправа была обычным делом, и лодки ходили часто.
Я сразу пошла в Сталинградгидрострой. Без долгих расспросов в отделе кадров мне предложили пойти маляром. ГЭС и город строились опережающими темпами, объекты возводились очень быстро и нужны были рабочие руки. И я согласилась.
— Чем запомнилось вам первое время на стройке?
— Меня направили в бригаду Ильи Петровича Колосова. Она работали как раз на отделке здания хирургии в Больничном городке. Нас было четверо молоденьких учениц. Мы старались быстрее овладеть профессией, перенимали опыт и работали наравне с профессионалами.
Но так получилось, что ученический срок давно истек, а про нас как будто забыли. Нам продолжали платить маленькую зарплату. Тогда я набралась храбрости и обратилась к главному инженеру Сталинградгдростроя. Так нас перевели на положенную ставку.
После хирургии нашу бригаду направили на отделку жилых домов в 37 и 38-м кварталах. А потом командировали работать на гидроэлектростанцию. К тому времени уже возвели здание ГЭС, мы белили и красили производственные помещения. В том числе и машинный зал, где сейчас установлены гидроагрегаты. Приходилось работать под потолком. Нам, молодым все было ни по чем. Мы даже не всегда соблюдали технику безопасности.
Арбуз с коньяком за «вредность»
— Были ли какие-нибудь по-настоящему опасные случаи в вашей практике?
— Действительно, однажды это чуть не обернулось трагедий. Когда мы красили линии электропередач АРУ-500, моя подруга Василиса Рускова работала на высоте без страховки. Чтобы привязаться веревкой, нужно было затратить время, а оно было на вес золота. Ведь в бригаде мы соревновались между собой – кто быстрее покрасит объект.
Но на этот раз Василиса привязалась. И, как оказалось, не зря. Она поскользнулась на краске, ноги разъехались. И она чуть было не упала вниз с двадцатиметровой высоты. Но веревка спасла Василисе жизнь. Она отделалась лишь громадным синяком на руке. Минут пять мы приходили в себя, и продолжили красить дальше. Нельзя было останавливаться. Соревнование — есть соревнование.
— Как на подобные случаи реагировало руководство?
- Когда мы с девчонками работали на опорах, за нас очень переживал наш прораб. Однажды после того, как мы уже выполнили задание, он принес в бригаду огромный арбуз и бутылку коньяка. Так волновался, чтобы никто не упал с высотки вниз. А это действительно было опасно! Ведь работать приходилось даже в пятидесятиградусную жару.
Еще один случай произошел с нашей бригадой, когда мы белили потолки в новых корпусах шинного завода. Монтажники плохо закрепили конструкции, и один из щитов чуть не упал на голову нашему мастеру Петру Старосельскому. Тот вовремя заметил опасность и отбежал на секунду.
В Кремль — срочно!
— Стройка — работа не для каждого. Кто вам помогал и поддерживал?
— На стройке было всякое, но всегда выручала шутка. Поэтому работа спорилась. Мы были молодые, энергичные и все получалось. А еще всегда старались друг другу помочь и жили очень дружно.
Могу с уверенностью сказать, что моя бригада участвовала в отделке многих зданий, домов и промышленных объектов Волжского. Мы работали на ГЭС, ЗОСе, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, шинном заводе, АТИ. А еще ездили в командировки в другие города. После землетрясения отделывали новые жилые дома в Ленинакане, трудились на новостройках в Астрахани.
Кстати, там со мной произошел курьезный случай. Я попросила покинуть объект секретаря обкома партии. А дело было так. Однажды к нам пришли с проверкой. И один из инспекторов небрежно бросил, что наверное, дом не сдадут даже в этом году. Я попросила его выйти и больше его не видела. Оказалось, что это был высокий областной чиновник. Он потом звонил нашему начальству в Волжский и благодарил — дом мы отделали в срок.
Настрой был боевой, старались всегда сделать быстро и по максимуму. Профессия мне всегда очень нравилось и отлично получалось. Начала я обычным маляром, постепенно доросла до бригадира и проработала в этой сфере 50 лет. Героем себя не считаю. Просто добросовестно трудилась и выполняла план.
— Как вышло, что вы получили Государственную премию СССР за выдающиеся достижения в труде?
— Это произошло в 1985 году. Заместитель начальника Волгоградгидростроя Василий Лукьянов передал через руководство, что мне нужно ехать в Москву получать Государственную премию. Для меня это было неожиданно! Я отправилась в столицу. Правительственную награду мне вручали в Кремле. Это было очень торжественно. Вместе со мной на том мероприятии были десятки людей со всей страны. Нас поздравил председатель Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов Степан Шалаев.
На вокзале меня встречал муж. Это было событие и для семьи, и для моей бригады. Я накрыла стол и сделала каждому из 25 человек подарок — по хрустальной вазочке. В те времена это был большой дефицит!
В Москве я была дважды и оба раза в Кремле. Второй – в 1987 году в составе волгоградской делегации на 18-м съезде профсоюзов. Позже мужа переводили на работу в столицу. Но мы отказались. Не могли оставить свой любимый город, который сами построили. В Волжском я получила путевку в жизнь, встретила свою любовь.
Своего Альберта встретила на танцах
— Как вы познакомились со своим мужем?
— В свои 18 лет я была очень серьезной девушкой. О любви не думала. Но почти сразу нашелся парнишка, который предложил мне руку и сердце. Где-то через полгода я вышла замуж за слесаря большого бетонного завода Альберта Алексеевича Тюнина. Он работал прямо в котловане, сейчас на этом месте дачи на шлюзах.
А познакомились мы случайно. Когда я только приехала в Волжский, то остановилась у родственников своей подруги Тони, с которой мы поступали в железнодорожный техникум. Через месяц-полтора после того, как я устроилась маляром, мне дали общежитие в квартале А. Нас в комнате было четверо молоденьких девчат, мы подружились и вместе бегали на танцы в парк и дворец культуры. На танцах я и встретила своего мужа Альберта.
Свадьба была очень скромной. Отметили праздник с соседками по общежитию. В 1958 году у нас с мужем родился сын Алексей, потом – Евгений. Они живут в Волжском. У меня четверо внуков, есть правнуки и праправнуки. Они прекрасно воспитаны, помогают мне во всем. И я надеюсь, будут достойными продолжателями традиций первостроителей.
— То есть Волжский стал городом вашей судьбы?
— Все верно. Волжский — мой любимый город. Мы его строили, здесь живут мои родные. Теперь, когда вместе с первостроителями бываем на Волжской ГЭС, все время вспоминаю свою молодость. Мы красили здесь потолки, окна, краны для поднятия затворов. Можно сказать, что через нашу бригаду прошли и предприятия, и детские сады, и школы, и жилые дома Волжского.
Мне посчастливилось быть знакомой со многими известными людьми нашего города. Когда мы сдавали ГЭС, на торжественном митинге я видела Александра Петровича Александрова. Мы дружили с начальником Волгоградгидростроя Владимиром Вакуленко, общались по работе с Александром Рожновым и Александром Волынским.
А сегодня мне нравиться встречаться со своими коллегами и единомышленниками в Клубе первостроителей. Мы вместе проводим время, ездим на экскурсии, обсуждаем новости, делимся впечатлениями, участвуем в праздниках. Он действительно, объединяет ветеранов.
Впереди у нас два замечательных события — 30-летие клуба первостроителей и 70-летие города. Кажется, что всесоюзная стройка, на которую я приехала восемнадцатилетней девчонкой, была совсем недавно. А ведь прошло уже столько много лет! Мы стояли у истоков нашего города и гордимся тем, каким красивым и современным он стал.
Хочу пожелать подрастающему поколению любить и беречь наш молодой и красивый Волжский, заботиться о нем!
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru