По ту сторону экрана: педагоги фонда «Дети в беде» рассказали о радостях и трудностях работы с особыми детьми «на удалёнке»

1376
реклама

В благотворительном фонде «Дети в беде» завершается реализация проекта, победившего в конкурсе «Общее дело» фонда Владимира Потанина. Нынешней весной общественники получили грант в один миллион рублей и смогли на эти деньги продолжить социализацию молодых ребят с ментальными нарушениями развития в условиях карантина, вызванного вирусом Covid-19. Как организовали работу социальные педагоги и с какими проблемами им пришлось столкнуться, выяснял корреспондент «Волжской правды».

Он-лайн как форма социализации

Около 10 лет в «Школу жизни» приходили ребята со сложными диагнозами, чтобы научиться определённым навыкам и пообщаться друг с другом, но сегодня здесь тишина. Девушки и юноши сидят по домам – коронавирус внёс в привычный уклад жизни свои коррективы. Нынешней весной весть о том, что нужно уходить на карантин, повергла руководителей организации в легкий шок. Работу по ранее стартовавшим грантовым проектам пришлось приостановить. Поэтому возникли вопросы: что делать с ребятами и как сохранить коллектив наставников?

Лариса Смирнова, заместитель руководителя фонда «Дети в беде»

– Мы понимали, что нужно переходить на дистанционный формат, – рассказывает заместитель руководителя фонда Лариса Смирнова. – Стали проводить индивидуальные и групповые консультации с ребятами с помощью мессенджеров. Хотели, чтобы они не унывали, оказавшись в четырёх стенах, когда предъявлялись наиболее строгие требования к режиму. Провели и целый цикл занятий по психологическому восприятию пандемии, рассчитанный на их родителей – мамы и папы должны были донести данную информацию до своих особенных детей. Но мы понимали, что этого всё равно недостаточно.

Надежду на более масштабную работу подарил благотворительный фонд Владимира Потанина, который впервые в нынешнем году организовал конкурс «Общее дело» для НКО. Волжане подали заявку, не очень-то рассчитывая на успех, но оказались в числе победителей. Выигранный в итоге миллион был направлен на социализацию ребят в он-лайн формате.

Приобрели необходимое оборудование, нашли IT-администратора, который помогал устанавливать компьютерные программы и решал технические вопросы. Привлекли специалиста, показавшего педагогам, как делать обучающие видеоролики. А половину выигранных средств направили на оплату труда 13-ти задействованных в гранте педагогов, работающих по шести заявленным направлениям. Это психолого-педагогическая и кулинарная программы, компьютерная грамотность, декоративно-прикладное творчество и адаптивная физкультура.

Руководители общественной организации раньше и не подозревали, насколько разнообразны возможности интернет-коммуникаций. Благодаря реализации гранта специалисты стали взаимодействовать с подопечными фонда не только с помощью телефона и электронной почты, но и устраивать вебинары, налаживать видеоконференцсвязь, а также использовать в своей работе стреминговые сервисы, подкасты и так далее.

– Конечно, пришлось столкнуться с трудностями, – продолжает Лариса Владимировна. – Одна из них – техническая. Не все наши подопечные владели навыками работы со средствами интернет-коммуникаций. Вторая сложность возникала у нас, педагогов, во время он-лайн встреч. В ходе обычных занятий ты сразу видишь реакцию обучаемого, а здесь уследить за ребёнком, который находится по ту сторону экрана, гораздо сложнее.

Пришла на время, а осталась навсегда

Ларису Смирнову пригласили в фонд «Дети в беде» три года назад в качестве психолога на короткий срок. К тому времени она уже имела 15-летний опыт работы, в том числе и в некоммерческих организациях, но практики взаимодействия с особенными детьми не было. Конечно, работать с ними оказалось непросто, поскольку каждый имел целый букет сложных заболеваний. Но всё это покрывали доброжелательность и благодарность учеников.

– Здесь я словно открыла для себя новый мир, – признаётся Лариса Владимировна. – Поначалу моя семья высказывалась против этой работы, но в «детях в беде» я увидела искренность, любовь и душевную чистоту. Они никогда не держат камень за пазухой. Если чего-то не любят, то скажут об этом, а если им что-то нравится, то они не будут скрывать. Никакого лукавства и хитрости, и это подкупает. В общем, я решила здесь остаться.

Схожие истории сотрудничества с фондом могут рассказать и другие педагоги, задействованные в гранте. Специалистов подкупает добросердечность особенных ребят, и поэтому хочется с ними работать. Анастасия Попова – самый молодой педагог-психолог, трудится в фонде менее года.

– Мне хочется больше узнать про таких детей и приносить людям пользу, – говорит Анастасия. – Это нелёгкий труд, ребят по-человечески жалко, и на первых занятиях у меня дело доходило до слёз. Но меня к ним тянет, и на уроках я стараюсь выложиться полностью.

Связь между педагогом и ребятами установилась достаточно быстро. А вот во время внедрения дистанционного формата возникали некоторые сложности.

– Для некоторых детей и родителей поначалу казалось это невозможным, поэтому они даже отказывались переходить на новый режим, – вспоминает специалист. – Но постепенно изменили свои взгляды, и сегодня рады общению в он-лайн формате. Ранее мы договаривались о двух-трёх занятиях в неделю, но ребятам дома очень скучно, поэтому они могут позвонить мне и во внеурочное время. Также мы общаемся и с помощью мессенджеров. Юноши и девушки задают вопросы, кидают картинки. Я всегда в курсе того, что у них происходит.

Дистанционный формат будут развивать

Педагоги-психологи проводят развивающие и коррекционные занятия, а также оказывают помощь ребятам в кризисных ситуациях. Для них положительным результатом работы с особыми детьми является изменение их эмоционального сознания, сдержанность агрессии, заинтересованность и участие в уроке. Плюс, отзывы самих учеников и их родителей.

На уроках технологии итог более предметный. Мастер производственного обучения Светлана Куликова уже три года учит подопечных фонда изготавливать поделки из подручного материала. В прямом эфире это не всегда удобно, поскольку каждому на выполнение задачи требуется разное время. А заранее записанный видео-урок можно в любой момент остановить и, завершив необходимое действие, снять с паузы либо заново послушать то, что говорил педагог.
Плюс размещённых на сайте фонда видеороликов и в том, что их можно включать в любое удобное время. Например, когда родители пришли с работы и могут выполнить задание вместе с детьми.

Свеетлана Куликова, мастер производственного обучения

– Участие в уроках декоративно-прикладного творчества доказывает ребятам, что они тоже что-то могут, – поясняет Светлана Куликова. – Очень хочется, чтобы эти навыки помогали ребятам реализовываться и в дальнейшем. А вообще, создавая видеоролики, я преследовала цель, чтобы наши подопечные творили вместе со своими родственниками. Это сплачивает.

Педагоги говорят, что живые уроки заменить тяжело, но дистанционный формат имеет свои плюсы. Ребята начинают узнавать новое – например, знакомиться с другими способами общения и приобретать навыки работы с гаджетами.
Реализация этого гранта позволила понять общественникам, что в он-лайн уроках можно задействовать большее число участников. И привлечь к занятиям тех, кто в силу своего недуга не может покидать пределы квартиры. Поэтому в планах фонда «Дети в беде» после завершения проекта не только продолжить обучение молодых инвалидов «на удалёнке», но и расширить эту работу.

1 КОММЕНТАРИЙ

комментарии закрыты.