Так бывает всегда: с приходом лета на улицах города вновь, как подснежники из-под снега, появились попрошайки. И снова в их кулечки, кепки и полиэтиленовые стаканчики потекли наши монеты…
Подайте нищему. На пропитание?
По пути от остановки до редакции повстречалось сразу три человека с протянутой рукой.
Для попрошаек просить милостыню все равно, что ходить на работу. Причем, выклянчивая деньги, многие «нищие» зарабатывают не хуже честных тружеников. Их заработки зависят от множества факторов. В первую очередь — от удачно выбранного места и от максимально трогательного «амплуа». Особенно выгодно их «профессиональная деятельность» протекает во время церковных праздников у храмов и на кладбищах, а также в центре города, где людской поток не иссякает. Вот и «кучкуются» на проспекте Ленина.
…Женщина вполне цветущей наружности сидит на коленях (белых брюк не жалко?), на груди плакат: «Прошу помощи больному сыну». Подошли. Предложили отвести в Детский фонд, где обязательно помогут. Тем более, что он буквально в нескольких шагах – только дорогу перейти. Но нет, отказалась. Тут же напрашивается мысль: если человек отказывается, то, скорее всего, никаким страдальцем он не является, а просто профессионально зарабатывает деньги.
Вторая расположилась около магазина «Покупочка». Она здесь часто появляется. Сидит тихонько, без всяких плакатов. Часто пересчитывает деньги. Такое складывается впечатление, что набирает определенную сумму и уходит. Кажется, у этой женщины и впрямь трудная жизненная ситуация. Разговор она вроде как и хочет поддержать, но тут же начинает плакать. Разные они – просящие милостыню, что уж тут…
А третий, которому и сват не брат, бродит по проспекту Ленина в нервическом состоянии и просит у каждого, как в фильме про Афоню: «Рубль гони!». Явно трубы горят. Такую же женщину в нетрезвом состоянии пришлось видеть на площади Комсомольской около магазина. Сидела-сидела со полиэтиленовым стаканчиком для монет, да и заснула под влиянием спиртного.
Все, кто им подают, прекрасно понимают, что деньги пойдут на спиртное. Но, видимо, чувство жалости пересиливает здравый смысл. Правильно это или нет?
А людей с плакатами «Помогите погорельцу!» встречали? Наверняка. А «ходоков»? Так называют попрошаек, которые ходят по дороге во время автомобильных пробок. Еще есть старики с костылями, киоскеры (сидящие возле киосков), слепые, колясочники, паломники – такова иерархия попрошаек. Иногда подбегают мальчишки: «Тетенька, дайте на мороженое!».
Цыганок в этих рядах больше всего. Одна из них сидела как-то раз с ребенком на руках около храма Серафима Саровского. А когда увидела, что ее фотографируют, стала ходить следом и угрожать: «Нельзя мать фотографировать! Беда у тебя будет!». На контакт пошла охотно. И рассказала, что муж посылает деньги просить. Это ее работа, как и у других цыганок, испокон веков. Если ничего не принесет – удары плеткой получит или что под руку мужчине подвернется. И это правило распространяется даже на девчонок-подростков. Их уже лет с 12-ти заставляют попрошайничать самостоятельно, а то и раньше.
Скорее всего, не врет цыганка. Но это сути дела не меняет. Какая разница, какой национальности ребенок попрошайничает: русский или цыганский?
Пришлось наблюдать буквально на днях такую вот картину около Колхозного рынка. Пожилая цыганка что-то передала цыгану, сидящему за рулем, в окно подъехавшей машины. Может, деньги, которые насобирала? Через какое-то время из окна высунулась рука и толкнула женщину так, что она чуть не упала. После чего прямо тут же, где стояла, села на бордюр дороги и протянула руку навстречу прохожим…
Что делать?
Это, конечно, выбор каждого – подавать или не подавать. Кто-то, может, таким способом грехи замаливает. А другой считает, что подать нищему все равно, что подать Христу. И он делает это без всяких «размышлизмов». А кому-то просто жалко попрошаек.
Но что можно пожелать в свете сказанного нашим читателям? Понятно желание человека, тем более верующего, подать милостыню. Но прежде чем вытаскивать из кармана мелочь, подумайте, с пользой ли будут потрачены ваши деньги? Особенно это касается людей спившихся. Они стоят в том числе и около храмов, так что место значения не имеет, и церковь за их спиной в данном случае им не оправдание.
Не станет ли бутылка спиртного, на них купленная, для кого-то последней из-за элементарного отравления? Или именно в ней будет та последняя капля, которая превратит пьяницу в алкоголика? Понятно, что так приятно чувствовать себя благородным. Но… подал милостыню, а дальше хоть трава не расти?
Быть может, будет лучше найти среди прихожан бедно одетого пожилого человека и ему помочь? Или купить какой-то еды и отдать ее, а не деньги, просящему? Или заглянуть к старенькой соседке – наверняка у нее проблем воз и маленькая тележка. Так много вариантов… Так зачем же потакать аферистам?
Несколько лет тому назад приезжал к нам в город Андрей Кураев, ныне, кажется, решением Епархиального церковного суда признанный подлежащим «извержению из сана». Но не в этом суть. Главное, что запомнились его слова во время лекции в Волжском гуманитарном институте. Он тогда сказал примерно следующее:
— В одном из древнейших памятников христианской письменности «Учении 12 апостолов» есть слова: «Милостыня да запотеет в руке твоей». То есть прежде чем подать монету, ты подумай, кому подаешь. На пользу это пойдет или нет.
Согласно статье УК
Занимается ли попрошайками полиция? Ответ утвердительный. Профилактические рейды по городу проводятся постоянно. Но вот закон пока что к попрошайкам лоялен.
Пресс-секретарь Управления МВД России по городу Волжскому Анна Максимова рассказала, что статьи в Уголовном кодексе, наказывающей за попрошайничество, в России нет. Однако в Кодексе Волгоградской области есть статья 14.6, которая гласит: «Навязчивое обращение к гражданам с целью гадания, попрошайничества влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей».
Что касается вовлечения детей в попрошайничество, то тут уже ответственность уголовная. Цитируем выдержки из статьи 151 УК РФ:
«Вовлечение несовершеннолетнего… в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».
Так что если во время профилактического рейда среди попрошаек замечены дети, тут уже, как говорится, «вечер перестает быть томным». Меры принимаются жесткие.
Уважаемые волжане, призываем и вас не проходить равнодушно мимо. Даже если ребенок попрошайничает один (взрослый, как правило, находится неподалеку и наблюдает за происходящим). Идите в полицию, звоните по телефонам «102» или «112» и сообщайте, что видите безнадзорного ребенка, который занимается попрошайничеством.
Ребенку не место на улице в роли попрошайки. Что из него вырастет в будущем с таким негативным опытом? И не смотрите на ребенка с протянутой рукой с жалостью. Смотрите с ужасом. Ибо нет греха страшнее, чем использовать в своих отвратительных делах чистые детские души. Это уже – о тех аферистах, которые поставили ребенка собирать деньги для своих корыстных целей.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru
Полностью согласна со статьей. Никогда не подаю попрошайкам, не спаиваю , и не даю на опохмелку. Но могу спокойно угостить ребенка в инвалидной коляске, которого катит его заботливая мама, могу перечислить собачке попавшей в беду, купить вкусняшки в приют для хвостатых. Я не спонсирую попов, я верю, что бога нет и быть не может, но помогать кому плохо-научили родители.