Под гипнозом «чёрного квадрата»: в Волжском шедевры русского авангарда представили в технике жикле

реклама

У волжан есть уникальная возможность поближе познакомиться с творчеством Казимира Малевича и Василия Кандинского, открыть для себя вселенную русского авангарда, узнать тайну «Чёрного квадрата». В городском выставочном зале им. Черноскутова работает выставка произведений двух великих художников. 

Кто вы, «будетляне»?

Об авангардистах в России заговорили сто лет назад – в 2015м, когда известный коллекционер Сергей Щукин приобрёл на одной из выставок работу Владимира Татлина – несколько деревянных плашек. Покупка наделала шуму: журналисты разразились серией ехидных статей, коллекционера упрекали за то, что бросает огромные деньги на ветер. Щукин улыбался в ответ: он одним из первых понял и почувствовал энергетику нового искусства, которым прежде вовсе не интересовался.

А она действительно есть, эта мощная энергия. Те, кому посчастливилось видеть подлинники работ Малевича и Родченко, Филонова и Шагала, утверждают, что есть в них какая-то магия: «На них можно смотреть очень долго, чувствуя, что приближаешься к разгадке тайны их притягательности. Хотя, казалось бы, что особенного: просто квадрат, или несколько треугольников, или  пересечение линий и фигур»…

Авангардисты – «будетляне», «левые художники» — взяли штурмом любителей классического искусства. Они заставили говорить о себе – каждый их шаг, каждая выставка сопровождались скандалом (а это, заметим, очень хорошая реклама). Впрочем, о рекламе представители нового течения в искусстве не думали – они так жили и творили: яростно, напоказ, вызывающе. Они эпатировали буржуазную публику, чей художественный вкус был им смешон. Но не церемонились и с соратниками.

Известно, что Владимир Татлин работал в мастерской, закрыв окна плотными занавесками – ему всё время чудилось, что за ним подглядывает Казимир Малевич и крадёт его идеи. В плагиате Казимира Севериновича обвиняла и Ольга Розанова, сокрушаясь, что «эта сволочь даже не упоминает моего имени!»

Василий Кандинский тоже пострадал от соратников:  по его инициативе был создан Московский институт художественной культуры, но самого художника оттуда «попросили» уйти.

Бесконечные ссоры, выяснения отношений, создание и развал группировок – всё это вполне в духе времени. Авангардисты ускоренными темпами создавали новое искусство, пытались вывести его, как им казалось, из тупика. Живопись, по их понятиям, больше не окно в мир, она не может просто воспроизводить окружающую жизнь. Поскольку и в самой жизни нет определённости – там первая мировая война и революции, «Теория относительности» Эйнштейна и стихи Маяковского…  Услышать музыку нового мира, отразить её на полотне и стремились художники.

Лёд и пламя

Малевич и Кандинский – представители двух разных течений авангарда.

Для первого важны линии и плоскости, комбинации простых геометрических фигур. Василий Кандинский – «пионер беспредметности», он пытался объединить музыку и цвет, воздействовать на сознание зрителя, создавая символические абстрактные композиции о множеством плавных линий и переходов. «Цвет, — писал он, — это клавиши; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Интересно, что в жизни эти художники никогда не встречались. Однако, оказавшись в одном выставочном пространстве, их работы органично дополняют друг друга.

Внимательный зритель, побывав на выставке, придёт к выводу: зачастую творческие открытия современных авторов, как российских, так и зарубежных, — это «хорошо забытое старое», придуманное мятежными «будетлянами» век назад. И ещё: по свидетельству искусствоведов, превзойти авангардистов или хотя бы повторить успех Кандинского и Малевича пока ещё не удалось ни одному художнику.

Давайте убедимся в этом сами.

Выставка работает до 6 октября. По воскресеньям, в 13:00, можно посетить бесплатную экскурсию. Также к услугам посетителей – документальное кино об авангардистах и мультфильмы, посвящённые картине Малевича «Чёрный квадрат».

Несколько фактов о Малевиче и Кандинском

  1. По просьбе парфюмера Александра Брокара Казимир Малевич разработал дизайн флакона одеколона «Северный»: ледяная гора и колпачок в виде медведя.
  2. Именно Малевич придумал слово «невесомость».
  3. У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые полотна  он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Зато честно.
  4. Поскольку главной своей картиной художник считал «Чёрный квадрат», перед смертью он велел изобразить его на гробу, в зале гражданской панихиды и даже на вагоне поезда, который вёз тело в Москву. Прах художника был захоронен в поселке Немчиновка. После Великой Отечественной войны точное место было забыто и утеряно.
  5. Кандинский был синестетиком, то есть умел «слышать цвета» и «видеть звуки».
  6. Начало абстракционизму положила акварель «Без названия», созданная Кандинским в 1910 году. Эта работа хранится в Центре Помпиду, в Париже.
  7. Несколько картин Кандинского вместе с произведениями  других авангардистов были конфискованы нацистами и представлены публике в рамках печально известной выставки «дегенеративное искусство» в 1937 -1941 годах.
  8. Самая дорогая картина Кандинского на данный момент – это «Эскиз к импровизации №8». Она была продана 7 ноября 2012 года на аукционе Кристис за 23 млн. долларов

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru