Почему в Волжском и Волгоградской области так мало знаменитостей федерального масштаба? Судя по оживленным дебатам в соцсетях, этот вопрос серьезно волнует жителей Волгоградчины.
Тем более, что в соседних областях, включая Астрахань с ее не дотягивающим до миллиона населением, к примеру, есть Заворотнюк, Дюжев, Мусагалиев и Anacondaz. В Воронеже, который тоже поменьше нас, есть Селин, Щеголев, Белый, Ахмедова, Ростропович и Платонов. А уж звездных выходцев из Ростова-на-Дону и вовсе перечислять устанешь, начиная с Башмета, Диброва, Серебренникова, «Касты» и Басты. Почему же у нас скудновато со знаменитостями?
Обсудить эту необычную тему мы решили в дискуссионном клубе «Волжской правды», пригласив в гости известных в городе специалистов сферы культуры.
«Противостоять культурному фастфуду»
Евгений Кузнецов, директор ЦКиИ «Октябрь»:
— Если рассматривать академическое исполнительское искусство, то я могу сказать, что звезд федерального уровня у нас много, но о них мало кто знает. Ведь это история не для широких масс, к сожалению. Ни один оперный певец не может конкурировать с поп-звездой по популярности. Невзирая на перевес в профессионализме. Культурный фастфуд, к сожалению, усваивается легче элитарного искусства. Поэтому он и тиражируется через все возможные каналы и средства.
Это реальный мейнстрим, и я вижу единственный способ противостоять этой деградации – создавать для детей качественное досуговое наполнение. Такой интеллектуальный сценический ландшафт, который будет развивать у ребенка не способность потреблять, а желание размышлять, фантазировать, создавать и творить. Я готов взращивать такую среду для юных волжан, воспитывая их в нужном русле. Часть из них станет культурой элит, часть — культурой масс. Но ведь без элитарного не бывает массового. И для того, чтобы массовое было все-таки культурным, необходима элитарность. Она будет небольшой, но она не сможет не привлекать к себе внимания. Ее будут замечать, к ней будут стремиться. Это – аксиома.
Что касается неплодородия земли Волжской, то – это не так. Она как рожала, так и продолжает рожать потенциальные таланты федерального уровня. Другое дело, что они не развиваются по каким-то причинам. Деградация, безусловно, есть. Но доказательств того, что она повлияла на генетику, у меня нет. Стартовые условия для развития талантливых детей у нас есть: выстроена система допобразования – школы искусств, музыкальные школы и прочие учреждения предпрофессиональной подготовки, и есть организованная система досуга с объединениями и кружками.
Но при этом мы не можем закрывать глаза на проблемы кадрового голода. Ведь средний возраст педагогов допобразования навскидку 55 плюс! Что с этим делать? И это, к слову, проблема не только нашего региона. В той же Ростовской консерватории профессура засиживается до глубоких седин, не давая молодым дорогу, потому что попросту не может прожить на свою крохотную пенсию…
Очень хочется, чтобы люди, от которых зависит судьба города, понимали, что в античные времена, если человек не умел петь в хоре, он считался человеком необразованным.
«Рычаги и база есть, нужны система и программа»
Елена Степанова, помощник главы города Волжского:
— В нашем городе, между прочим, живет Владимир Гапонцев — известный российский музыкант, преподаватель, аранжировщик, лауреат и дипломант более 25 международных конкурсов, в числе которых Guitar Gems (Израиль), Forum Gitarre Wien (Австрия), «Магия Гитары» (Санкт-Петербург) и даже Guitar Foundation of America (Лос-Анджелес). И мы о нем не знаем. Потому что нет информации. О таких людях нужно непременно говорить и писать.
Второй момент: мы должны сами взращивать своих звезд. Причем так, чтобы они гордились своей малой родиной, воспевали свой городок. Тогда и мы будем прославлять их имена.
Лично я – за массовость. Наверное, самая важная составляющая любого города – культура, доступная для всех с раннего детства. Поэтому необходимо организовывать персональные выставки, на которых будут представлены работы жителей нашего города от 0 до 90 лет, где любой желающий сможет увидеть и познакомиться с авторами произведений. Обязательно конкурсы, это способствует популяризации. Для школьников — как можно больше кружков, развивающих таланты и пробуждающих интерес к искусству и творчеству.
На улицах города должны появиться творческие аллеи по типу Арбата. В скверах и парках — арт-площадки «кофейный аромат» с акцентом на литературно-исторический компонент. А для выступающих – обязательный план тематических творческих мероприятий, встреч, прямых-эфиров, баттлов и других форматов общения с волжанами.
В рамках города необходимы творческие фестивали, чтобы люди и коллективы не ездили за этим в другие города. Эти меры в комплексе действительно могут повлиять на жизнь города в целом.
Возможно, это местечково. Но ведь если готовить все качественно, из года в год пестуя и улучшая, то это может выйти за масштабы города. Как, например, фестиваль фестивалей в Ижевске, получивший со временем статус всероссийского.
Горожане должны видеть танцующих, поющих, рисующих людей, а не сидящих на лавках с бутылочкой пива, как зачастую бывает.
В городе много учреждений культуры и вовсю идет благоустройство. Рычаги и база у нас есть. Нужны система и программа. И их не должны составлять чиновники. Их должны составлять профи. Соучаствующее проектирование – это здорово. Но это не значит, что все, что хотят жители, нужно реализовывать буквально, не советуясь с профессионалами.
«Тиражирование малой родины»
Мария Юдина, председатель Общественной палаты Волжского:
— Детям, конечно же, хочется, стать известными. И они ими становятся, но со временем забывают, откуда вышли. Забывают свои корни. А ведь очень важно, чтобы люди помнили об этом. Вот, например, известный волжский поэт Павел Великжанин, который хоть и уехал из города, но продолжает посвящать Волжскому свои стихи. Или, например, Ольга Скабеева. Она живет в столице, но в каждом своем интервью или беседе с журналистами подчеркивает, что родом отсюда. А жена Ивана Янковского Диана Пожарская? У нее еще живет в Волжском бабушка, и она часто сюда приезжает. А Сергей Сарычев? А группа Plazma? А Мария Балабанова? В этом году еще и спасатель Кирилл Матряшин присоединился. Они известны на самом высоком уровне, но не забывают своих корней. И таких примеров много. Ведь суть изначально не в том, сколько их, а в том, чтобы они помнили, где получили свою начальную ступень, гордились этим и транслировали это.
Самое главное, я считаю, должна быть поддержка талантливых людей. И в этом должен быть заинтересован в первую очередь город. Ведь сейчас все конкурсы платные, и далеко не каждый может себе позволить принять в них участие. Поэтому обязательно должна быть городская программа поддержки таких детей.
Что касается отсутствия талантов, я считаю, это информационный провал. Мы мало знаем, потому что не имеем информации. Молодежные группы у нас есть. Просто им нужны пространства, чобы где-то выступать и заявлять о себе. Раньше в Волжском часто проходили джем-сейшены. Мой муж тоже играл в рок-группе в 90-е. Ребята выступали в ДК «ВГС» и «Октябре». Организатором тогда, к слову, был первостроитель Николай Репринцев. И таких групп было много. Они репетировали по школам, общежитиям, дворцам…
А вот как женщина и мама я хочу добавить, что талантлив у нас каждый ребенок. И основная миссия нас, родителей, поддерживать этот талант. Участие педагогов, безусловно, важно, но участие родителей важнее. Это – суперподдержка и первая ступень. Ведь талант первым замечают именно родители. Поэтому львиная доля ответственности лежит именно на нас.
«Не гнаться за славой, ориентироваться на будущее страны»
Андрей Васильев, директор МАУ «Молодежный театр «ВДТ»:
— Мне кажется, некорректно измерять количество звезд культуры относительно региона. Это не вопрос статистики, это вопрос степени проявления таланта, которая не зависит от региона. Кто мог знать, что в Ливерпуле – промышленном городе появятся «Битлз»? Или что в маленьком селе Томской области Иннокентий Смоктуновский родится? Это непредсказуемо. Главное — любить свое дело и найти себя, а не гнаться за славой и деньгами.
А чтобы взращивать талантливых детей, нужно начинать с семьи, с хорошего воспитания, любви к своему городу и малой родине. Родитель, заинтересованный в своем ребенке, сам поможет найти ему правильный путь. Найдет хороших учителей, занимательный и познавательный досуг, поможет определиться с профориентацией. И ребенок будет развиваться и непременно достигнет успеха. Убрать за собой мусор, посадить дерево – это тоже воспитание. Большое начинается с малого. Если мы сами не будем заинтересованы в хорошем воспитании, то ни о каких перспективах говорить не придется. Тем более — о федеральных…
У молодых людей в качестве ориентира должно выступать не только их собственное будущее, но и будущее города, страны. К сожалению, у многих молодых людей эти понятия никак не связаны… И с этим нужно работать.
А наши учреждения культуры, я считаю, предлагают юношам и девушкам довольно широкие возможности для развития и становления. В Волжском драматическом театре, например, работают волжане и волжанки, которые показывают уровень профессионализма, ни в чем не уступающий столичным стандартам. Так что для развития и роста волжской культуры у нас есть все необходимое. Достаточно просто посетить любое мероприятие в любом учреждении культуры, чтобы в этом убедиться.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru
Слушайте,я обычно молчу, но тут не могу. Почему в статье не пишут про известных наших девчонок:Ирина Дубцова, Юлия Ковальчук, Вера Сотникова, а Елена Исинбаева, а Александра Николаевна Пахмутова…. Ищите таланты в других городах… Ужас….