Саркофаг, спасший мир: американцы наврали в сериале про Чернобыль, но героизма было больше

1482
CHERNOBYL, UKRAINE, USSR - MAY 1986: Chernobyl nuclear power plant a few weeks after the disaster. Chernobyl, Ukraine, USSR, May 1986. (Photo by Laski Diffusion/Getty Images)
реклама

День 26 апреля 1986 года вошёл в историю как дата самой крупной катастрофы в истории мирного атома. О Чернобыльской аварии написаны десятки книг и сотни научных статей, сняты документальные и художественные фильмы, записаны воспоминания ликвидаторов и очевидцев события. Но вопросы остаются: можно ли было предотвратить случившееся? Всё ли сделано, чтобы в будущем подобное не повторилось?

В ликвидации последствий аварии принимали участие и волжане. Все они – самые настоящие Герои. Сегодня волжская организация «Союз Чернобыль» объединяет сто человек.

Давайте вспомним, как развивались события на ЧАЭС 35 лет назад.

Человеческий фактор

Чернобыльскую АЭС начали строить в 1970 году, а рядом – город Припять для обслуживающего персонала. Первый энергоблок подключили к энергосистеме СССР 27 сентября 1977 года, затем заработали ещё три. Ежегодная выработка энергии станции составляла 29 млрд киловатт-часов.

А 9 лет спустя разразилась катастрофа.

Сегодня называют разные причины случившегося, вплоть до диверсии, но всё же примем за истину выводы учёных и инженеров.

Итак, 25 апреля 1986 года планировалась остановка четвёртого энергоблока ЧАЭС для текущего ремонта. А перед этим решили провести очередной эксперимент – посмотреть, как долго турбогенератор№8 будет вырабатывать электроэнергию в нештатной ситуации, при обесточивании. Позже учёные придут к выводу, что испытания были проведены с нарушением мер безопасности. Так, техники и инженеры на станции отключили аварийную защиту и систему аварийного охлаждения реактора, чтобы не было «ложного срабатывания». Персонал, уверенный в надёжности системы, спешил закончить эксперимент. А ошибки между тем накапливались одна за другой.

Адский костёр

В 13 часов 25 апреля восьмой турбогенератор отключили от сети, он перешёл на электропитание от четырёх главных насосов и других агрегатов. Через десять часов, наблюдая за процессом, оператор отключил систему локального автоматического регулирования (ЛАР), чего делать было нельзя ни в коем случае по правилам техники безопасности.

А далее произошло следующее. Датчики и приборы разбалансировались – их показания не соответствовали фактическому состоянию. Оператор почти час пытался наладить их самостоятельно. Между тем мощность реактора резко снизилась — от 700МВт до 30 МВт, и персонал станции попытался вручную её увеличить. При этом эксперимент решили продолжать. Просто включили ещё два насоса, чтобы охладить активную зону турбогенератора. В итоге давление поднялось расход воды через систему охлаждения реактора увеличился втрое. Система работала на пределе.  

В 01:23 начальник смены, наконец, дал команду нажать кнопку аварийной защиты. Поздно. Ровно через минуту прозвучали два взрыва.

 Начался пожар, загорелась крыша. Внутри реактора, в зоне термоядерной реакции, куда попали пары воды, как бумага, порвалась многослойная конструкция из бетона и металла.  Водородная смесь, соприкоснувшись с кислородом, привела к страшному взрыву, отчего на развалинах вспыхнул адский костёр. Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 тыс. кв. км, из них 70% – на территории Украины, Белоруссии и России. Больше всего «досталось» Киевской и Житомирской областям Украины, Гомельской области Белорусской ССР и Брянской области в РСФСР.

А город подумал – ученья идут

Первыми на место аварии прибывают работники пожарной охраны – к утру в зоне находится 240 человек. Пожар на крыше и внутри энергоблока удаётся потушить к пяти утра 26 апреля.

А 27го начинается эвакуация населения Припяти.  Готовились к ней всю ночь, в итоге за 2,5 часа вывезли из города 47 тысяч человек, в том числе 17 тысяч детей и 80 лежачих больных. Для этого было задействовано 1200 автобусов, около 200 грузовиков, 2 дизельпоезда и речные теплоходы. Подобных примеров столь чёткой организации процесса современная история не знает. Однако власть остаётся верна себе: чтобы не было паники, людям говорят, что домой они вернутся через три дня. Не разрешают брать с собой вещи, игрушки, домашних животных. Позже вывезут и жителей ближайших деревень – более 100 тысяч человек.

В Припять тем временем прибывает правительственная комиссия под руководством заместителя председателя совета министров СССР Бориса Щербины.

В Москву самолётами отправляют первых пострадавших –пожарных, работников станции. Тем временем военные вертолетчики, бывшие афганцы, начинают сбрасывать в аварийный реактор песок, глину, доломит, свинец, соединения бора – всего около 5 тысяч тонн материалов.

С первых часов после взрыва Министерство обороны и военкоматы направляют для проведения спасательных работ военнослужащих и резервистов – до 40 тысяч каждые сутки. Ликвидаторам требуется постоянная замена – ведь в зоне аварии можно находиться считанные минуты.

…Работа кипит — а страна ещё ничего не знает. Первое сообщение ТАСС о ЧП прозвучит 28 апреля в 21:00: «На ЧАЭС произошла авария. Повреждён один из атомных реакторов. Принимаются меры по ликвидации последствий».

Через два дня во всех городах СССР, в том числе в Киеве, пройдут первомайские демонстрации и гуляния. Люди будут отдыхать на природе, не зная, какой опасности подвергаются. Позже тогдашний генсек ЦК КПСС Михаил Горбачёв будет оправдываться: правительство не хотело допустить паники…

«Не лишайте меня счастья»

Между тем ликвидация последствий аварии продолжается. В июле вдоль реки Припять начинают строить вал, а на водостворах малых рек – дамбы и перемычки, чтобы в воду не попали радиоактивные частицы.

В октябре вновь заработали 1-ый и 2-ой энергоблоки ЧАЭС.14 декабря закончен комплекс защитных сооружений 4 энергоблока, который в народе тут же назвали «Саркофагом». Были разработаны уникальные технологии, позволившие при самых высоких температурах и излучении  смонтировать 6 тысяч тонн металлоконструкций, уложить 350тысяч кубометров спецбетона, укрыть и «закупорить» развал энергоблока, состоящий из смеси ядерного топлива с обломками главного зала реактора… При этом было вывезено более 0,6 млн куб.м. радиоактивного грунта — это около 5000 ходок самосвала «Камаз» от станции к «могильнику». Остаётся добавить, что внутри «Саркофага» радиационное излучение достигало 3000 рентген в час (!). И тем не менее, ликвидаторы, военные и гражданские, не отступали. Журналист Валерий Демидецкий  вспоминал: «Больше всего поражали люди. Настоящие герои. Они хорошо понимали, на что идут, но работали день и ночь».

Есть и ещё один поразительный факт: тысячи людей разных профессий со всех концов страны выразили желание приехать в «зону» и помочь. На ЧАЭС  идут  письма: «Не лишайте меня счастья быть полезной и оставить свой вклад в борьбе с бедой», «Я могу работать санитаркой», «Пожалуйста, возьмите меня, хотя мне всего 19 лет, но я твердо решила и не отступлю»… Вот такая была поддержка.



Происхождение одного мифа

1 мая стало понятно, что реактор всё ещё плавится. А под ним, под толстой бетонной плитой, — вода.  И плита, между тем, постепенно прожигается… А тогда грянет взрыв. Предотвратить новую беду можно, открыв два запорных клапана в тоннеле под станцией, чтобы спустить воду из специального резервуара. Сложность заключалась в том, что никто не мог сказать, каков уровень радиации в тоннеле, насколько он разрушен, освещения тоже не было. Выполнить задание вызвались сотрудники ЧАЭС, инженеры-механики Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов. Несколько раз они «проиграли» ситуацию на поверхности. Операция прошла без осложнений. Троица добралась до нужного коридора, Баранов, начальник смены,  остался на входе в качестве наблюдателя – он должен был прийти на помощь товарищам, если бы что-то пошло не так. Ананенко и Беспалов отыскали нужные задвижки, открыли их, сразу послышался шум уходящей воды. «Рабочий момент», — говорили они позже.

Борис Баранов

А в народе родилась легенда о дайверах, которые спасли мир от катастрофы, но сами, вернувшись из «зоны», через несколько часов скончались от лучевой болезни.

На самом деле все трое не только остались в живых (к счастью, уровень радиации в коридоре был минимальным, хотя, сделай энергетики шаг влево или вправо – и получили бы смертельную дозу облучения), но и продолжали участвовать в ликвидации последствий аварии. Борис Баранов трудился на ЧАЭС в должности начальника смены вплоть до собственной кончины в 2005 году. Ананенко и Беспалов здравствуют и ныне. В 2019 году все трое удостоены звания Героев Украины.

Алексей Ананенко

К слову, не стоит умалять значение их подвига: через несколько месяцев радиационная разведка, проникнув в бассейн, откуда сотрудники ЧАЭС выпустили воду, обнаружили «каплю» массой 11 тонн – всё, что осталось от расплавленной активной зоны ядра реактора. Попади в мае эта «капля» в бассейн  с десятками тысяч литров воды – и случилась бы страшная беда.

…Миф о «дайверах» оказался живучим. Его обыграли в американском сериале «Чернобыль» 2019 года,  А 15 апреля состоялась премьера одноименного фильма Данилы Козловского, героями которого стали трое сотрудников ЧАЭС. Правда, в фильме это пожарный, роль которого сыграл сам Данила Козловский, инженер и водолаз. Фильм получил сдержанные оценки критиков.