Сбитые самолёты и останки экипажей: волжские поисковики развивают проект «Крылья Сталинграда»

реклама

На протяжении 25 лет на территории нашего региона работает общественная организация «Уран» и одноимённый поисковый отряд. За четверть века он разросся до пяти подразделений, объединив людей разных профессий и возраста. Штаб этой организации, целью которой является восстановление исторической памяти, находится в Волжском на Оломоуцкой, 86. Здесь поисковики три года назад открыли музей «Солдаты Сталинграда», чья выставка основана на находках, сделанных отрядом за годы экспедиций. А недавно к музею прибавилась ещё одна экспозиция, носящая имя «Крылья Сталинграда», посвящённая советским лётчикам — участникам битвы на Волге. О том, что это за проект, нашему корреспонденту рассказал руководитель «Урана» Дмитрий Куфенко.

Дмитрий Куфенко руководит «Ураном» со дня его основания

«Ла-5» и «Ли-2»

— Дмитрий Валентинович, первое, про что хочется спросить, когда встречаешь людей из поискового движения, так это про найденные артефакты…

— К сожалению, есть такой перекос в общественном сознании. В прессе зачастую больше внимания уделяется каким-то материальным находкам — кладам, оружию, наградам… Общество меняется, и информация о находках и железках воспринимается с большим интересом, чем сложные человеческие, семейные истории. Сейчас в России работают 45 тысяч поисковиков, причем речь идёт только о тех, кто активно в лесах и полях работают. А ведь есть ещё наши волонтёры, работающие в архивах, ищущие информацию о родственниках погибших, чтобы передать им потом сведения об их дедах и прадедах. Эта работа крайне актуальна и важна. Но, разумеется, и находки тоже имеют большое значение.

Эти ордена принадлежали командиру Ли-2

— Расскажите о вашем проекте «Крылья Сталинграда». Что удалось в итоге найти?

— Мы уже четыре года работаем в рамках этого проекта, изучили места падения 47 самолётов, нашли 10 лётчиков. Специфика такая, что при падении самолётов цельных останков обнаружить сложно. Количество погибших устанавливаем уже по самолёту, и тогда понятно, сколько человек там летели.

В прошлом году были интересные находки. Например, на острове Сарпинский нашли Ла-5 с лётчиком, и нам удалось по номерам двигателя и самолёта определить в нашей базе, кто на нём отправился в последний вылет. Это был сержант Сергей Пахомович Ильин, воевавший в 287-й истребительной дивизии, он числился пропавшим без вести. А в Городищенском районе мы проводили раскопки на месте падения бомбардировщика Ли-2, там был большой экипаж — пять человек. Обнаружили останки двух человек, один из них был командиром, сохранились даже его награды — ордена Красной Звезды и Ленина. Удалось установить и фамилию командира – Анатолий Дмитриев, он погиб утром 15 января 1943 года. Из-за погоды бомбардировщик добрался до немцев, когда уже начало светать, и фашистский истребитель сбил их над Россошками.

— Переданы ли родственникам останки и ордена погибших?

— Сейчас ищем родных. Лётчик был из Харькова, его потомков найти очень сложно. До 2014 года у нас были достаточно чёткие связи с украинскими поисковиками, но после известных событий отношения начали разрушаться.

Таким оружием были оснащены советские самолёты во время битвы на Волге

— Какой экспонат из нового зала вашего музея больше всего вас поразил при его обнаружении?

— Мы открыли зал в этом году, и одним из центральных экспонатов стал найденный редуктор от того самого «Ил-2». Когда мы его чистили, в обломке винта обнаружили фрагмент зенитного снаряда. Он пробил толстую алюминиевую лопасть, частично в ней застряв, скорее всего, это и стало причиной падения. Сломанная лопасть привела к вибрациям, машина потеряла управление, и самолёт врезался в землю.

Сейчас мы обрабатываем находки, сделанные в течение года, изучаем найденные фрагменты самолётов. Это множество мешков с обломками, на которых может сохраниться номер. Отмываем их щётками, что-то «пескоструим», что-то «кислотим», чтобы получить информацию. Мы создали базу на 4200 самолётов с их номерами и номерами моторов. Все они связаны с именами погибших лётчиков.

Кстати, самолёты не всегда погибали с лётчиками, к счастью, многие падали без них. Изучая документы, мы видим, что некоторые из авиаторов по пять машин меняли. Но, если мы находим на месте падения элементы подвесной системы парашюта или части амуниции или же костные останки, делаем вывод — человек погиб. Например, шлемофон всегда был на голове лётчика, они прыгали всегда в нём, и, если мы находим динамики от шлемофона, значит, он где-то здесь…

Поисковики нашли неточности в списках мемориала

На мемориалах необходимы уточнения

— Поисковые работы в нашем регионе идут уже много лет. Как долго, на ваш взгляд, продлится эта работа?

— Сталинградская битва была одной из самых кровавых во Второй мировой, и, по современным данным, здесь погибли и пропали без вести более миллиона советских солдат. За 35 лет массовых поисковых работ на территории региона уже есть места, которые скоро можно будет обозначить как исследованные. Например, в Городищенском районе есть такие поля. А есть места, куда вообще ещё не добирались – Клетский, Суровикинский районы. Сейчас работаем в Быковском районе, там идут разведки, в Среднеахтубинском мы поработали уже конкретно на трёх местах. Кроме того, сейчас подбираем документацию по территории Ленинского района и Волжского. Например, в районе ЗОСа, по документам, было несколько падений. В Заволжье базировалась 8-я Воздушная армия, почти в каждом посёлке были аэродромы. Это Верхнее Погромное, Верхняя Ахтуба и дальше в глубину наших степей, по всему Левоборежью. Немцы особенно охотились на взлетающие и возвращающиеся самолёты, поэтому и падали они уже в Заволжье.

«Фонарь» кабины боевого самолёта времён Сталинградской битвы

— Но только поисками погибших воинов ваша работа не ограничивается. Известно, что вы готовите некий документ в мэрию Волжского.

— Да, кроме всего прочего, мы ведём работу по проверке списков братских могил. На данный момент подготовили несколько писем с информацией по внесению изменений в эти списки на территории Волжского, включая поселок Краснооктябрьский. В то время, когда они составлялись, полного доступа к информации, как сейчас, не было.

Например, погибший экипаж одного самолёта числится частично в списках Краснооктябрьского и частично в братской могиле на площади Ленина. На основании документов мы выяснили, что самолёт упал в Краснооктябрьском, там их и похоронили. Это был большой бомбардировщик ТБ-3, у него экипаж до восьми человек доходил – стрелки, штурманы, бортмеханики. Входил он в состав 325-го авиаполка дальнего действия, а погиб в 1942 году. Каким образом часть имён попала в другие списки? Скорее всего, это была просто какая-то ошибка тех, кто составлял карточки.

Ребята из «Урана» восстанавливают историческую память

— То есть поисковики «Урана» провели настоящее расследование…

— В определённой степени наша работа действительно сродни детективной деятельности. Вычитывая списки братских могил, мы иногда удивляемся, каким образом имена были включены и записаны на плиты. Да, воины погибли здесь, в Сталинграде, но вообще на другом фронте, тут их ведь было несколько. И попасть в другое место через несколько линий обороны они просто не могли.

Сейчас готовлю письмо на имя главы Волжского Игоря Воронина, чтобы исправили эти ошибки на мемориальной доске на площади Ленина, ну или хотя бы в учётной карточке. Двоих туда внесли неправильно.

— Что за люди составляют костяк вашей организаци, и в чём их мотивация участвовать в поисках?

— У нас 80 человек, и по возрасту это абсолютно разные люди — от 25 и за 70 лет. Пока у человека есть силы, он может быть в наших рядах. Среди наших волонтеров — и студенты, и рабочие с заводов, и менеджеры высокого уровня. Здесь ведь всё зависит не от того, кем ты работаешь, а от того, как ты относишься к памяти солдат. У нас есть бизнесмены, сотрудники полиции, Следственного комитета, военнослужащие, учителя, банкиры. Есть даже отряд, созданный на базе «Трансгаза». Зачастую, чтобы поехать в поле, люди берут отпуска или отгулы на основной работе и посвящают своё свободное время экспедиции, которая у нас проходит ежегодно с 25 апреля по 7 мая.

— А как стать поисковиком?

— Это может сделать любой, главное – желание. Для этого надо прийти к нам, пообщаться, мы расскажем уже конкретнее о нашей работе в полевых условиях и о мерах безопасности, ведь мы работаем на местах сражений. Находим иногда и боеприпасы, и человек должен уметь с ними правильно обращаться. Научим работать с архивами.

Ну а в качестве бонусов – эмоции родственников погибших героев. Когда мы им сообщаем, что нашли их солдата, о судьбе которого они долгие годы не знали, благодарность в их глазах очень вдохновляет! Это наш долг перед павшими — правильно их захоронить с воинскими почестями. Кроме того, наша работа – это и туризм, и археология, и искательское начало. Если хотите попробовать себя в этом деле, поисковый отряд «Уран» в «ВК» найти несложно. Можно обратиться через соцсети или же просто прийти к нам на базу, в музей «Солдаты Сталинграда».

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь