Шпионские картинки: в Волжском работает выставка старинных гравюр из частной коллекции

0
354

Сам Александр Осипов, представивший на выставку гравюры, старинные документы, книги, английскую и русскую посуду, говорит: «Я не коллекционер, я просто собиратель, ибо мои познания в данной области недостаточно глубоки». А на вопрос, как возникло его увлечение, отвечает: «Казалось бы, обычные предметы: посуда и монеты, книги и журналы, документы и награды – позволяют ощутить атмосферу времени, проникнуться духом традиций и обычаев».

На выставку обязательно нужно сходить – она будет недолгой: гравюры не любят открытого воздуха и солнечного света. По правилам, «средневековые фотографии» хранятся в запасниках музеев и галерей и выставляются на всеобщее обозрение очень редко. В выставочном зале, чтобы они чувствовали себя комфортно, свет постарались смикшировать. Но это совершенно не помешает посетителям оценить изысканность графических листов.

Экскурсию для первых посетителей выставки провёл сам собиратель. И вот что, в частности, он рассказал.

1 Гравюра на дереве берет начало от досок для изготовления набивных тканей, резцовая гравюра близка к ювелирному искусству, офорт сродни с мастерством оружейников. В Европу этот жанр искусства пришёл из Китая, где был в ходу ещё в VI веке. Сначала европейские гравюры были исключительно религиозного содержания, затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки, а в XV веке ксилографии начали использовать в качестве книжных иллюстраций.

2 Британцы говорят, что для развития искусства в Англии один человек – Джон Бойделл (1719-1804) – сделал куда больше, чем вся Академия художеств. Именно он придумал выпустить серию гравюр, иллюстрирующих пьесы Шекспира. Бойделл не ограничивал мастеров во времени и платил за лист 1000 фунтов (на эти деньги можно было купить дом в Лондоне). Успели сделать 102 гравюрных листа по живописным работам, которые Бойделл рассчитывал выставить на европейский рынок. Помешала Французская революция, а затем и война: издатель так и не смог вернуть вложенные в проект 100 тысяч английских фунтов. Живопись и гравюры ушли с молотка, более 60 работ приобрёл и привёз в Россию граф Строганов.

3 Гравюру нередко использовали в качестве иллюстраций к докладам… английские шпионы. В XVII-XVIII столетиях они наезжали в Россию под видом купцов, ищущих новые рынки сбыта товаров. Разведчики беспрепятственно путешествовали по городам и весям, а затем представляли иллюстрированный отчёт вышестоящему начальству. В частности, в экспозиции можно увидеть фолиант о поездке по Волге (в котором описаны Сарепта и Царицын, есть гравюры с изображениями этих населённых пунктов). Понятно, что подобные отчёты делали долго, стоили они недёшево (нужно было написать текст и представить рисунки в гравировальную мастерскую, а затем передать книгу в типографию), но на подобные издания английское правительство не жалело средств.

4 В 1896 году состоялся визит Николая II с семьёй во Францию. Поездка проходила с помпой, императорскую семью сопровождала толпа фотографов и рисовальщиков, спешивших запечатлеть каждый шаг высоких гостей. Итогом стал выпуск серии альбомов «Пять русских дней. 5-9 октября 1896 г.», содержащих множество фотографий и гравюр. Современному читателю альбомы напомнят модный журнал: в них можно найти информацию буквально обо всём: в каком номере гостиницы останавливалась чета, какая в нём обстановка, что гости ели на обед и в каком ресторане, какое платье было на императрице и так далее. Всё было тщательно запечатлено для истории.

5 Для русской гравюры немало сделал художник Игнатий Щедровский. Писал он и портреты императоров Александра II и Николая I, но прославился бытовыми зарисовками. Он выпустил целую серию альбомов «Вот наши!», каждый из которых состоял из 20 прекрасно выполненных цветных литографий (гравюр на камне). Герои его работ – самые обычные люди: торговцы, мастеровые, барышни, кухарки, приказчики. Их жизнь Щедровский изображал с большой симпатией. Многие рисунки из альбомов Щедровского стали основой для жанровых фарфоровых фигурок, которыми прославились русские частные заводы второй половины XIX столетия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here