Шпионские картинки: в Волжском работает выставка старинных гравюр из частной коллекции

1014
реклама

Сам Александр Осипов, представивший на выставку гравюры, старинные документы, книги, английскую и русскую посуду, говорит: «Я не коллекционер, я просто собиратель, ибо мои познания в данной области недостаточно глубоки». А на вопрос, как возникло его увлечение, отвечает: «Казалось бы, обычные предметы: посуда и монеты, книги и журналы, документы и награды – позволяют ощутить атмосферу времени, проникнуться духом традиций и обычаев».

На выставку обязательно нужно сходить – она будет недолгой: гравюры не любят открытого воздуха и солнечного света. По правилам, «средневековые фотографии» хранятся в запасниках музеев и галерей и выставляются на всеобщее обозрение очень редко. В выставочном зале, чтобы они чувствовали себя комфортно, свет постарались смикшировать. Но это совершенно не помешает посетителям оценить изысканность графических листов.

Экскурсию для первых посетителей выставки провёл сам собиратель. И вот что, в частности, он рассказал.

1 Гравюра на дереве берет начало от досок для изготовления набивных тканей, резцовая гравюра близка к ювелирному искусству, офорт сродни с мастерством оружейников. В Европу этот жанр искусства пришёл из Китая, где был в ходу ещё в VI веке. Сначала европейские гравюры были исключительно религиозного содержания, затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки, а в XV веке ксилографии начали использовать в качестве книжных иллюстраций.

2 Британцы говорят, что для развития искусства в Англии один человек – Джон Бойделл (1719-1804) – сделал куда больше, чем вся Академия художеств. Именно он придумал выпустить серию гравюр, иллюстрирующих пьесы Шекспира. Бойделл не ограничивал мастеров во времени и платил за лист 1000 фунтов (на эти деньги можно было купить дом в Лондоне). Успели сделать 102 гравюрных листа по живописным работам, которые Бойделл рассчитывал выставить на европейский рынок. Помешала Французская революция, а затем и война: издатель так и не смог вернуть вложенные в проект 100 тысяч английских фунтов. Живопись и гравюры ушли с молотка, более 60 работ приобрёл и привёз в Россию граф Строганов.

3 Гравюру нередко использовали в качестве иллюстраций к докладам… английские шпионы. В XVII-XVIII столетиях они наезжали в Россию под видом купцов, ищущих новые рынки сбыта товаров. Разведчики беспрепятственно путешествовали по городам и весям, а затем представляли иллюстрированный отчёт вышестоящему начальству. В частности, в экспозиции можно увидеть фолиант о поездке по Волге (в котором описаны Сарепта и Царицын, есть гравюры с изображениями этих населённых пунктов). Понятно, что подобные отчёты делали долго, стоили они недёшево (нужно было написать текст и представить рисунки в гравировальную мастерскую, а затем передать книгу в типографию), но на подобные издания английское правительство не жалело средств.

4 В 1896 году состоялся визит Николая II с семьёй во Францию. Поездка проходила с помпой, императорскую семью сопровождала толпа фотографов и рисовальщиков, спешивших запечатлеть каждый шаг высоких гостей. Итогом стал выпуск серии альбомов «Пять русских дней. 5-9 октября 1896 г.», содержащих множество фотографий и гравюр. Современному читателю альбомы напомнят модный журнал: в них можно найти информацию буквально обо всём: в каком номере гостиницы останавливалась чета, какая в нём обстановка, что гости ели на обед и в каком ресторане, какое платье было на императрице и так далее. Всё было тщательно запечатлено для истории.

5 Для русской гравюры немало сделал художник Игнатий Щедровский. Писал он и портреты императоров Александра II и Николая I, но прославился бытовыми зарисовками. Он выпустил целую серию альбомов «Вот наши!», каждый из которых состоял из 20 прекрасно выполненных цветных литографий (гравюр на камне). Герои его работ – самые обычные люди: торговцы, мастеровые, барышни, кухарки, приказчики. Их жизнь Щедровский изображал с большой симпатией. Многие рисунки из альбомов Щедровского стали основой для жанровых фарфоровых фигурок, которыми прославились русские частные заводы второй половины XIX столетия.