Стальные люди. Призвание – руководить

2059
реклама

С именем Владимира Григорьевича Зимовца – заслуженного металлурга, человека неординарного во всех отношениях – в нашем городе связано многое: люди, события, заводы. В Волжском да и во всем Волгоградском регионе сегодня, пожалуй, немногие могут сравниться с ним по стажу работы руководителем.

До своего назначения директором Волжского трубного завода в 1981 году он, воспитанник Уральской управленческой школы, 11 лет проработал в должности начальника оборонного производства на Челябинском трубопрокатном заводе. Под его руководством там с нуля создавалась уникальная лопасть, способная поднять в воздух такой же уникальный, знаковый для советской и российской авиации вертолет МИ-26. Этот 50-тонный гигант – винтокрылый грузовик – оказался настолько хорош, что никто в мире ничего лучшего до сих пор не придумал. Ну а Владимир Зимовец приобрел за время реализации этого важнейшего для страны проекта бесценный конструкторский, инженерный и, главное, организаторский опыт, который по максимуму использовал, возглавив молодой трубный завод в Волжском.

Следующие 14 лет, с 1981 по 1995, он не только работал, но и жил в унисон с родным предприятием – все было подчинено заводским ритмам. По-другому было невозможно. Ведь ему, четвертому директору ВТЗ, вновь выпало на долю грандиозное настоящее Дело – строительство электрометаллургического комплекса по выпуску суперсовременной стали для производства труб высокого качества, острую нехватку в которых испытывали особенно нефтегазовая и машиностроительная отрасли. По сути, еще один завод! Миллиардный контракт с итальянской компанией «Италимпьянти», несколько десятков тысяч иностранных специалистов, более 165 тысяч тонн импортного оборудования и сотни бессонных ночей директора…

Кто-то другой, возможно, постарался бы откреститься от такой невообразимой ответственности. Не будем забывать, в советское время партия умела и строго спросить, и жестко наказать за провал своего задания. Но Владимир Зимовец, во-первых, сам выступил с инициативой строительства комплекса на ВТЗ, а во-вторых, был убежден, что находиться в эпицентре настоящей стройки века – это счастливый случай для руководителя. Может быть, поэтому все получилось? Как итог – возведенный за три года красавец-ЭМК поднял предприятие на небывалую высоту. И тогда, в конце 80-х, и сегодня равных Волжскому трубному заводу в России нет.

В 90-е, уже в условиях и по правилам рынка, Владимир Зимовец с коллегой Виталием Макаровым построили частный трубный завод «Профиль-Акрас». Его история началась с одного неработающего стана, который партнеры наладили на производство электросварных труб малого диаметра, применяемых на строительстве жилья и промышленных объектов. Кто мог тогда предположить, что по образу и подобию «Профиля» по всей стране будет создано множество небольших частных заводов – около 150! И что в Волжском сразу несколько из них станут развивать трубную промышленность параллельно с большим трубным заводом, конечно, не конкурируя с ним, но занимая достойное место в своей нише.

Не так давно ООО «ТЗ «Профиль-Акрас», объединив свои мощности с двумя другими производителями труб малого размера различного профиля, вошел в состав ООО «ПО «Нижне-Волжский Трубный завод», которое, по оценкам экспертов, получило статус крупнейшего производственного комплекса в ЮФО. Вот во что выросло предприятие, построенное Зимовцом с нуля! Примечательно, что организатором этого производственного объединения стал Максим Владимирович Зимовец – сын известного металлурга.

За многие годы работы руководителем на сложных производствах и в непростых условиях Владимир Григорьевич набрал такой жизненный темп, который просто не дает ему остановиться. Он и сейчас работает. Не только руководит структурным подразделением НВТЗ – компанией «Профиль-Акрас», но и занимается воплощением авторского проекта по выращиванию винограда и производству своего вина. Виноградники расположились на месте бывшей свалки, и стоит ли говорить, сколько времени, труда и ресурсов было затрачено на то, чтобы первые лозы появились на облагороженных склонах в районе поселка Киляковка! Так что на счету металлурга еще один новый завод – винодельческий, необычное производство, ничего общего с трубами не имеющее. Кроме, разве что, самого Зимовца и его обычного отношения к делу – намечать максимально высокие цели и достигать их по возможности в минимальные сроки.

Сердце металлургии. Фото из личного архива В.Г.Зимовца.

О таких людях, как Зимовец, писать одновременно и легко, и сложно. Легко, потому что личность масштабна, интересы разнообразны, жизнь полна событий и свершений. А сложно, как это ни парадоксально, по тем же самым причинам, так как газетная публикация просто не способна вместить все и сразу. Поэтому мы решили встретиться с Владимиром Григорьевичем в канун Дня металлурга и обсудить темы, которые ему близки.

– Владимир Григорьевич, наступающий праздник «людей из огня и стали», как зачастую называют металлургов, – отличный повод поговорить о трудовой жизни предприятий и директоров.

– История нашей металлургической промышленности, металлургических заводов тесно переплетается с судьбой, историей нашего Отечества – России. Какие бы тяжелые моменты для страны ни наступали, металлурги своими трудовыми подвигами помогали ей справляться с трудностями.

В первые годы Великой Отечественной войны, когда фашистские войска захватили территорию, на которой производилось 70% металлов в стране, когда враг уже стоял под стенами Москвы, тяжелейшие бои шли под Сталинградом, и Ленинград находился в блокаде, в Магнитогорске тоже шла битва. Более 30 тысяч рабочих Магнитогорского металлургического комбината бились за металл, за производство броневой стали, которой катастрофически не хватало. И нашелся такой человек, директор ММК Григорий Иванович Носов, который со словами «Ответственность беру на себя!» сплотил лучших инженеров, строителей и металлургов и в кратчайшие сроки организовал такое производство. Две доменные печи Магнитки были построены не за три-четыре года, как в мирное время, а за 6-8 месяцев каждая. При этом были созданы технологии, не имеющие аналогов в мире.

В ходе Сталинградской битвы был полностью разрушен завод спецсталей «Красный Октябрь». Изуродованные руины и выжженная земля – все, что осталось от металлургического гиганта, крупнейшего производителя металла на юге страны. Казалось, восстановить его невозможно. Звучали серьезные предложения на уровне правительства, чтобы вообще не заниматься восстановлением завода, а создать мартеновское производство с нуля на новой площадке. Для этого требовалось, помимо средств, еще и время – три года. Но нашелся такой человек – Паруйр Апетнакович Матевосян, назначенный директором «Красного Октября» с 12 января 1943 года (до этого был главным инженером), который заявил, что возьмется на этих руинах организовать производство стали. И всего через пять месяцев завод выдал первую плавку! Это был настоящий подвиг. У всех, кто имел отношение к проектированию, строительству, освоению металлургических производств, не укладывалось в голове, как это возможно?

В начале 1960-х годов, когда у нас в стране началось бурное развитие нефтегазового комплекса, мы все трубы для магистральных газопроводов закупали за границей, в Западной Германии, до тех пор, пока канцлер ФРГ Конрад Аденауэр не ввел эмбарго на поставку труб в СССР, сейчас это называют санкциями. Тогда было принято решение строить собственные трубные производства и вводить новые мощности. Любой предлагаемый проект занимал по времени не менее трех лет, а трубы нужны были срочно. Но нашелся такой человек – директор Челябинского трубного завода Яков Павлович Осадчий, который сказал: «Сделаем!» И сделали: вместо трех лет – за год. Это вошло в историю, об этом очень много написано. Потомки будут изучать, как это стало возможным.

Во время визита В.Г.Зимовца на ЧТПЗ спустя годы.

И в наше время часто возникают экономические, политические проблемы, в том числе и в металлургии, но находятся такие люди, которые говорят: «А мы сделаем!» – и делают. Они живут рядом с нами. Как правило, это очень простые и скромные люди. Но какая в них мощь! Какой патриотизм! Какой сплав точного инженерного расчета, профессиональной квалификации, умения мобилизовать коллективы и, главное, брать на себя ответственность. Поэтому в России, как нигде, роль руководителя, роль лидера в промышленности очень много значит.

– По-моему, ваш список можно и нужно продолжить как минимум еще одним именем – Владимир Григорьевич Зимовец. Ведь вы, совсем еще молодой руководитель оборонного производства на Челябинском трубопрокатном заводе, точно так же не побоялись взять на себя ответственность при создании уникальной лопасти – никто же не знал, чем закончится этот непростой процесс. А сколько судьбоносных решений вам приходилось принимать в должности директора Волжского трубного завода и в советское время, когда строился грандиозный электрометаллургический комплекс, и в перестроечное, когда все происходящее было впервые, опереться кроме как на собственную интуицию было не на что, а цена ошибки была неизмеримо высока!

– В перестройку все сферы жизни общества подверглись изменениям. В промышленности, например, крупнейшие предприятия металлургии было решено разделить на более мелкие структурные подразделения. Первым таким предприятием было «Тулачермет», вся страна у них училась, затем Нижнетагильский комбинат, а третьим был Волжский трубный завод, который был разделен на 18 дочерних предприятий. В то время очень бурно шло обсуждение, что лучше: или одно предприятие с жесткой вертикалью управления, или все-таки несколько структурных подразделений, отданных в аренду. Эти споры и сейчас продолжаются.

– А вы что по этому поводу думаете?

– Возможно, именно благодаря разделению ВТЗ выжил в трудные и жестокие времена.

Многие из тех, кто сейчас возглавляет городские предприятия, придерживались такой же схемы обретения максимальной самостоятельности. Надо сказать, что и глава города Лев Михайлович Кириченко был сторонником создания дочерних предприятий.

Я очень люблю Волжский. Всегда любуюсь им и горжусь, что уже практически 20 лет возглавляет город Игорь Николаевич Воронин, которого в 1989 году я принимал на работу на Волжский трубный завод. И когда сейчас я смотрю на город, улавливаю, что Игорь Николаевич тоже впитал этот подход – предоставлять подразделениям и предприятиям большую самостоятельность, оказывать доверие и поощрять инициативу.

Губернатор А.И.Бочаров на заводе «Красный Октябрь». Фото А. Куликова

До сих пор считаю, и жизнь это подтвердила, что арендное предприятие более живучее, более устойчивое и более прибыльное. И мой сын, современный управленец Максим Владимирович Зимовец, тоже придерживается этой точки зрения. У него существует принцип: назначая нового директора, он дает ему на год полную свободу в вопросах финансов, подбора людей, изучения конъюнктуры рынка, составления программ развития. Такой подход оправдан, поскольку по истечении года можно подвести первые итоги. Например, год назад Юрий Викторович Колесников возглавил Нижне-Волжский трубный завод. И сегодня уже 10 российских предприятий изъявили желание вступить в эту компанию! Наглядно? – аренда с предоставлением большей самостоятельности дает лучшие результаты.

– И что, у такой самостоятельности совсем нет минусов?

– Минусы, если не сказать проблемы, в том, что к настоящему времени в стране в целом нарушена система по подготовке директоров к управлению предприятиями, особенно крупными. Хотя объявляются конкурсы, и курсы специальные есть.

А ведь недаром эта наука – управление промышленными предприятиями – разрабатывалась и повсеместно применялась в советское время. Различные школы, институты, академии готовили руководителей. Но в 1990-е годы, с началом приватизации, появились первые собственники предприятий, которые сильно отличались от советских директоров. Зачастую они никогда и на заводе-то не были, хотя бы на экскурсии, но сразу становились генеральными директорами. Эти директорские «погоны» манили всех, как магнит. Во главе завода вставал человек, не понимавший, что такое управление промышленным производством, набиравший на ключевые посты тех, кто заглядывает ему в рот и восхваляет его. Одно время существовал стереотип, что лучший руководитель завода – это юрист, социолог или экономист. Но уж точно не технарь. А впрочем, не так это все и важно – собственная квалификация и текущие дела, главное – командовать. Я же считаю: сегодняшний руководитель должен быть специалистом по профессии.

Лонжероны. Фото из личного архива В.Г.Зимовца.

К тому же неподготовленный человек, садясь в директорское кресло, легко может попасть в криминальную историю. Толку от этого для завода, как правило, не бывает. Сейчас это происходит все реже и реже, но все-таки имеет место быть. Поэтому самое надежное – это готовить руководителей для управления производством. И готовить загодя, потому что это очень длительный процесс. Но даже и он может не привести к конечному результату, так как не каждый способен быть руководителем по разным причинам. Человек может пройти обучение, а вот работать, руководить у него не получается.

Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону: и квалификация повысилась, и процессы отработаны. Но схемы управления – как управлять предприятием и какая степень доверия и самостоятельности должна быть предоставлена руководителю – этот вопрос, на мой взгляд, находится пока в работе.

Я много лет работал и на Урале, и в Волжском, и в Москве. Работал и в советское время, и в переходное, и сейчас, при капитализме, и убежден, что подготовка директоров промышленных предприятий – это очень важная составляющая в бизнесе для процветания нашей экономики.

– Вы сами блестяще образованны, вы прошли знаменитую на всю страну школу Осадчего, которого называете своим Учителем, так что планка у вас высокая. Интересно, а кто из современных руководителей отвечает вашим критериям?

– В Волгоградской области флагман промышленного сектора – Волжский трубный завод. Уверен, это одно из лучших предприятий России. Основная нагрузка, безусловно, ложится на управляющего директора Сергея Геннадьевича Четверикова. Уникальная личность! Я ушел с завода 25 лет назад, с тех пор предприятие увеличилось, наверное, в полтора, если не в два раза. Сергей Геннадьевич умело управляет этим гигантом на протяжении последних 10 без малого лет. Конечно, он человек неслучайный. Получил прекрасное образование, окончил престижный вуз – Уральский политехнический институт, позже – Академию внешней торговли. Возглавлял крупную компанию в Москве, затем Синарский трубный завод, после чего был назначен управляющим директором Волжского трубного. В Волжском он один из авторитетнейших людей. Директору ВТЗ оказано доверие – он депутат Волгоградской областной Думы, кроме того, возглавляет Совет при губернаторе Волгоградской области по развитию промышленности. Сергей Геннадьевич открытый, доступный для общения. Он эталон современного руководителя, по моему мнению. Человек высокой культуры, интеллигентный, вдумчивый, харизматичный. Молодежи есть на кого равняться.

Управляющий директор АО «ВТЗ» С.Г.Четвериков (в центре). Фото Никита Барановский.

– Владимир Григорьевич, раз мы заговорили про молодежь, а молодежь – это будущее, как вы оцениваете перспективы промышленных предприятий региона?

– Я очень болезненно всегда переживал судьбу Волгоградского алюминиевого завода, судьбу «Красного Октября», других предприятий. Трагичная судьба постигла трубный завод в городе Волгограде, это был небольшой, но уникальный завод, который был доведен до жалкого состояния. С появлением в области губернатора Андрея Ивановича Бочарова – не скажу за другие сектора, – но сектору металлургической промышленности было уделено очень большое внимание. Во время одной из встреч еще лет шесть назад меня поразило его глубокое знание проблем алюминиевого завода. Он очень четко выразил тогда свое видение решения этой проблемы, – и сейчас завод работает. Или другой пример – наша легенда, символ Сталинграда, завод «Красный Октябрь». Участь ему выпала очень тяжелая – за последние два десятка лет там менялись собственники, менялись директора, он был доведен до очень плачевного состояния. И только вмешательство губернатора решило все вопросы. Сейчас завод работает, набирает темпы не только по производству, но и по уровню управления. Значительно улучшено качество, значительно расширен ассортимент продукции, есть перспективы, есть очень грамотный и активный управляющий директор – во всем этом огромная заслуга нашего, можно сказать, главного металлурга области – губернатора.

За мою бытность здесь, это 40 с лишним лет, такое же внимание промышленным предприятиям в 80-х годах уделял секретарь Волгоградского обкома партии Владимир Ильич Калашников, который предметно занимался металлургическими заводами, особенно «Красным Октябрем», его реконструкцией, и строительством электрометаллургического комплекса на Волжском трубном заводе. Занимался ежедневно и ежечасно. В результате и «Красный Октябрь» был модернизирован, и ЭМК был построен, который сегодня кормит не только город, но и весь регион.

С приходом Андрея Ивановича все очень оживилось, в металлургическом секторе в том числе. И дай Бог процветания металлургии Волгоградской области, а Андрею Ивановичу и всем-всем, кто имеет отношение к металлургии, – здоровья и неиссякаемой энергии в работе!

– С профессиональным праздником и вас, Владимир Григорьевич! Спасибо за интересную беседу.

Беседовала Ирина Кудряшова