Своих будущих питомцев волжанка спасала от рук мясников и вызволяла из клеток частных зоопарков

1372
реклама

В посёлке Краснооктябрьском на улице Панфилова есть живой уголок, в котором живут лошади, пони, кролики, хорьки, лисы, еноты, а также шёлковые куры и другие пернатые. Основала его Анна Завьялова, руководительница общественной организации «Контур», зарегистрированной три года назад. Как справляется с этим беспокойным хозяйством активистка, решил выяснить наш корреспондент.

Эскадрон, который хотели съесть

Слабость к коням Анна Завьялова испытывала с самого детства и даже брала уроки верховой езды. Повзрослев, окунулась с головой в собственную семейную жизнь, поэтому увлечение лошадьми немного забылось. А 3,5 года назад она увидела объявление о продаже коня, и, в общем-то, с этого приобретения и началась история живого уголка.

– Мне понравилась стоимость лошади – 50 тысяч рублей, и то, что можно было выплачивать сумму в рассрочку. А где она будет жить, я сначала совершенно не думала, – признаётся руководитель общественной организации «Контур» Анна Завьялова. – Любовь к лошадям – это любовь на всю жизнь. Кстати, конь был замечательный, но позже мне пришлось его продать, потому что был слишком резвым для того, чтобы учить детей на нём кататься.

Именно для этого скакуна на арендуемом и по сей день участке площадью 160 на 20 метров и был построен первый денник. А потом конюшня стала разрастаться. Сегодня в ней пять взрослых коней и годовалый пони. Стоит только зайти туда, как животные сразу вытягивают из своих стойл морды, чтобы увидеть посетителя. Они совершенно не против, когда их гладят по тёп-лым бархатным носам, и очень ждут угощения.

Самый взрослый из них – 28-летний Червонец. По меркам непарнокопытных, он уже дедушка, поэтому позволяет себе капризничать, и когда его выводят на улицу, начинает шаркать. Детей он уже не катает, но пообщаться с народом любит. Правда, недолго.
Грома и Зодиака выгнал из табуна, где они росли, главный жеребец, поэтому для них была только одна дорога — на мясо, но Анна с мужем узнали об этом и выкупили животин. В знак благодарности они верой и правдой стали служить своим новым хозяевам. Катают на себе всех желающих, а Зодиак к тому же отлично подошёл и для занятий ипотерапией.

Самый крупный в конюшне жеребец, серый в яблоках Орлик, тоже был взят 2,5 года назад у мясника. Спасли супруги от смерти и 19-летнего одноглазого Лёнчика, который считается самым мудрым – он очень бережно возит всадников, поэтому ему доверяют самых маленьких.

Вместо перьев — мех

Вольеры для более мелких животных тоже появились здесь с самого начала, а первым, кто в них занял место, был ласковый декоративный кролик. Голубоглазке Боне вскоре подарили друга, и между ними возникла любовь со всеми вытекающими из этого последствиями.

Соседями молодоженов по вольеру стали представители породы Рекс с кудрявой шерстью, львиноголовые с пушистыми щеками, калифорнийцы с красными глазами и вислоухие. В общем, кроликов сегодня насчитывается аж 33 штуки.

Рядом с этим пушистым семейством зайцевых через стенку находится не менее пушистая семья фазановых – китайские шёлковые курочки, имеющие весьма необычную внешность. Как таковые перья у них есть только на хвосте и на крыльях, а всё остальное тело покрыто пухом, очень похожим на мех, а кожа у них чёрного цвета. Удивительно и то, что они позволяют гладить себя по «шёрстке». Первую белую четвёрку Анна приобрела в апреле, когда цыплятам было всего по пять дней. А спустя время к ним прибавились три чёрных и два серых собрата. На прошлой неделе одна из самочек снесла первое яичко, которое отдали в качестве лакомства вороне с сорокой.

Эти не уживающиеся в природе птицы сегодня делят один вольер на двоих. И вроде неплохо сосуществуют, возможно, потому, что жизнь их обоих потрепала. Белобоку, однажды слётком выпавшую из гнезда, вызволили из лап собак, которые успели прокусить ей тельце и поломать крыло. Здесь птицу выходили, но на волю отпускать не стали, поскольку самостоятельно жить она бы уже не смогла.

В прошлом году в живой уголок попадали и слётки стрижей. И так как со здоровьем у них было всё в порядке, то, когда они окрепли, им дали улететь на все четыре стороны. А взрослая ворона с перебитым крылом появилась здесь относительно недавно.
Из пернатых в живом уголке есть ещё самка и самец пустельги. Прежние хозяева хотели скормить их лисятам, потому что птицы никак не хотели учиться премудростям соколиной охоты. А у Завьяловых они живут и здравствуют.

Устроившие побег вернулись сами

Пожалуй, больше всех повезло самцу нутрии песочного цвета, ведь в вольере у него сразу три подруги. Здесь же они принимают ванны и отдыхают по 20 часов в сутки. Кстати, спать эти зверьки могут даже в воде, распластавшись на поверхности и подняв нос кверху.

Но все рекорды по сну из местных обитателей бьёт пара хорьков. Алиса и Рик сегодня ожидают пополнения. В прошлом году у них появилось шесть детёнышей. Хорьков отдали в живой уголок люди, которые просто ими наигрались и больше не хотели заботиться о животных.

Что касается нутрий, то несмотря на свою спокойную сущность, всего за год своего пребывания они умудрились устроить побег. Дело в том, что их зубы растут постоянно, и чтобы их стачивать, нужно регулярно что-то грызть. А поскольку их «квартира» обита деревом, то они спокойно прогрызли ход и вышли на свободу. Правда, далеко от постройки удалиться не решились и позже сами вернулись в своё жилище.

Амур и Рафаэлка – лисы. Амура использовали как притравку для охотничьих собак. Чтобы он не мог защищаться, ему в пасть вставляли палку и привязывали её. Из-за этого у бедолаги были сломаны нижняя челюсть и пальцы на передних лапах. В таком состоянии лиса отдали в контактный зоопарк, где его и увидела Анна.

Она уговорила владельца продать ей животное и выходила его. Былые раны больше не беспокоят, но и невооружённым глазом видно, что Амуру в этой жизни досталось. Людям он до сих пор не доверяет, но из рук новой хозяйки лакомства берёт.

Стрессы испытывала и парочка енотов, ранее живших в контактном зоопарке. Девочка с испуганными глазами до сих пор всё время прячется за мальчиком, который считает своим долгом её защищать. В прошлой жизни она на протяжении двух лет висела в клетке вниз головой, чтобы только не видеть людей.

Из тех, кто не боится человека, здесь есть пёс – помесь хаски с волком. По-научному – «волкособ». У прежнего хозяина голубоглазый Макс часто голодал и примерзал шерстью ко льду. Сейчас, завидев людей, он сразу кидается к ним – но не чтобы укусить, а чтобы пообниматься.

Мечты о белках, барсуках и волонтёрах

Из-за этого беспокойного хозяйства Анне пришлось уволиться с работы, и она до сих пор не может себе позволить провести с супругом несколько дней за пределами Волгоградской области, ведь питомцев нужно кормить каждый день. Есть, конечно, и помощники, но они здесь бывают не всегда, потому что средств на оплату их труда нет. Случается небольшая выручка от проведения экскурсий, но если учесть, что посмотреть на животных сюда приезжают человек по 10 в месяц, то это просто слёзы. К счастью, муж и родственники Анны поддерживают её начинание. Общественница признаётся, что с этим беспокойным хозяйством тяжело, но сдаваться она не намерена.

– Однажды стала свидетельницей разговора маленькой девочки с мамой, – рассказывает волжанка. – Находясь в нашем живом уголке, ребёнок показала на лису и сказала, что видела такой воротник у бабушки на пальто, но зверь ей понравился больше. Приятно слышать такие вещи и осознавать, что все твои труды не напрасны, потому что понимаешь – у детей начинает формироваться правильное, гуманное отношение к животным.

В «Контуре» заботятся не только о том, чтобы у питомцев были вкусные и питательные обеды, состоянию их здоровья тоже уделяется особое внимание. Все они находятся на ветеринарном контроле, имеют паспорта и регулярно проходят вакцинацию.
Сейчас на территории начинаются работы по обустройству небольшого пруда с золотыми рыбками и водными гиацинтами. Анна задумывается над тем, чтобы начать проводить здесь «живые уроки» для младшеклассников, и мечтает о том, чтобы сделать для каждого вида животных отдельно стоящие просторные вольеры. Тогда коллекцию живого уголка пополнили бы белки и барсуки. А ещё общественница очень хочет, чтобы нашлись волонтёры, готовые периодически ухаживать за зверями. Поощрением для них станет возможность кататься на лошадях.