Они познакомились в цирке: волжанин — акробат из Росгосцирка и тульская гимнастка, продававшая в антрактах сувениры. Они работали под куполом и растили за кулисами сына. Исколесили Америку и Китай, а теперь живут в нашем городе и тренируют детей.
Мальчик из династии и девочка из Тулы
Алексей Максимов – выходец из славной династии. Фотография его бабушки, тренера Лидии Максимовой, до сих пор украшает стенд «Спортивной школы олимпийского резерва № 2». Его отец тоже посвятил все свое детство и юность гимнастическим снарядам. Маленького Лешу в этот вид спорта никто за руку не приводил. Его присмотрели тренеры, традиционно объезжающие детские сады в поиске юных дарований. Потом были спортивный класс, физкультурный институт и первый опыт цирковых выступлений. Видимо, такая у Максимовых карма — гимнастическая.
И жена Алексея, Катя, тоже гимнастка. Но в отличие от супруга никакой династии в ее роду не было. И родителей рядом тоже не было. Воспитывала Катю бабушка — именно ее девочка звала мамой. А в гимнастику девочка, как и Алексей, попала через детский садик, который посетили тренеры местной спортшколы. Бабушка только рада была отдать ребенка в секцию. По ее глубокому убеждению, дисциплина и хорошая физподготовка – залог крепкого здоровья и успеха в любом деле.
Трудолюбивая и усидчивая девочка сразу приглянулась наставникам: какое задание ни дай, все одно больше сделает. А в 16 лет её жизнь круто переменилась
— Цирковые частенько ходят по секциям и присматривают себе подходящих ребят, — с улыбкой вспоминает Катя. — Вот и со мной так получилось: увидели и взяли в Ставропольский цирк. А я и согласилась, выросла ведь в неполной семье — выезжать куда-то возможности не было, хотя очень хотелось. Да и перед публикой выступить было интересно. Только пробыла я там недолго. Коллектив в основном семейный был, и мне, одной девчонке-подростку, как-то неуютно было. Одиноко, что ли. В общем, вернулась я в Тулу и пошла учиться.
Отучилась Катя четыре года в лицее, получив диплом пекаря-мастера, а затем еще и подработку на лето взяла – продавала в парке мелочевку всякую для детворы. Бабушки не стало, нужно было как-то крутиться. В тот момент в Туле Росгосцирк гастролировал, вот подружка из тамошней подтанцовки и предложила в антракте у них поторговать. Тут они с Алексеем и приметили друг друга. Через какое-то время он попросил Катю переехать к нему, затем свадьба, беременность и рождение сына Артема.
Караванная жизнь и китайский контракт
В это же самое время случился контракт на работу в Америке, подписанный с группой воздушных акробатов. Первым улетел Алексей, а Кате понадобилось время, чтобы оформить документы. Но свои четыре месяца Тёма уже справил в автокараване циркового шапито в Нью-Йорке. Потом были Бостон и Бриджуотер. И как-то незаметно мальчику исполнился год.
— Дольше всего мы стояли в Нью-Йорке, — вспоминает Катя, — четыре месяца. Новый 2015-й год отмечали там, жили в автокараване, останавливались на специальных площадках с подключением к коммуникациям. Иногда шланги перемерзали… Те, кто поопытнее, запасались утеплителями. Было, конечно, интересно, хотя за год караванная жизнь поднадоела. Но к этому времени мы уже знали, что руководство заключило контракт с китайцами.
На этот раз акробатов ждал полустационарный цирк Шанхая и уже не автокараваны, а квартиры, что было гораздо удобнее и комфортнее. Контракт был заключен на полгода, но воздушные гимнасты провели в Поднебесной четыре с половиной года, выезжая раз в год на месяц домой. Китайская гастрольная география россиян была внушительной: Нанкин, Тайюань, Таншань, Циндао, Шэньчжэнь, Сиань, Руйан и город Ордос из автономного района Внутренняя Монголия.
— Сначала было интересно, но потом начались трудности, — рассказывает Катя. — Общаться с китайцами оказалось гораздо тяжелее, чем с американцами. Совсем другой менталитет: они даже жестов наших не понимают! Очень проблемно было закупаться, Тёме нужно было хорошее детское питание. Наш переводчик был в основном для посольства, поэтому подбор продуктов проходил методом «тыка»: одно попробовали, другое, третье… Сложно было и себе подобрать пищу. Все, что подавали в китайских кафе, было очень острым. А еще жутко раздражало, когда на улице практически каждый второй китаец норовил потрепать Тёму за щечку. Так они выражали свое восхищение европейским ребенком. Артему это тоже поднадоело, и со временем он научился мастерски шлепать их по рукам…
Но самое интересное, что именно здесь, в Китае, Катя после долгого перерыва начала выступать. Однажды, когда руководство укомплектовало второй состав «воздушного полета», одной из гимнасток пришла пора уходить в декрет. Девушка предложила Кате себя заменить и поучить полетам. Переговорив с мужем, она дала согласие, а потом получила предложение перейти в команду Алексея. И целых два года они «летали» вместе.
— Я всегда доверяла мужу, — продолжает наша собеседница, — поэтому работать с ним было комфортно и спокойно. А однажды я на целый месяц отпустила с ним Тему. Это было, когда его состав отправился в Циньхуандао – город на побережье Бохайского моря. Для меня это было испытание. До этого момента я никому и никогда не оставляла сына. И все получилось.
Сложно усидеть на месте
В декабре 2020-го ребят отпустили в отпуск. Вначале они отправились в Таиланд, а потом, в феврале, приехали в Россию и по традиции посетили родственников. А дальше случилась пандемия…
— У нас на руках были билеты в Шанхай с вылетом, кажется на 10-е число, а 5-го уже перекрыли границы, — продолжает наша собеседница. — И мы остались в России без всего – ведь приезжали ненадолго, и ничего с собой не брали. Тёма до сих пор вспоминает, что у него там осталась копилка… Мы планировали остаться в Китае до того, как сын пойдет в школу. Может, даже начали бы учиться в школе при посольстве.
Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах…
— Сначала мы ждали, когда стихнет первая волна, — делится с нами Катя. — Для нас, привыкших к кочевому образу жизни, было безумно сложно сидеть на одном месте. Тёма тем временем прошел подготовку к школе в «Русинке». Потом мы ждали, когда схлынет вторая волна. Сын как раз закончил первый класс. Я забеременела и родила Тимура. Сейчас ему четыре месяца, как Тёме, когда тот оказался в Нью-Йорке. А мы все еще здесь. И самое интересное, что уже никуда не собираемся. Алексей тренирует детей, Тёма учится в спецклассе. Две тренировки в день. Династия продолжается…
Новый режим, тренерская работа Алексея, учеба и спорт Артема, уход за маленьким Тимуром постепенно внесли свои коррективы в жизненный распорядок семьи Максимовых. И, казалось, они забыли про цирк и ощущение полета… Но это не так.
— Мы часто пересматриваем ролики с выступлениями, — делится своими эмоциями Катя. — И очень хочется снова полетать, снова ощутить адреналин и чувство высоты. Сделать сальто, бланш, пролететь в шпагате… Ведь страха у нас никогда не было. Ни в цирке, ни в гимнастике. Хотя многие на наших глазах приходили в полет и не могли даже спрыгнуть в сетку с каких-то 12-15 метров…
И, глядя на этих ребят, вдруг понимаешь, что в их душе у страха просто нет шанса. И дети, которых они воспитают в семье и в спортзале, будут, как и они, обречены на бесстрашие и жажду полета.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru