В городском выставочном зале проводят «Параллель»

920
реклама

Параллельные пересекаются
-Картины Николая Симкина лиричны и возвышенны, у Вячеслава Махова – динамичные, напряжённые работы, — поделилась впечатлениями искусствовед Ольга Малкова. — Однако в одном пространстве эти полотна создают удивительную гармонию и единство.

Мир Николая Симкина – уютный, домашний, «камерно-кремовый», как сказал кто-то из зрителей. Здесь всё просто и основательно: люди трудятся на своей земле, занимаются привычными делами, радуются жизни. Даже Рыцарь печального образа. На полотнах много солнца – они словно освещают хмурый осенний день.

симкинмахов7

Вячеслав Махов постоянно удивляет. Мощная, «на нерве» древнегреческая серия соседствует с лубком, абстрактные композиции – с жанровыми работами. Зритель, увидевший их впервые, наверняка решит, что все они принадлежат кисти разных авторов: настолько несхожи меж собой эти картины. Мир художника парадоксален и афористичен, до него, как сказал кто-то из присутствующих, нужно дотянуться, домыслить, чтобы понять, какую идею хочет донести автор до зрителя. Но не факт, что ответ будет верным.
Потому и интересно.

симкинмахов11

О творчестве и о себе
Вернисаж прошёл в форме диалога – художники отвечали на вопросы зрителей.
-В прошлом году в Волгограде проходила большая выставка волжских художников, — сказал Вячеслав Махов. – Наши с Николаем работы повесили рядом – и вдруг выяснилось, что они удивительным образом совпали. Да, они разные по манере письма, по стилю, но есть нечто общее – наше восприятие действительности.
-А для меня эта выставка – закономерность, — возразил Николай Симкин. – На самом деле, у нас куда больше общего, чем кажется на первый взгляд. Благодаря этой экспозиции, открыл для себя Вячеслава как интересного художника-графика.

симкинмахов3

-Вячеслав, как пришла идея графической серии иллюстраций к «Илиаде» Гомера?
-В прошлом году я прочитал книгу Эрика Доддса «Греки и иррациональное», в которой автор, опираясь на античную литературу и философию, исследует природу человеческого бытия. Меня эта книга поразила, поскольку на греках я был буквально «повёрнут» в школьные годы. Однако в юности «Илиаду» не осилил. Говорят, каждой книге своё время. Лишь познакомившись с книгой Доддса, взахлёб прочитал великую дилогию Гомера. Поразила её актуальность. Более того, я считаю, что человек, не знакомый с этими книгами, не может считать себя образованным – в «Илиаде» и «Одиссее» собрана вся мировая литература. Для иллюстраций я взял самые острые и напряжённые моменты. Работал над серией около месяца – для меня это очень быстро, практически сделал её на одном дыхании.

симкинмахов4

-Принято говорить, что художник ощущает дух своего времени и старается передать его на полотне. Какой он – ваш «дух»? И творчество какого художника – волжского или столичного, на ваш взгляд, наиболее ему созвучно?
-В последние годы меня не покидает ощущение, что я живу не в своё время, вне времени. Потому – я просто живу и занимаюсь творчеством, — признался Николай Симкин. – На мой взгляд, актуально творчество Вячеслава Махова.

симкинмахов5

-Всё чаще прихожу к выводу, что в советскую эпоху было немало хорошего, — констатировал Вячеслав Махов. – Однако большой его минус – нехватка информации. Сегодня я каждый вечер, как маньяк, сижу в соцсети «Вконтакте» и скачиваю работы художников – известных и неизвестных, тех, чьё творчество считается классикой – и о ком спорят искусствоведы. Искусство должно быть разным, и оно не может нравиться всем. Мне, как дизайнеру, интересен абстракционизм. Многим кажется, что абстракционисты писали упрощённую картину мира, но это не так. О том же «Чёрном квадрате» Казимира Малевича можно сказать на порядок больше, чем о полотнах Ивана Шишкина. Шишкин – классик, у него всё просто и ясно, а о работах Малевича можно спорить, искать в них скрытый смысл.

симкинмахов6

…Кумиров в творчестве у меня нет. Хотя нравятся, повторюсь, многие авторы. В работах последних лет я, как мне кажется, всё больше «ухожу в себя», стараюсь искать что-то новое, оригинальное. Всё больше прихожу к выводу, что художник делает больше того, что может, и больше того, что понимает.

симкинмахов8

-Смысловым центром экспозиции вы, Вячеслав Юрьевич, назвали свой «Чёрный квадрат». Что это: шутка, впечатление, подражание?
-Это перифраз – некое иносказание, непрямая отсылка к картине Малевича, моя вариация на тему. А в самой картине Малевича, на мой взгляд, заключено два пространства: белое – нечто осязаемое, материальное, чёрное – иррациональное, метафизическое. Объединяясь, эти две «стихии» мощно воздействуют на зрителя.

симкинмахов9

-Николай Семёнович, из работ последних лет ушла яркость – вы используете минимум цветовой гаммы. Почему?
-Это своеобразный эксперимент. Мне интересно взять одну-две краски и выжать из них всё возможное, добиться выразительности минимальными средствами.

симкинмахов10

-И, наконец, что такое вдохновение?
-Для меня не характерна пушкинская одержимость, — сказал Вячеслав Махов. – Идея новой работы обычно возникает из разных фрагментов: что-то снится, что-то вижу в окружающей действительности, что-то приходит из книг. А в процессе работы она так захватывает, что уже не я решаю, какой будет картина – она словно сама диктует, какой ей быть.

симкинмахов12

симкинмахов13