В каком месте окажется российская провинция

546
реклама

Чем не очередной повод для национальной гордости: по объему валового внутреннего продукта Россия вышла на пятое место в мире, впервые обогнав в этом рейтинге Всемирного банка Германию. Впереди только США, Китай, Индия и Япония.

Но давайте все же не будем забывать, что так называемый паритет покупательской способности государственной валюты – это парадный фасад национальной экономики. Реальную же ее состоятельность принято оценивать по другим показателям. Например, по величине валового национального продукта в пересчете на душу населения. В этом рейтинге у нашей страны все уже не так радужно – лишь 59-е место. В среднем на каждого россиянина приходится в год 12 тысяч 700 долларов – в три с лишним раза меньше, чем в Германии, и в четыре раза меньше, чем в США. Кстати, расчеты Всемирного банка делались без учета растущего из год в год имущественного расслоения россиян. Если вспомнить, что, по официальным данным, доходы самых богатых граждан страны в среднем превышают доходы самых бедных в 16 раз, реальное отставание от развитых государств будет еще более значительным.

И это далеко не единичный пример. В ежегодно составляемом Организацией Объединенных Наций индексе развития человеческого потенциала, учитывающем уровень благосостояния, степень социальной справедливости, расширение прав и возможностей граждан, Россия занимает 53-е место. В качестве дополнительной иллюстрации эксперты ООН привели рейтинги, характеризующие развитие образования и здравоохранения. В первом родина некогда самого читающего народа в мире помещена на 49-е место. А по уровню расходов на охрану здоровья населения (3,2 процента от ВВП) оказалась и вовсе 109-м.

Сдает позиции даже краса и гордость отечественной экономики – концерн «Газпром». В рейтинге самых дорогих компаний мира, составленном по итогам 2012 года, правопреемники национального достояния опустились сразу на двадцать шесть позиций – с 31-го места на 57-е. Утешением, пусть и слабым, можно считать разве что соседство, в котором они оказались – Walt Disney и MсDonald’s.

Вот на таком, далеко не оптимистическом фоне развернется в ближайший месяц борьба за голоса избирателей на муниципальных выборах. Легкой жизни у их победителей не предвидится. Хотя бы потому, что столь же стремительно, как имущественное расслоение между различными категориями россиян, углубляется пропасть в экономических возможностях российских регионов. В привилегированном положении здесь, разумеется, Москва. В ее годовом бюджете на одного столичного жителя приходится 147 тысяч рублей, в то время как в Волжском этот подушевой показатель едва дотягивает до 12 тысяч.

К таковому вот кричащему финансовому неравенству привела укоренившаяся система распределения финансовых полномочий между федеральным центром, регионом и муниципальными образованиями, которым в этой схеме изначально была отведена незавидная роль бедных родственников. В прошедшем году, например, из 12-ти миллиардов налоговых поступлений, собранных на территории Волжского, в его распоряжении осталась только пятая часть. Остальные были переадресованы в государственную и областную казну.

В этих красноречивых цифрах и сокрыт ключ к пониманию того, почему трехсоттысячный город-донор вместо динамичного развития вынужден из года в год балансировать на грани выживания. Ведь федеральные и областные дотации, поступающие в Волжский по целевым программам, компенсируют, в лучшем случае, лишь 15 процентов от тех налоговых сборов, что перечисляются в Москву и Волгоград.

Столь удручающий финансовый дисбаланс, хочешь не хочешь, а заставляет муниципальные власти вводить режим строжайшей экономии, получивший на современном отечественном новоязе маскирующее название «оптимизация». Экономить приходится практически на всем. В прошлом году, в сравнении с предыдущим, в минусе оказались образование, социальная защита населения, жилищно-коммунальное хозяйство, физическая культура и спорт. Ну а чтобы не было и того хуже, приходится прибегать к заемным средствам. И чем дальше, тем больше. В 2012 году муниципальный долг составил 1 миллиард 195 миллионов рублей. В нынешнем он может увеличиться еще на 200 миллионов рублей.

Образно говоря, при существующем регламенте межбюджетных отношений волжский бюджет больше всего напоминает пресловутый Тришкин кафтан, на котором новые прорехи появляются быстрее, чем удается залатать старые. Но не торопитесь кидать за это камни в городское начальство. По уровню управления муниципальными финансами оно – одно из лучших в регионе, ненамного уступая только коллегам из Камышина, но уверенно опережая администраторов из областного центра. При исполнении городского бюджета в спущенные сверху нормативы муниципальные власти уложились, причем даже с запасом. Так может, в этих самых нормативах пора что-то поправить?

Хотя, если честно, надежд на это пока мало. Как заявил на недавнем правительственном заседании по бюджету Дмитрий Медведев, в 2014 году российскому кабинету министров, чтобы сохранить макроэкономическую стабильность, придется пойти на оптимизацию расходов федерального бюджета, отметив, что мера эта – болезненная, но вынужденная.

Судя по всему, до перераспределения национальных финансовых потоков в пользу регионов и муниципалитетов, о необходимости которого в высших коридорах власти заявлялось уже неоднократно, дело опять не дойдет. А значит, сухая алгебра межбюджетных отношений по-прежнему не сможет гарантировать гармонию семейного благополучия для жителей большинства российских регионов и муниципалитетов, которым не посчастливилось обнаружить в своих недрах хоть толику нефти или газа. Так что без собственной антикризисной программы Волжскому не обойтись. Из этого и надо исходить, оценивая предвыборные обещания кандидатов на кресло мэра.

 Фото: http://blog.store-apple.ru/brend-apple-dognal-coca-cola-v-reytinge-mirovyih-brendov/