В Волжском на фестивале колокольного звона семилетний вундеркинд из Бронниц исполнил свою импровизацию

1577
реклама

9 октября соборный храм Иоанна Богослова отметил свой престольный праздник, и в этот же день на его территории состоялся Епархиальный фестиваль колокольного звона «Благовест».

В нём приняли участие звонари не только из Калачёвской, Волгоградской, Урюпинской епархий, но и Московской.

С профессией определился в 3 года

Фестиваль колокольного звона — традиционное мероприятие для Волжского. Оно проводится уже на протяжении 20 лет. В этот раз поучаствовать в нём приехали всего 15 человек, хотя в прежние годы их было больше. Причиной изменения ситуации организаторы считают пандемию коронавируса.

Своеобразной сценой для конкурсантов стала колокольня соборного храма высотой с девятиэтажку. Каждому давалось полторы минуты на то, чтобы продемонстировать своё мастерство. Звонари исполняли архиерейский, праздничный, пасхальный и воскресный звоны. А самый юный участник семилетний Матвей Белогубов из подмосковных Бронниц представил собственную импровизацию на основе Преображенского звона.

Его мама Анастасия рассказала, что в три года мальчишка, любивший смотреть фильмы об истории храмов, заявил, что хочет быть звонарём. А когда ему исполнилось пять лет, он пошёл в специальную школу. Она находилась в 40 км от дома, но для родителей это расстояние не стало преградой, поскольку в учреждении согласились обучать юное дарование игре на колоколах. Занятия проводились в течение года каждую субботу и воскресенье и длились по два часа. И теперь в храме Михаила Архангела в Бронницах Матвей каждое воскресенье звонит на колокольне наравне со своим взрослым коллегой.

Анастасия Шаталина, мама Матвея

Колокола лучше фортепиано

В нынешнем году мальчик пошёл сразу в две школы — образовательную и музыкальную. В последней стал учиться по классу фортепиано, и уже после третьего занятия начал подбирать и играть двумя руками гимны России и Белорусии.

— Колокола всё равно лучше, чем фортепиано, — заверяет Матвей. — Потому что они бывают очень-очень большими. Самый огромный из них весит 72 тонны и находится в Троице-Сергиевой лавре. Я там был со своим учителем, но пока в него не звонил.

Смышлёный мальчуган объездил немало городов России. В последнее время очень хотел увидеть и Волгоград, так как это «город-Победы, где советские солдаты дали отпор фашистам», поэтому обрадовался появившемуся поводу. На фестивале юный звонарь совершенно не волновался. Лишь попросил, чтобы верхнюю верёвку, соединяющую два колокола, ему сделали немного длиннее, чтобы он смог до неё дотянуться.

Внизу, на сцене выступали также воспитанники православного детсада «Светлица», коллективы и вокалисты Волжского и Волгограда. Каждый номер был хорош по-своему, а самыми энергетически заряженными стали песни ансамбля «Дон-аккордеон».

воспитанники детсада «Светлица»
ансамбль «Дон-аккордеон»

Рядом с центром «Покров» расположилась площадка прикладного искусства. Свои работы представили участники объединения «Сретение» храма Святых Новомучеников. А ребята из клуба исторического фехтования «Драккар» учили всех желающих изготавливать поршни — обувь из кожи, которую носили северные народы десять веков назад, а также плести настоящую кольчугу.

Мероприятие не предполагало состязательного момента. Но в самом начале было заявлено, что для одного из звонарей учреждён архиерейский приз. Для объективности оценки имена конкурсантов не называли. Они выступали под номерами.

Позже епископ Калачёвский и Палласовский Иоанн признался, что ему было трудно определить лучшего, поэтому награды оказалось две. Их получили звонарь камышинского храма Илии Пророка при войсковой части Максим Штуккерт,

а также выпускник школы звонарей при Казанском кафедральном соборе Волгограда Алексей Чумаченко, который уже был удостоен архиерейского приза и в минувшем году.

Алексей Чумаченко

Удивительный ребёнок

Матвею, как и всем остальным участникам, достался диплом.

А руководитель Волгоградской школы звонарей Александр Моренов, проводивший на фестивале мастер-класс на передвижной звоннице, высоко оценил выступление юного гостя.

Александр Моренов и Матвей Белогубов

— Мне понравилось, как Матвей составляет композицию и уверенно импровизирует, — отметил Александр. — Он слушает колокола и исходит из звучания набора — такой навык приходит не сразу, а с опытом. У мальчика хорошие способности. Бледно на фоне других участников, он совершенно не выглядел. Вот если бы звонница была под его рост, думаю, он сыграл ещё лучше. Я вообще не встречал мальчишек его возраста, которые бы с таким желанием звонили.

Александр Моренов проводит мастер-класс

Участие в подобных фестивалях Матвей принимает регулярно. Например, минувшей весной он также оказался самым младшим участником, и в возрастной категории до 10 лет среди 15 конкурсантов занял первое место.

Матвей Белогубов со взрослыми звонарями говорит на одном языке, и всё же остаётся ребёнком. В поездках мальчика всегда сопровождают две фигурки ангелов, которые, по его словам, символизируют Божественный свет и двух его лучших друзей — батюшку Серафима из его родного прихода и певчего — мальчика Тёму. И берёт он их с собой, чтобы не скучать.

Также смотрите на нашем сайте и видеосюжет с мероприятия.